Рабочая программа 4 кл....
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

рабочая программа 4 кл. Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_4.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы «Окружающий мир»,  А. А. Плешаков М.: Просвещение, УМК «Школа России»   Москва «Просвещение» 2011

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

2.Общая характеристика предмета

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                       3. Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

Программа  курса «Окружающий мир» в начальной школе   рассчитана на 270 часов. На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю)

                                                         4.Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение

 личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении

метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие

предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                               

    Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе

учащиеся должны знать:
Природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения; особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села); важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции органов и систем организма человека; правила здорового образа жизни; основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов нашей страны.

Должны 
уметь:
Характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей; показывать на карте крупные города страны; приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой; проводить целенаправленные наблюдения в природе; соблюдать правила личной гигиены, безопасности в быту; оказывать первую помощь при порезах, ушибах, обморожении; кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.


Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими 
дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
  

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. 

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


К

урс окружающего мира 4 класса представлен в программе следующими содержательными линиями:

Раздел программы

Всего часов

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Земля и человечество

9

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает астрономия, география, история, экология;
  • небесные тела: звезды, планеты и спутники планет;
  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты;
  • как ведется счет лет в истории;
  • исторические источники;
  • особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы планеты;
  • меры, принимаемые для охраны природы;
  • 2-3 названия исчезнувших животных;
  • некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Обучающиеся должны понимать: 

  • причины смены дня и ночи;
  • причины смены времен года;
  • счет лет в истории;
  • распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу;
  • значение природы для человека;
  • основные экологические проблемы природы и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
  • определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • приводить примеры экологических связей;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

2. Природа России

10

Обучающиеся должны знать: 

  • природные зоны России;
  • особенности природы каждой из зон;
  • важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны;
  • признаки приспособленности организмов к условиям обитания в разных природных зонах;
  • особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями;
  • виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;
  • причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Обучающиеся должны понимать: 

  • экологические проблемы каждой из природных зон;
  • взаимосвязи в природе;
  • значение природы для человека;
  • основные экологические проблемы природы и современного общества;
  • необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на физической карте изучаемые географические объекты;
  • показывать изучаемые объекты на карте природных зон России;
  • выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
  • определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • приводить примеры экологических связей;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

3. Родной край – часть большой страны

15

Обучающиеся должны знать: 

  • карту родного края;
  • изучаемые водоемы края;
  • разнообразие растений и животных различных сообществ;
  • основные свойства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи;
  • растениеводство и животноводство в нашем крае, их отрасли; - сорта культурных растений, породы домашних животных;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

Обучающиеся должны понимать: 

  • экологические связи в сообществах;
  • экологические проблемы каждой из природных зон;
  • взаимосвязи в природе;
  • необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на физической карте изучаемые географические объекты;
  • распознавать природные объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые своего края, определять их свойства;
  • распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;
  • различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • приводить примеры экологических связей;
  • соблюдать правила поведения в природе.

4. Страницы всемирной истории

5

Обучающиеся должны знать: 

  • основные периоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей разных исторических периодов;
  • великие географические открытия;
  • достижения науки и техники в разные исторические времена.

Обучающиеся должны понимать: 

  • значение понятия «лента времени»;
  • какую ответственность несёт человечество за сохранение мира на планете.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

5. Страницы истории Отечества

20

Обучающиеся должны знать: 

  • кто такие славяне, их быт, нравы, верования;
  • культуру, быт и нравы Древней Руси;
  • культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
  • прошлое родного края;
  • историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
  • наиболее важные исторические события;
  • великих людей отечественной истории;
  • достижения науки и техники.

Обучающиеся должны понимать: 

  • причастность к истории каждого человека, каждой семьи;
  • связь времен и поколений;

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

6. Современная

Россия

9

Обучающиеся должны знать: 

  • государственную символику России;
  • государственные праздники современной России;
  • что такое Конституция;
  • основные права ребенка;
  • права и обязанности гражданина России;
  • природу, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитых людей, памятники культуры в регионах;
  • культуру, быт и нравы Древней Руси;
  • культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
  • прошлое родного края;
  • историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
  • наиболее важные исторические события;
  • достижения науки и техники.

 Обучающиеся должны понимать: 

  • государственное устройство России;
  • многонациональный состав населения России.

 Обучающиеся должны уметь: 

  • приводить примеры народов России;
  • находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс.

В авторскую программу изменения  не внесены

Наименование разделов и тем

Всего часов по авторской программе

По КТП

1

Земля и человечество

9

9

2

Природа России

10

10

3.

