Урок окружающего мира в 4 классе "По заповедникам и национальным паркам" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Колумбаева Людмила Николаевна

Урок окружающего мира "По заповедникам и национальным паркам" имеет своей целью знакомство с самыми известными заповедниками и национальными парками России. Обучающиеся знакомятся  с понятиями заповедник, заказник, национальный парк, учатся находить отличия между ними,  получают представление о мерах по защите растений и животных, занесённых в Красную книгу. Особенность данного урока - расширение знаний краеведческого характера (знакомство с национальным парком "Марий Чодра" и заповедником "Большая Кокшага", расположенными на территории Республики Марий Эл).  Данная тема завершает раздел "Природные зоны России". Изучение новой темы базируется на умении обучающихся работать с текстом, умении анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы, работать в группе.  В ходе урока используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, что позволяет вовлечь большинство обучающихся в учебную деятельность и повысить их познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_zapovednikam_i_natsionalnym_parkam.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

.

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «По заповедникам и национальным паркам».

Цель: знакомство с самыми известными заповедниками и национальными парками России.

Задачи.

Образовательные: 

- познакомить с понятиями заповедник, заказник, национальный парк;

- научить находить отличия и сходство между ними;

- сформировать  представление о мерах по защите растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивающие:

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, делать вывод;  

- формировать умение извлекать информацию из различных источников;

- развивать  речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие: 

- воспитывать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые проявляются в бережном отношении к природе;

- воспитывать умение работать в группе: уважительное отношение к мнению других, доброжелательность и корректность в отношениях

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение, определять учебную задачу  урока с помощью учителя, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные:  планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; представлять результаты исследовательской деятельности; формулировать свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: включать  действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование  изучаемого  материала, логические действия и операции, способствующие  решению задач.

Предметные: расширить представления детей о правилах охраны природы посредством  частично - поисковой деятельности.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона, показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них; рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; оценивать своё участие в охране природы края. 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация MS Power Point, атлас-определитель, карточки для проверки знаний, карточки для групповой работы.

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация познавательной деятельно

сти

Приветствует учащихся. Проверяет готовность  класса. Эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Добрый день!

- Прочитайте девиз сегодняшнего урока:

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.

ПРИЁМ УДИВЛЯЙ!

Отгадайте, о ком или о чём  я рассказываю.

Моржи. Это крупные ластоногие животные. Бивни достигают 1 метра. Выбираясь из воды на берег, цепляются за льдины своими мощными бивнями.  Весят полторы тонны. Проводят под водой до 30 минут, не вдыхая воздуха. Под кожей на шее есть специальные воздушные мешочки, при помощи которых они плавают в воде, даже в состоянии сна.

Венерин башмачок. Это многолетнее растение до 40 см высотой. Лепесток-чашечка напоминает башмачок, остальные лепестки – бархатные ленты. Первый раз зацветает после пятнадцатого года жизни.

- Что объединяет их? Занесены в Красную книгу.

- Какие ещё животные и растения занесены в Красную книгу?

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося,  мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Актуализа

ция знаний.

Индивидуальная работа с карточкой.

- Соедините растение или животное из Красной книги, природную зону, в которой они произрастают или обитают, и причины их исчезновения.

Коллективная проверка

- Оцените свою работу. Если вы выполнили всё правильно, поставьте отметку «5». Если допустили 1-2 ошибки, поставьте «4». Если ошибок было больше, поставьте «3».

Ответы:

Амурский тигр – 3В, черноморская афалина – 1Г, подснежник широколистный – 2А, пион тонколистный – 5Б, морж – 4Г.

Самоопределение к деятельно

сти

Предлагает разгадать кроссворд.

Разгадывание кроссворда. 

Ключевое слово – заповедник.

- Что такое заповедник? (это территория, где охраняются редкие и исчезающие виды животных и растений и где запрещена хозяйственная деятельность человека)

- Недалеко от Москвы есть замечательное место – Приокско-Террасный заповедник. Разгадав кроссворд, мы с вами узнали, какие животные и растения там встречаются.

- Как ещё называются территории, на которых ограничена хозяйственная деятельность человека? Национальные парки.

