Главные вкладки

    Урок-путешествие по окружающему миру для 3 класса "Гжель-мой край родной" в рамках дня открытых дверей.
    план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

    Сафонова Наталья Александровна

    Путешествие в историю промысла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_gzhel-moy_kray_rodnoy.docx22.87 КБ
    Файл slova_pesni_gzhel_zapala_v_serdtse_mne.docx13.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по окружающему миру «Гжель-мой край родной.»

    Цель: познакомить с историей возникновения Гжельского промысла, обобщить знания детей о производстве изделий, вспомнить о знаменитых людях Гжели.

    Планируемые результаты: учащиеся узнают о появлении и производстве фарфора, особенностях гжельской росписи, научатся работать в группах, выполняя традиционные мазки гжельской росписи, объяснять значение слов, связанных с народным промыслом, бережному хранению наследия родного края.

    Оборудование :Шаблоны тарелок для росписи,синяя гуашь,кисти,конверты с заданиями,презентации,интерактивная доска,проектор,выставка гжельских изделий и книг о Гжельском крае.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Актуализация знаний.

    Беседа о изделиях,представленных на выставке.

    -Что объединяет все эти изделия?(Они сделаны во Гжели).

    -Чем общего в их исполнении?(цвет,т,е.роспись, то,что они сделаны из фарфора)

    3.Самоопределение к деятельности.

    Кто догадался,о чем сегодня пойдет речь на уроке?(на экране –тема урока)

    4.Работа по теме урока.

    А)Наши ребята знают много стихов о родном крае. Давайте их послушаем (3а и3б)

    Стихи про Гжель

    Поверить трудно: неужели 
    Всего два цвета? Чудеса!.. 
    Вот так художники из Гжели 
    На снег наносят небеса! 

    Из глубины веков до наших дней,

    Старанием мастеров умелых,

    Русь украшает чудо-Гжель

    Узором синим в платьях белых.

    Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та! 
    Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! 
    Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк! 
    С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь! 
    Сотворили это чудо не за тридевять земель 
    Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель! 
    Край фарфорового чуда, а кругом него леса 
    Синеглазая посуда, как весною небеса! 
    Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе! 
    Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

    Весеннее украсят утро

    Чудесной гжели нежные букеты,

    И легким ветерком как будто,

    На нас подует жарким летом.

    Порой осенней в ярких красках

    Природы милого творенья,

    К нам гжель приходит снежной сказкой,

    Зимы, предвидя приближение.

    Ну а зимой, холодной, вьюжной,

    Согреет нас огнем камин,

    В котором, жаркий пламень дружит

    С узором сине-голубым.

    Незатейливый узор

    Из оттенков краски,

    Глина белая, фарфор –

    Атрибуты сказки!

    Словно детская рука

    На кусочках глины

    Рисовала в три мазка

    Синие картины.

    Чашек круглые бока

    Расписав в колечки,

    В лепестки и облака –

    Изразцы для печки,

    Голубые  кружева,

    Кобальтовый иней,

    Будто вьюга намела

    Завитушки линий.

    Налепила для игры

    Синие фигурки,

    Для забавы детворы,

    Зайцев и свистульки.

    Скрыта в лёгкости мазка

    Тайна чудо - глины.

    На Руси  живёт века

    Промысел старинный.

     Б) Давайте теперь узнаем поподробнее об этом промысле

    ( презентация о Гжельском промысле –прил.1)

    В) Работа в группах.

    Вы посмотрели материал о Гжельском промысле, были  на экскурсия на производстве «Синь России» и ООО «Галактика». Узнали много полезной и интересной информации.

    На ваших столах конверты с заданием. В них-слова  по теме урока. Нужно обсудить значение каждого слова в группе и выбрать ребят, которые объяснят значение этих слов. А  другие слушают внимательно и при необходимости добавляют ответы детей.

    1-я группа : кобальт,скульпрура,сувенир.

    2-я группа:живописец,фуксиновый контроль,литейщик.

    3-я группа:клеймо,шликер,эскиз.

    4-я группа:гончар,глина,глазурь.

    5-я группа:мазок,форма,кустарь.

    6-я группа:промысел,обжиг,роспись.

    Обсуждение .Ответы детей.

    5.Физминутка.

    Исполнение упражнений под музыкальное сопровождение.( песня с видео-презентацией «Сказочная Гжель»)

    6.Работа в группах.

    Просмотр видеоролика «Исполнение знаменитого мазка Гжельской росписи)

    Мы предлагаем вам попробовать себя в качестве живописцев.  На столах  лежат необходимые предметы и шабон тарелки. Предлагаем выполнить роспись по краю тарелки Гжельским мазком. Договоритесь в группах, кто сколько выполнит мазков. Вам дается на выполнение работы 5-7 минут. Готовые работы выносим на нашу выставку.

    Ученица нашего класса Трифонцева  Александра приготовила вместе с мамой и Н.А. презентацию о нашем крае и хотела бы  вас ней познакомить .