Родной край – часть большой страны

15

15

4.

Страницы всемирной истории

5

5

5.

Страницы истории Отечества

20

20

6.

Современная Россия

9

9

ИТОГО

68 ч.

68 ч.

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольное тестирование

5

2

Проверочная работа

2

3

Итоговая комплексная работа

1

           Итого

8

 

                 

Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует

учебному плану.

     Объём учебного времени, отведённый на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы соответствует общему объёму учебного времени.

В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. 6. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ   ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

№ ур.

Вид  работы

Тема

1

Экскурсия №1 

Мир глазами астролога

2

Практическая работа № 1

Плонеты солнечной системы

3

Практическая работа № 2

Звездное небо- Великая  книга природы

4

Практическая работа № 3

Мир глазами географа

5

Практическая работа № 4

Мир глазами историка

9

Тест №1

Земля и человечество

10

Практическая работа № 5

Равнины и горы России

11

Практическая работа № 6

Моря, озера и реки России

13

Практическая работа №7

Зона арктических пустынь

14

Практическая работа № 8

Тундра

15

Практическая работа № 9

Леса России

16

Проверочная работа №1

Земля и человечество, Природа России

17

Практическая работа № 10

Контрольное тестирование№2 за 1 четверть

Зона степей

Качество усвоения программного материала за 1 четверть

18

Практическая работа № 11

Пустыня

19

Практическая работа № 12

У Черного моря

20

Практическая работа №13

Наш край

21

Практическая работа № 14

Поверхность нашего края

22

Экскурсия №2

Практическая работа №15

Водные богатства нашего края

23

Практическая работа №16

Наши подземные богатства

25

Практическая работа №17

Жизнь леса

26

Экскурсия №3

27

Практическая работа №18

Жизнь луга

28

Экскурсия № 4

Растения и животные

29

Практическая работа № 19

Жизнь пресного ваодоема

31

Практическая работа № 20

Контрольное тестирование №3 за 1 полугодие

Растениеводство в нашем крае, его отрасли

34

Тест №4

Родной край- часть большой страны

35

Практическая работа № 21

Начало истории человечества

36

Практическая работа № 22

Мир древности далекий и близкий

37

Практическая работа № 23

Средние века: время рыцарей и замков

38

Практическая работа № 24

Новое время: встреча Европы и Америки

39

Практическая работа № 25

Новейшее время: история продолжается сегодня

51

Контрольное тестирование за 3 четверть

59

Проверочная работа №2

Страницы всемирной истории».

67

Итоговая комплексная работа

68

Итоговое тестирование № 5 за 4 класс

7. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

п\п

 № урока в теме

Наименование раздела и темы урока

      Дата

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

        Земля и человечество) (9ч.)

1

1

.Мир глазами астронома Экскурсия №1 Наблюдение погоды родного края. Приборы, используемые для наблюдения за погодой.

 - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;  

 - характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;

 - моделировать строение Солнечной системы;

 - извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать результаты своей работы на    уроке.

2

2

Планеты Солнечной системы. 

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;

 - отличать планеты и их спутники;

 - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

3

3

Звездное небо – Великая  книга
Природы

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты;

- моделировать изучаемые созвездия;

-  определять направление на север по Полярной звезде;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

4

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

-работатьс терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

5

5

.Мир глазами историка. Практическая работа №5

«Знакомство с историческими картами»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

6

6

Когда и где?   

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- характеризовать современные экологические проблемы;

- предлагать свои меры по решению экологических проблем;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

7

7

Мир глазами эколога.

- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;

- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.    

Международная красная книга.

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать краеведческие музеи (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии;

- посещать зоопарк и ботанический сад, обрабатывать материалы экскурсии;

- интервьюировать старших членов семьи;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.    

   Обобщение по разделу «Земля и человечество»

Тест № 1 по теме «Земля и человечество»

        Природа России (10 ч.)

10

1

Равнины и горы России 

Практическая работа №6: «Поиск и показ на физической карте равнин  и гор».

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить;

- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;

- характеризовать формы рельефа России;

-выполнять на персональном компьютере задания из электронногоформулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

11

2

Моря, озера и реки  России

Практическая работа №6: «Поиск и показ на физической карте озёр и рек».

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;

- различать моря и озера;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

- извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями;

- готовить сочинения на тему урока;

- формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.

12

3

Природные зоны России

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать физическую карту России и карту природных зон;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

13

4

Зона арктических пустынь

Практическая работа №7: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Моделирование цепей питания»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону арктических пустынь;

 извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения;

- прослеживать цепи питания в Арктике;

- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие;формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

14

5

Тундра                          Практическая работа №8: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания.»

