План-конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Палеева Юлия Александровна

План-конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_estestvoznaniyu_4_klass.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области  профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: «Почва. Состав почвы».

Возраст: 4 класс

Выполнила  студентка 32 - шк. группы

Специальность 44.02.02  Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

г. Черняховск, 2018 год.

План-конспект урока по программе: УМК «Школа России»

Окружающий мир: Учебник, рабочая тетрадь: 4 класс, в 2 ч. Ч.1/ -

А. А. Плешаков.

Целевой компонент урока:

Тема: «Почва. Состав почвы».

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: создание благоприятных условий для продолжения формирования  у обучающихся знаний о почве, дать представление о составе почвы и её свойствах.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить понятие «почва», познакомить обучающихся с составом почвы и её свойствами,  способствовать усвоению новых знаний.

Развивающие:  развивать навыки практической деятельности (опыты); развивать познавательную деятельность обучающихся, активность; способность наблюдать, мыслить, делать выводы, воспроизводить изучаемый материал; способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного процесса.

Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю; воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.

Планируемые результаты:

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно, точно; способствовать формулированию собственного мнения и позиции; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; научить учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.

Метапредметные:

Познавательные:  умение выявлять сущность, особенности объектов, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой опыт; умение работать с информацией, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей, обобщение; анализ объекта с целью выделения общего признака, структурирование знаний, построение речевого высказывания, доказательство.

Личностные:  сформировать нравственные качества обучающихся: любовь к природе, родному краю; воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру; научить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь «Окружающий мир» №1, автор: А. А. Плешаков, проектор, презентация , листы с тестами 32 штуки.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У.: Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Тихо садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

У.: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку:  учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

3) Мотивация к обучению и познанию. Слайд 2

У.: Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро

Улыбчивым лицам!

У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

II. Актуализация умений и знаний.

У.: Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.

1.о

З

е

р

о

2.в

Е

т

е

р

3.к

а

М

н

И

4.г

Л

и

Н

а

5.р

А

с

т

е

н

и

Я

1. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2. Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.        

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3. Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг – чертополох. (Камень)

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5. Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

У.: Теперь давайте проверим то, что у вас получилось. Слайд 3

III. Открытие новой темы. Целеполагание .

1) Введение в тему. Целеполагание. 

У.: Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей)  Слайд 4,5

У.: Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

О.: Земля.

У.: У слова «земля» есть несколько значений.

У.: Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Что такое почва? Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? Слайд 6

О.: Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Слайд 7

У.: Сегодня вы будете учеными – исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? Слайд 8

О.: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

У.: План исследования.  Слайд  9

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Результаты исследования

Внешний вид

Изучение при помощи лупы

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

У.: Карточки – описание опытов.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2. (Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3. (Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4. Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5. Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

У.: Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

О.: Вывод: в почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

У.: Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы?

О.: Микробы

IV. Физминутка. 

1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться (тело сгруппировать, плечи свести, руки согнуть в локтях и прижать к груди)

3. Весной солнышко согрело землю.

4. Семя отогрелось (распрямиться)

5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)

6. И оно начало расти (подняли руки)

7. Появились корешки у семени (потопали ногами)

8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)

10. Появлялись всё новые и новые листочки.

11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись).

V. Закрепление изученного материала.

У.: На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Карточки.

                    

                    

У.: Остались ли у вас карточки?

О.: Да.

У.: Почему?

О.: Потому что они подходят к составу почвы.

У.: Какие лишние?

О.: Стекло, бумага, пластик.

У.: Давайте проверим на слайде, так ли вы выполнили задание. слайд 10

У.: Посмотрите на слайд 11. Растут ли здесь растения?

О.: Нет.

У.: Почему не растут?

О.: Нет земли.

У.: Подберите синоним к слову «земля» .

О.: Почва, грунт.

У.: Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. слайд 12

У.: Как  же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

У.: Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему. Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки,  кроты. Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано. Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

У.: Работа по учебнику. Стр. 67.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст.  Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют «чудесной кладовой»?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

VI. Итог урока. Рефлексия.

У.: «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником.) Перед каждым ребенком - бабочка.  Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.  Объясните, почему. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

Домашняя работа

У.: В учебнике стр.67 – 75 читать и пересказывать, рабочая тетрадь на стр. 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....