    Рассказ учителя:

    Логинов Виктор Михайлович Героя Социалистического Труда СССР, лауреата Государственных премий СССР и РФ, заслуженного работника культуры РФ, доктора педагогических наук, первого ректора Гжельского государственного художественно-промышленного института, академика Международной академии керамики в Версале, Международной академии информатизации в Нью-Йорке, члена многочисленных общественных организаций. В.М.Логинов имел международные и наши правительственные награды.

    Родился В.М. Логинов 15 февраля 1938 года в поселке Шипилинск Красноярского края .В 1946 году Виктор пошел в школу. Один букварь – на класс в  тридцать человек. Чернила готовили из свеклы с добавлением сахара. Бумаги не было. К тому же, чтобы посещать школу, необходимо было заранее заготовить и сдать два куба дров. Но учеба давалась ему легко, особенно математика, а красивый почерк пригодился ему при работе в Гжели. Он рос сообразительным, неторопливым, относительно спокойным, учился и делал все основательно. Любил плавать, заплывал при этом далеко. В 1953 году семья переехала в Назарово, где он и продолжил учебу. В шестнадцать лет пошел работать, но Виктор жаждал знаний, хотел учиться, Виктор поступил в Московский инженерно-физический институт, а через год перешел в Московский энергетический институт, один из престижных институтов страны.


    Виктор Михайлович, авторитетный руководитель, как ребенок «носился» с этими планами и уже видел свою Гжель и городом-садом, и наукоградом, и столицей отечественной керамики, с монументами в честь многих поколений народных мастеров, представлял жилые и общественные здания, облицованные яркой гжельской керамикой по примеру ряда европейских стран. Его называли сказочником, но он успел сделать очень многое, а главное – вывел бренд «гжели» на международный уровень. В мире практически нет страны, где не знают о гжельской продукции – символе нашего государства.
    В августе 2018 года завод «Электроизолятор» отметит свой 200-летний юбилей. В следующем году гжельцы готовятся отметить 700-летний юбилей народно-художественного промысла «гжель», выведенного на международную орбиту Виктором Михайловичем Логиновым. 


    О В.М.Логинове написано много статей, очерков, сняты фильмы, напечатаны интервью, изданы буклеты, брошюры, книги. И везде он то среди рабочих, то со студентами или школьниками, то рядом с четой Горбачевых, с Людмилой Путиной, Валентиной Матвиенко, Евгением Примаковым, Никитой Михалковым, Майей Плисецкой, Людмилой Зыкиной, то в Доме журналистов, то на подводной лодке, то в составе делегаций в Вене, Лондоне, Германии и т.д.  Виктор Михайлович писал много (более 200 работ) в местные, областные, центральные издания, в сборники научных трудов. 


    На гранитной плите, под которой он покоится с 29 октября 2009 года написано: «Гжель – моя судьба» и стоит его каллиграфическая подпись.

    7.Рефлексия

    -Что нового узнали?

    -Кто доволен своей работой на уроке?

    -Кто хотел бы побольше узнать  о данном промысле?

     Вы молодцы, за урок всем 5!



    Предварительный просмотр:

    Гжель запала в сердце мне, и зимой и по весне

    Яркою волшебною картиною

    Русской красотой,звонкой добротой

    И рассветной песнью соловьиною

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...

    Покорила наша Гжель Вену,Гамбург и Марсель

    Полетела синекрылой песнею

    Даришь ты мечту,даришь красоту

    Как Жар-Птица дивная кудесница

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...

    ____________________________________________________________________________

    Гжель запала в сердце мне, и зимой и по весне

    Яркою волшебною картиною

    Русской красотой,звонкой добротой

    И рассветной песнью соловьиною

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...

    Покорила наша Гжель Вену,Гамбург и Марсель

    Полетела синекрылой песнею

    Даришь ты мечту,даришь красоту

    Как Жар-Птица дивная кудесница

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...

    _____________________________________________________________________________________

    Гжель запала в сердце мне, и зимой и по весне

    Яркою волшебною картиною

    Русской красотой,звонкой добротой

    И рассветной песнью соловьиною

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...

    Покорила наша Гжель Вену,Гамбург и Марсель

    Полетела синекрылой песнею

    Даришь ты мечту,даришь красоту

    Как Жар-Птица дивная кудесница

    Гжель,Гжель, сказочная Гжель

    Песня задушевная,хорошая

    Будто белая метель,будто белая метель

    Синие цветы запорошила...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

    Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

    Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

    Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

    Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

    Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

    Познавательно – творческий коллективный проект в рамках предметной недели по окружающему миру «Зимующие птицы нашего края»

    Тип проекта: познавательно-творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный (одна неделя)Возраст:7 - 12 летУчастники: педагоги, обучающиеся, родители.Внешним продуктом...

    Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

    Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...

    Интегрированный урок в рамках дня «Открытых дверей для родителей».

    Программа: «Школа России» Класс: 2 Б Оборудование: персональные карточки, презентация, мультимедиапроектор, система голосования, алфавит, толковый словарь, ручка. Планируемы...