15

6

 Леса России.  

Практическая работа №9: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;

- устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением мир зоны лесов,  выявлять экологические связи;- извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

16

7

 Лес и человек Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. 

Проверочная работа по темам: «Земля и человечество», «Природа России».

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;

- устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью,

- моделировать цепи питания в зоне тайги;

- сопоставлять природу тундры и лесных зон;

- извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны,

17

8

Зона степей.

Практическая работа №10: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону степей;

- устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;

- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;

- характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

18

19

9

10

Пустыня.

Практическая работа №11: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания»

У Чёрного моря

Практическая работа №12: «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания»

Родной край – часть большой страны(15 ч.)

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону полупустынь;

- устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с

20

1.

Наш край .  

Практическая работа №13: «Знакомство с картой края.»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

;

- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;

- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;

- определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;

- оценивать свои достижения на уроке.

21

2.

Поверхность нашего края.

 Практическая работа №14.: чтение плана местности, работа с планом своего города, отработка элементарных приёмов чтения плана. Ориентирование по солнцу. компасу. Местным признакам..

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте региона крупные овраги и балки;

- интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- моделировать знакомый участок поверхности своего края;

- оценивать свои достижения на уроке.

22

3.

Водные богатства  нашего края. Практическая работа №15.  «Показ на карте водоемы родного края.»

Экскурсия № 2  «Водоемы родного края»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;

- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;

- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;

- составлять план описания озера (пруда);

- моделировать наиболее знакомый водный объект;

- интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

23

4

Наши подземные богатства.

Практическая работа №16: «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств.»Рег.к.определение свойсв полезных ископаемых своего края.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;

- работая в группах;

- работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу;;;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

24

5.

 Земля - кормилица.

Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае .Моделирование Круговорот веществ в природе .Рег.к. Какие почве преобладают на территории Брянской.обл.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

- моделировать тип почв своего региона;;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

25

6.

Жизнь леса

Практическая работа №17:

рассматривание гербарных экземпляров растений леса  и их распознавание.

Моделирование цепей питания в сообществах.

Рег.К. Рассматривание растений

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

- - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

работать с терминологическим словариком;.

26

7.

Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария;

- определять животных луга на иллюстрации учебника;;

- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

-нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

27

8.

 Жизнь луга Практическая работа №18: рассматривание гербарных экземпляров растений луга  и их распознавание с помощью атласа-определителя.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;

- опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.  

28

9.

Растения и животные луга. Экскурсия №4

-наблюдать объекты и явления природы;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя; 

 -фиксировать результаты наблюдений;

 -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

29

10

Жизнь пресного водоёма.

 Практическая работа №19:

рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание .Моделирование цепей питания в сообществе

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;

- различать зерна зерновых культур;

- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

- собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе;

 

30

11

Экскурсия. Растения и животные пресного водоёма.

16.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

регионе, готовить доклады и презентовать их в классе;

- характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе;

.

31

12

Растениеводство в нашем крае, его отрасли

.

Практическая работа №20:

знакомство с культурными растениями (гербарные образцы).

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;

- различать зерна зерновых культур;

- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

32

13

Незаметные защитники урожая

23.12

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять взаимосвязь

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

33

14

Животноводство
«Родной край – часть родной страны»
 Презентация проектов (по выбору)Обобщающий урок

 

- уметь:выбирать тему проекта;

- намечать план работы;

- отбирать информацию в избранных для проекта книгах;

- готовить оформление доклада (слайды);

- готовить доклад;

- презентовать доклад в классе;

- оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

34

15

Тестовые задания по теме «Родной край – часть большой страны».

-уметь: выполнять тесты с выбором ответов;

- объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. уметь: выполнять тесты с выбором ответов;

- объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.

                                            Страницы всемирной истории ( 5 ч).

35

1.

Начало истории человечества.

Пр.р. № 21.

с лентой времени.

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и

.

36

2.

 Мир древности: далёкий и близкий. 

Пр.р.№ 22. с лентой времени.

37

3.

Средние века:

время рыцарей и замков.

Пр.р.№23. с лентой времени.

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

38

4.

Новое время: встреча Европы и Америки 

Пр.р. № 24. с лентой времени.

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на урок

39

5.

Новейшее время: история продолжается сегодня 

Пр.р. №25. с лентой времени.

-уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

        Страницы истории Отечества (20 ч)

40.

1.

 Жизнь древних славян.     

Пр.р. с лентой времени, исторической картой.

Уметь:- понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- анализировать карту расселения племен древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

41.

