Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Грушина Светлана Натанильевна

УМК "Школа России". Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 3 класса на 2018-2019 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_3_okruzh_mir.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе)правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учёт о установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение

по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- находить на карте страны — соседи России и их столицы;

- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- вырабатывать правильную осанку;

- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- раскрывать роль экономики в нашей жизни;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- понимать, как ведётся хозяйство семьи;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир

Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие, группы животных.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и др. лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Тематическое планирование

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку  для начального общего образования  и на основе авторской   программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (Рабочие программы. Предметная линия М 34  учебников  системы  «Школа  России».  1—4  классы: пособие  для  учителей  общеобразовательных.  Организаций/[А.А. Плешаков]. — М.: Просвещение, 2014)

На изучение предмета в 3-ем классе отводится 2 часа  в  неделю, всего 68 часов  в год.

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

I

Как устроен мир

7

1 + стартовая

II

Эта удивительная природа

18

2

III

Мы и наше здоровье

10

1

IV

Наша безопасность

8

1

V

Чему учит экономика

11

1

VI

Путешествие по городам и странам

14

2 + ИККР

Итого:

68

10

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России».

Учебник: .

-  Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.

- Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающиймир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013.


Календарно-тематический план

№  урока

Тема урока

кол-во

часов

план

по неделям

Дата выполнения

Примечание

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: Как устроен мир

7

1

Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1

1 неделя

04.09.2018

2

Человек. Отличие человека от других живых существ.

1

1 неделя

07.09.2018

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

2 неделя

11.09.2018

4

Закрепление пройденного материала.

 Стартовая работа.

1

2 неделя

14.09.2018

5

Общество.

1

3 неделя

18.09.2018

6

Что такое экология. Природа в опасности.

1

3 неделя

21.09.2018

7

Обобщающий урок. Тематическая контрольная работа по повторению.

1

4 неделя

25.09.2018

Раздел:  Эта удивительная природа

18

8

Тело, вещество, частицы. Разнообразие веществ.

1

4 неделя

28.09.2018

9

Воздух и его охрана.

1

5 неделя

02.10.2018

10

Вода.

1

5 неделя

05.10.2018

11

Превращение и круговорот воды.

1

6 неделя

09.10.2018

12

Берегите воду!

1

6 неделя

12.10.2018

13

Что такое почва?

1

7 неделя

16.10.2018

14

Разнообразие растений. Солнце, растение и мы с вами

1

7 неделя

19.10.2018

15

Итоговая административная контрольная работа за 1 четверть.

1

8 неделя

23.10.2018

16

Размножение и развитие растений.

1

8 неделя

26.10.2018

17

Охрана растений.

1

9 неделя

06.11.2018

18

Разнообразие животных.

1

9 неделя

09.11.2018

19

Кто что ест.

1

10 неделя

13.11.2018

20

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

10 неделя

16.11.2018

21

Размножение и развитие животных.

1

11 неделя

20.11.2018

22

Охрана животных.

1

11 неделя

23.11.2018

23

В царстве грибов.

1

12 неделя

27.11.2018

24

Великий круговорот  жизни.

1

12 неделя

30.11.2018

25

Обобщающий урок.

Тематическая контрольная работа по разделу «Эта удивительная природа»

1

13 неделя

04.12.2018

 Раздел: Мы и наше здоровье

10

26

Организм человека

1

13неделя

07.12.2018

27

Органы чувств

1

14 неделя

11.12.2018

28

Надежная защита организма.

1

14 неделя

14.12.2018

29

Итоговая административная контрольная работа за полугодие.

1

15 неделя

18.12.2018

30

Опора тела и движение

1

15 неделя

21.12.2018

31

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

1

16 неделя

25.12.2018

32

Дыхание и кровообращение.  

1

16неделя

11.01.2019

33

Умей предупреждать болезни

1

17 неделя

15.01.2019

34

Здоровый образ жизни.

1

17 неделя

18.01.2019

35

Обобщающий урок. Презентация проектов.

1

18 неделя

22.01.2019

Раздел:  Родной край – часть большой страны.

8

36

Огонь, вода и газ.

1

18 неделя

25.01.2019

37

Чтобы путь был счастливым.

1

19 неделя

29.01.2019

38

Дорожные знаки.

1

19 неделя

01.02.2019

39

Проект «Кто нас защищает».

1

20 неделя

05.02.2019

40

Опасные места.

1

20 неделя

08.02.2019

41

Природа и наша безопасность.

1

21 неделя

12.02.2019

42

Экологическая безопасность.

1

21 неделя

15.02.2019

43

Обобщающий урок. Тематическая контрольная работа.

1

22 неделя

19.02.2019

Раздел:  Чему учит экономика

11

44

Для чего нужна экономика?

1

22 неделя

22.02.2019

45

Природные богатства и труд людей — основа экономики

1

23 неделя

26.02.2019

46

Полезные ископаемые.

1

23 неделя

01.03.2019

47

Растениеводство.

1

24 неделя

05.03.2019

48

Животноводство.

1

24 неделя

08.03.2019

праздник

49

Проект «Экономика родного края».

1

25 неделя

12.03.2019

50

Какая бывает промышленность?

1

25неделя

15.03.2019

51

Итоговая административная контрольная работа  за 3 четверть.

1

26неделя

19.03.2019

52

Что такое деньги? Государственный бюджет.

1

26неделя

22.03.2019

53

Семейный бюджет

1

27 неделя

02.04.2019

54

Экономика и экология. Обобщающий урок.

1

27 неделя

05.04.2019

Раздел:  Путешествие по городам и странам

14

55

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

1

28 неделя

09.04.2019

56

Города Золотого кольца России.

1

28 неделя

12.04.2019

57

Наши ближайшие соседи.

Проект «Музей путешествий».

1

29неделя

16.04.2019

58

ИККР.

1

29неделя

19.04.2019

59

На севере Европы.

1

30неделя

23.04.2019

60

Что такое Бенилюкс.

1

30неделя

26.04.2019

61

Закрепление пройденного материала.

 Тематическая контрольная работа.

1

31 неделя

30.04.2019

62

В центре Европы.

1

31 неделя

03.05.2019

63

По Франции и Великобритании. Франция.

1

32 неделя

07.05.2019

64

По Франции и Великобритании. Великобритания.

1

32 неделя

10.05.2019

65

На юге Европы.

1

33неделя

14.05.2019

66

По знаменитым местам мира.

1

33неделя

17.05.2019

67

Итоговая административная контрольная   работа за учебный год..

1

34неделя

21.05.2019

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Итоговый урок за год.

1

34 неделя

24.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...