Постановка учебной задачи

Предлагает уточнить цель урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Значит, тема нашего урока - …

Посмотрите на вопросы. На какие вопросы вы можете дать ответ сейчас? На какие вопросы вы не знаете ответа?

Ответы детей.

В конце урока мы ответим на оставшиеся вопросы.

- Значит, какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы уточним и углубим наши знания об особо охраняемых природных территориях России , познакомимся с наиболее известными заповедниками и национальными парками.

ВОПРОСЫ

Для чего создаются заповедники и национальные парки?

В чём различие между заповедниками и национальными парками?

Сколько заповедников и национальных парков на территории России?

Какие заповедники и национальные парки вы знаете?

Есть ли заповедники и национальные парки в нашем крае?

Какие другие виды особо охраняемых территорий существуют?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

Изучение нового материала

  1. Беседа

- Заповедники и национальные парки создаются с целью охраны редких и исчезающих видов животных и растений. Там запрещена охота, вырубка леса, ограничена хозяйственная деятельность человека. Благодаря существованию таких территорий была восстановлена численность таких животных, как зубр, соболь, сокол, белая цапля, пеликан и др.  

- Существует более 100 заповедников и более 30 национальных парков.

- Заповедники занимают в нашей стране площадь  340 000 км2.  Получается, что заповедники составляют 1/50 площади всей страны. Как,  по - вашему, много это или мало? Это мало. И поэтому планируется создать ещё 11 заповедников. Во всех  природных зонах России созданы заповедники и национальные парки.

- Существуют следующие виды охраняемых территорий.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК, ЗАПОВЕДНИК, ЗАКАЗНИК.

Давайте прочитаем определения и подумаем, о какой природной территории идёт речь.

Как вы поняли, какие территории запрещено посещать?

На каких охраняемых природных территориях вы можете гулять, отдыхать с родителями и друзьями?

На каких природных территориях восстанавливается численность животных и растений?

- Заказники могут создаваться временно, а после восстановления природных объектов закрываться.

- Существуют и другие виды охраняемых природных территорий. Это ботанические сады, дендрарии.

Кто из вас посещал их? Для чего они создаются?

  1. Работа в груп

пах

Организует работу учащихся по группам. Выступает в роли консультанта, координатора, сопровождает деятельность учащихся. Учитель предлагает изучить информацию о заповедниках и национальных парках России различных природных зон, напоминает  план выступления групп, правила работы в группе, оказывает консультативную помощь. Дети составляют презентацию своего мини-исследования на листах.

Затем дети представляют результаты своей деятельности

ПРИЕМ ГРУППОВАЯ РАБОТА

Работают с информацией, сотрудничают с одноклассниками, учителем. Оформляют результаты исследовательской деятельности.

Необходимый материал: учебник (с.120-123); «Странички Умного Совёнка» (с.142), атлас – определитель.

Цель работы:  узнать и рассказать о национальных парках и заповедниках разных природных зон

- Вставьте необходимую информацию в тексты. Подготовьтесь поделиться информацией с ребятами из других групп.

Во время презентации все группы оценивают выступление представителя группы, могут задать вопросы.

ПРИЕМ КРИТЕРИИ

ПРИЁМ РЕЙТИНГ

  • Сообщение было интересным (рассказывали интересно или нет).
  • Сообщение было понятным, оно помогло мне лучше понять тему.
  • Группа подробно и детально раскрыла все вопросы.
  • Выступающие говорили ясно и громко, так, что всем было слышно.

 

Познавательные: владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; самостоятельно находят необходимую информацию и используют знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов.

Регулятивные: самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи.

Коммуникативные: распределять роли и обязанности в группе. обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формулируют и аргументируют свое мнение на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Познавательные: проявляют познавательный интерес к изучению предмету.

Регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока;  отвечать на вопросы; обобщать собственные представления.

Предметные: представляют  результаты проектной деятельности.

Подведение итогов

Организует рефлексию деятельности учащихся, участвует в оценке проекта.

Личностные:  Осуществляют рефлексию проектной деятельности. Способны адекватно рассуждать о причинах своего неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы товарищами, учителем.

Физкультминутка

И г р а  «Растут – не растут».