2.

 Во времена Древней Руси.

Пр.р. с лентой времени.

- составлять план рассказа на материале учебника;

- формулировать выводы по изученному материалу;

42

3.

 Страна городов 

.

Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте., работа с лентой времени.

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

43.

4.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

- сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными;

 

44.

5.

 Трудные времена на Русской земле. 

Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

 

45

6.

Русь расправляет крылья 

Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

.

46

7.

Куликовская
битва
 

Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте места  Куликовской битвы, проследить передвижение русских и татаро-монгольских войск.. Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;;

47

8

Иван Третий 

Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы

- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство

48

9

 Мастера печатных дел.

уметь- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- работать с терминологическим словариком;

 

49

10

Патриоты России 

Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.  Найти и показать территорию России к концу 17, концу 18 века ; районы восстаний , пути землепроходцев .Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- оценивать свои достижения на уроке.

50

11

Пётр Великий 

Практическая работа: показ

изучаемых объектов на исторической карте. Работа с лентой времени..

Уметь:- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

- описывать

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов 

Практическая работа: с исторической картой. 

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

 

52

13

Екатерина Великая 

Практическая работа: с исторической картой. Найти и показать территорию России к концу 18 века

- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

, Москве, других городах России в XVIII веке;

- понимать учебную задачу урока

53

14

Отечественная война 1812 года 

Практическая работа с исторической картой. Найти и показать место Бородинского сражения, проследить передвижение руссих и франц. войск.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;оценивать свои достижения на уроке.

54

15

 Страницы  истории Россия в XIX века 

Практическая работа с исторической картой.( Найти и показать  добычу полезных иск., крупнйе металл. заводы, центры машиностроения, жел. дороги Российской империи)

55

16

Россия  вступает в XX век 

Практическая работа с историческими источниками

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции;

 

56

17

Страницы истории в  20–30-е

годы  XX века 

Практическая работа с исторической картой. Показ гос. границы СССР, союзных республик, столиц союзных республик.

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

57

18

Великая Отечественная война и Великая Победа.

 
Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте., работа с лентой времени.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану

- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

- собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;

- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

58

19

Страна, открывшая путь в космос 

Практическая работа с лентой времени.

-;извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики);

- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;оценивать свои достижения на уроке.

59

20

 Контрольная работа  по теме:  «Страницы всемирной истории».

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

 

                                  Современная Россия ( 9 ч.)

60

1

Основной закон России и права человека. 

Практическая работа: с исторической картой. Границы современной РФ

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

61

2

« Дети имеют право на особую заботу и помощь»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся),

62

3

 Мы – граждане России

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их - оценивать свои достижения на уроке.

63

4

Славные  символы   России.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;

64

5

 Такие разные праздники Практическая работа с календарём гос. праздников.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

65.

6.

Путешествие по России.

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

-

.

66

7.

Путешествие по России.

Тесты выполняются устно в порядке, предусмотренном замыслом учителя. По ходу выполнения тестов проводится обобщение материала по соответствующим темам. Каждый учащийся отмечает для себя,

67

8

Итоговая комплексная работа

68

9

Что мы узнали и чему научились за год?

Итоговое тестирование за 4 класс

8.Материально-технического обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы Москва «Просвещение» 2011

А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков. – 15-е изд.- М.: Просвещение, 2008

Учебник. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014 

Рабочие тетради. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016

                            А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса.в 2ч. – М.: «ВИТА» - Пресс», Москва, 2014.

 Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назаролва З.Д. Окружающий мир. Тесты. Москва, «Просвещение», 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.4 класс./ Сост. И.Ф. Яценко.,Москва, «ВАКО», 2016

Методические пособия.

Т.Н. Максимова.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.-Москва: ВАКО, 2014Методическое пособие для учителя по курсу «Окружающий мир».(к УМК А.А. Плешакова)М. «Вако»,2014

Информационно-коммуникативные средства

  1. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок и таблиц.

Мультимедийный проектор.

Ноутбук.

Экспозиционный экран.

Оборудование класса.

Ученические  двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Системы оценки достижения и планируемых результатов освоения курса. Критерии оценивания

        В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

        В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

        Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно).

        Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметку за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, выполнение задания) или «-» (задание не выполнено).

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

        Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

ТЕСТЫ

        Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Для тестовых заданий и проверочных работ использую материал следующей литературы:

                            А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса.в 2ч. – М.: «ВИТА» - Пресс», Москва, 2014.

 Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назаролва З.Д. Окружающий мир. Тесты. Москва, «Просвещение», 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.4 класс./ Сост. И.Ф. Яценко.,Москва, «ВАКО», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...