Животные леса. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Марина Ивановна Графонова

Познакомить обучающихся с животным миром леса. Научить определять группу животного по имеющимся признакам. Расширять кругозор учащихся. Воспитывать бережное отношение к животному миру, окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Животные леса. 2 класс.50 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: Животные леса.

Цель: Познакомить детей с животными леса.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с животным миром леса. Научить определять группу животного по имеющимся признакам.
  2. Расширять кругозор учащихся, развивать монологическую речь.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру и окружающей нас живой и неживой природе.

Оборудование:         картинки с изображением животных;

картина леса;

таблички с надписями: «звери», «птицы», «насекомые»;

Авторы:         Виноградова Н.Ф.

Ход урока:

I Организационный момент.

II. Введение в тему урока:

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать по основным признакам. Сделаем научные выводы по нашей теме.

III. Повторение об ярусах леса.

  1. Театрализованное инсценирование
  • Как-то на лесной опушке встретила я девочку Свету.
  • Что ты тут делаешь? – спросила я.
  • Птичку слушаю. А как ее зовут, не знаю.
  • А как она выглядит?
  • Такая серенькая, маленькая.
  • Ну, так не определишь. Вот если бы ты могла поточнее описать ее или хотя бы сказать, на каком этаже она живет, тогда…
  • А разве в лесу есть этажи? – удивилась девочка. – Это же не дом!
  • И все-таки у леса есть этажи. Ведь это лесной дом для различных птиц и зверей. И каждый из них живет на своем этаже.
  • А много ли этажей в лесном доме?
  • А ты разве не знаешь?
  • Нет.
  • Тогда, послушай.(рассказ учителя об ярусах леса)
  • Ну теперь, ты, Света разобралась? На каком этаже домик твоей птички?
  • Подлесок. Кустарник.
  • Тогда это поет соловей.
  1. А теперь, Света, расположи растения так, как они должны расти в лесу: (осина, мухомор, дуб, подберезовик, лесная малина, рябина).

Физминутка №1.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тоже помашем,

Крылья сложим назад.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  • На каждом из трех этажей леса расположены «квартиры», а в них свои жильцы. На третьем этаже гнездится рябчик, глухарь, тетерев.

(картинки с изображением птиц прикрепляются на картину леса)

  • А кто еще? Посмотрим на наш лесной дом?

(еж, заяц, косуля, кабан, олень, лось и еще много других животных)

  • Каждый живет на том этаже, где ему предназначено природой.
  • Кто они жители лесного дома? (растения и животные)

V. Изучение нового материала:

1) Выделение животных по группам.

- Разных видов животных на земле так много, что, если, составить их список, то получится толстая книга.

Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией.

- Ученые зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитают в нашем лесу.

Игра «Отгадай, кто я?»

а)  Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

б)  Зимой беленький,

Летом серенький,

Ни кого не обижает,

А всех сам боится.

(Заяц)

в)  Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

- Внимательно посмотри на изображение представителей живой природы. Чем покрыто их тело?

- Как назвать всех этих животных одним словом? (звери)

- Это первая и самая многочисленная группа.

ВЫВОД: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.

- А каких зверей вы еще знаете?

г)  Хоть я не молоток-

По древу стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной,

И акробат прекрасный.

(Дятел)

д)  На дереве сидит,

«Кар - кар» кричит.

(Ворона)

е)  Не ворона, не синица-

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка)

- Чем покрыто их тело?

- Как назвать всех этих животных одним словом? (птицы)

ВЫВОД: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.

- А каких птиц вы еще знаете?

ж) Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю накружусь.

(Жук)

з)  С ветки на тропинку,

С травки – на былинку.

Прыгнет пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик) 

и)  Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

- Внимательно посмотрите на этих представителей и скажите, сколько ножек у них?  (6)

- А есть ли крылья?  (не у всех)

- Как называется эта группа животных?

ВЫВОД: Насекомые – животные, у которых 6 ног (3 пары) и еще могут быть крылья.

- Каких насекомых вы знаете?

2) Сходство  и различие животного и растительного мира.

- Чем животные отличаются от растений?

Проблемная ситуация №1 (движение)

ЧЕЛОВЕК – ТОПОР – ЛИСА

ЧЕЛОВЕК – ТОПОР – ДЕРЕВО

ВЫВОД: Животные самостоятельно и активно передвигаются, а растения ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь корнями к земле.

- Кто же беззащитнее в лесу?

Проблемная ситуация №2 (способы питания)

- Чем питаются животные?

- Могут ли животные питаться ночью? Какие?

- А растения могут питаться по ночам?

- Если я позову растение, подойдет ли оно ко мне? А животное?

ВЫВОД: Животные видят и слышат.

Физминутка №2.

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки – вниз,

На носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

3) Адаптация животных. Биологическая сказка.

Бюро добрых медвежьих услуг

Предлагает птице и зверью менять свое жилье.

Кому слишком жарко, кому слишком сыро,

Бюро подыщет другую квартиру,

Чтоб каждому жить удобнее было.

- В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: «А что, если, правда, поменяться?» Прискакала к косолапому белка – пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот – бархатная спинка  и тот пришел. Медведь знай, каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую квартиру, сунулась в норку – батюшки! – темнотища-то какая! Ни побегать в темном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет, лапки для этого не годятся. Да и вообще – что ей под землей делать, когда главный корм – шишки да орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскреб-поскреб коготками по коре – чуть не заплакал: «Не годятся мои лапки-лопатки, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает – я к темноте привык. Да что мне на дереве делать, когда весь мой корм – червячки да личинки – под землей. Нет уж, я лучше к себе в норку пойду». Так ничего из этих обменов не получилось. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его «медвежью» услугу. И поделом.  

- Почему же услуга оказалась «медвежьей»?

ВЫВОД: Каждому животному есть в лесу свое место, которое определила ему сама природа.

VI. Закрепление новых знаний.

Дятел – птица, а муравей - _____________

Пчела – насекомое, а белка - ____________

Крот – зверь, а сова - __________________

VII. Итог урока. Информация о домашнем задании.

Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно – неправильно).

  1. В лесу живут звери, птицы, насекомые (ДА)
  2. Звери это животные (ДА)
  3. Все насекомые живут в лесу (НЕТ)
  4. Растения и животные взаимосвязаны (ДА)
  • Назовите признаки птиц, зверей, насекомых.
  • Дома подготовьте информацию об одном животном, о котором бы вам  хотелось рассказать в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

ЦОР "Животные леса" окружающий мир 2 класс

ЦОР содержит материалы к уроку окружающего мира во 2 классе. Подойдёт к любому УМК. Презентация познакомит учащихся с животными леса. Дополнительный печатный материал содержит статьи о животных леса, ...

Урок окружающего мира в 1 классе "Животные леса"

Конспект урока и презентация к нему.  Занятие по программе Школа России к учебнику Плешакова....

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...

Урок по окружающему миру на тему "Животные леса" (2 класс,УМК "Начальная школа XXI века")

Урок по теме "Животные леса". Тема для детей известна и понятна. Как же сделать урок действительно познавательным, интересным и полезным?...

Презентация по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века" по теме "Животные леса"

Презентация содержит загадки и красочные картинки животных леса....