* Учитель называет растение или животное . Если оно растёт или обитает в нашем крае, дети приседают, если нет – прыгают.

(Сосна, полярный мак, тюлень, василек, лиственница, осина, белый медведь, клен, тополь, песец, карликовая береза, гуси, голубика, брусника, глухарь, рысь, олень, липа, дрофа, суслик, ирис, сайгак)

- Посмотрите на карту в учебнике, с.118-119. Какое название вам кажется знакомым?

Мы живём в чудесном краю лесов, озёр и рек. Марийский край славится красотой своей природы. И много внимания здесь уделяется её охране. О заповедных местах Марийского края нам расскажет Влада.

Презентация о национальном парке «Марий чодра»

-Будьте внимательны. По окончании выступления я представлю вам текст с ошибками по содержанию выступления. Вы должны будете найти их. Итак, ищем самого внимательного слушателя.

ПРИЁМ ЛОВИ ОШИБКУ

- На территории республики создан заповедник «Большая Кокшага».

ВИДЕОРОЛИК «Заповедник «Большая Кокшага» сопровождается рассказом учителя.  

Заповедник расположен по течению реки Большая Кокшага на территории Килемарского и Медведевского районов на расстоянии 30 км от нашей  столицы г. Йошкар-Олы. Этот заповедник  был создан 14 марта 1993 года.  У заповедника есть своя эмблема –медведь и это не случайно, здесь обитает много медведей. Заповедник славится  уникальными дубравами.  Главной достопримечательностью заповедника являются растения. В лесах, на лугах и болотах произрастает более 700 видов растений, а это около половины всех, известных в Республике Марий Эл. Леса занимают 95% территории заповедника. На территории заповедника есть растения, которые занесены в Красную книгу Марий Эл. Например, венерин башмачок.

Морошка встречается в республике только на территории заповедника. Обычно она растет намного севернее, поэтому это не только редкий, но и уникальный для республики вид.

Чилим плавающий, или водяной орех. Произрастает в тёплых водах озера Шушьер. Его питательные плоды - костянки местное население употребляло в пищу в годы войны. Самый редкий древесный вид заповедника – Осокорь, или Тополь чёрный. Также здесь растет интересное растение, которое занесено в Красную книгу – это росянка.  Она растет на болотах и питается насекомыми.

На территории заповедника обитает более 40 видов животных. Есть в заповеднике птицы, занесённые в Красную книгу. Это змееяд – редкая и молчаливая птица, которая ловит исключительно змей, скрытный и осторожный чёрный аист. Гнездится скопа, её образ жизни связан с охотой на крупных рыб. Останавливается на пролёте крупный красивый хищник – орлан-белохвост.

Рефлексия

На какие вопросы мы не смогли ответить в начале урока? Давайте ответим на них сейчас.

Проверочная работа с взаимопроверкой.

  1. В заповедник «Остров Врангеля» приходят белые медведицы из разных уголков Арктики.
  2. На территории Таймырского заповедника обитают северные олени.
  3. Приокско-Террасный заповедник расположен в зоне степей.
  4. В национальном парке «Лосиный остров» обитают овцебыки и белые медведи.
  5. Заповедник «Чёрные Земли» назван так из-за преобладающих там чернозёмных почв.
  6. Национальный парк «Сочинский» охватывает окрестности города-курорта Сочи.

ПРИЁМ ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов урока

С какими видами охраняемых природных территорий вы познакомились?

Чем они отличаются?

Приведите примеры заповедников и национальных парков в разных природных зонах.

Какой вклад вносят эти территории в природоохранную деятельность?

С вами было приятно работать.  Спасибо всем за урок!

Домашнее задание

Упр.1, с .68 (обязательное)

Задание на выбор:

- подготовить сообщение об одном заповеднике  или национальном парке (упр.3,4);

- составить  памятку для посетителей национального парка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

Урок окружающего мира "Заповедники"

Урок окружающего мира по программе "начальная школа XXI века" 3 класс....

Учебно-методический комплекс по окружающему миру на тему: "Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области" 4 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема: «Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области»Тип урока: Урок-экскурсияЦель урока: Познакомить учащихся с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые нахо...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедники России"

Презенртация к уроку окружающего мира  по теме :"Заповедники России"...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....