Урок по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по теме "Государственный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по «Окружающему миру» по теме «Государственный бюджет».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

Создать условия для формирования у учащихся первоначального понятия «Государственный бюджет» и его структуре; осознание значимости изучения этой темы.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет; из чего он складывается; как ведётся хозяйство государства;

Мета предметные:

регулятивные – определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работать по плану; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль и самооценку; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

познавательные – ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить анализ учебного материала; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

Личностные – научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.

Оборудование: проектор, презентация, листочки для проверки д/з, 130 бонусов, таблички - министр образования, министр здравоохранения, министр финансов, министр промышленности и торговли и министр труда и социальной защиты, листок с текстом – «Предлагаем купить наши грузовые автомобили. Дело в том, что мы израсходовали все деньги на изготовление грузовиков. Если вы не купите их у нас, у нас не будет средств на изготовление других продуктов и на зарплату рабочим», кошелек или мешочек, листы с таблицей, листы для самостоятельной работы в группах.

Этапы урока. 

1.Мотивация к учебной деятельности.  Актуализация необходимых знаний. 5 мин.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем гостей и начнем занятие.

-Чтобы урок пошёл каждому впрок
активно в работу включайся, дружок!

- Домашнее задание мы проверим вот в такой форме. Смотрим на экран и на листочках записываем номер вопроса, а рядом ответ. Я вам дам на это 90 секунд.

(Слайд 1)

Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)

Как называются бумажные деньги? (купюры)

Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. (деньги)

Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)

За свой труд человек получает: (зарплата)

Предмет, изготовленный для продажи -  называется... (товар)               

Стоимость одной вещи, предмета? (цена)

- А теперь сверьте свои ответы, исправьте ошибки.  (Слайд 2- ответы и критерии). Поставьте себе оценку. Если все ответы верные, то оценка-5, одна ошибка -4, 2 ошибки-3.

- Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (показываю бонусы). Они лежат стопкой на ваших партах. Берем бонусы в соответствии с оценкой, причем отсчитываете бонусы в два раза больше, чем ваша отметка.

2.Постановка учебной проблемы. Организация проблемной ситуации. 5 мин. (6)

(Слайд 3- Прибыль с убылью в одном лесу живут)

- Эпиграфом нашего урока является вот это предложение. В конце урока вы попробуете объяснить какое отношение к нашему уроку имеет это высказывание.

- А сейчас мы с вами создадим свое маленькое государство. Вы все являетесь его гражданами. И мы сейчас выберем свое правительство.

 Игра. 5 учеников получают таблички- министр образования, министр здравоохранения, министр финансов, министр промышленности и торговли и министр труда и социальной защиты. Министр промышленности выходит из класса, получив листок с текстом - «Предлагаем купить наши грузовые автомобили. Дело в том, что мы израсходовали все деньги на изготовление грузовиков. Если вы не купите их у нас, у нас не будет средств на изготовление других продуктов и на зарплату рабочим». Задача других министерств- отказаться от покупки, объяснив, что им нужны другие товары (требуют др. товары). Задача министра труда- требовать от министра промышленности выдачи зарплаты работникам промышленности, так как есть жалобы на задержку зарплаты.

- Да, министр промышленности в затруднении. Ребята, что произошло в стране? (кризис)

- Почему так получилось?

- О чем сегодня будем говорить? (слайд 4- тема урока)

- Вывод. Учебная задача: научимся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство государства, обобщать, делать выводы.

3.Построение проекта выхода из затруднения. 3 мин.(2)

Кто-нибудь знает, что обозначает это слово бюджет?

Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает:( слайд 5- бюджет- …)

Слово “бюджет” пришло к нам из Англии, он означал “кожаный мешок”. В давние времена казначей королевства выходил на площадь перед дворцом к народу с кожаным мешком и объявлял всем, в каком состоянии бюджет государства, есть ли доходы и на что расходованы деньги. У нас тоже есть такой кожаный мешок- кошелек. Это бюджет нашего маленького государства.

 Итак, бюджет - это план доходов и расходов на определенный срок. Ребята, прочитав это предложение у вас не возникло вопросов? Да, конечно, объясните- что такое доход? А расход? Вы сегодня заработали своими ответами бонусы – это ваши…? Да, доходы.

Перечислите, что может еще являться доходом? (зарплата, пенсия, стипендия, выплаты, подарки, наследство.) А что составляет доход государства? (слайд 6 - Что составляет доход государства?)

4. Реализация построенного проекта. 7 мин.

- Я вручаю наш бюджет одному человеку. Пока наш кошелек пуст. Сейчас он пройдет по рядам, и вы отдадите ему часть своих бонусов. (слайд 7- 10 бонусов-2,8 бонусов-1, 6 бонусов- половинку). Сейчас у нашего государства появились доходы. Откуда они появились? Правильно, граждане отдали часть своих доходов. Это называется- налог. Кто знает, как называется орган, который взымает с граждан налоги? А как называется человек, который платит налоги? А какие чувства вы испытывали, когда отдавали бонусы? Да, не все граждане согласны добровольно отдавать налоги, но оплата налогов не является добровольной, это обязанность граждан. В нашей стране все работающие граждане, также предприятия, отдают 13 % своих доходов государству. Чтобы контролировать оплату налогов создали налоговую инспекцию. Иначе в стране не было бы порядка.

Люди платили налоги издавна. (слайд 8)

-Кто знает, как раньше называли налоги? (Дань, оброк)

- В виде чего люди платили дань? (они отдавали часть своего урожая, часть продуктов, которые изготовляли в своем хозяйстве)

 - Почему они платили не деньгами? (потому, что тогда еще не было денег).

 - Доходы государства складываются еще из государственных пошлин, штрафов, доходов, полученных в результате взаимодействия с другими странами. (ложу в мешок еще кучку бонусов)

- Вернемся за стол министров. У нашего государства сейчас есть доходы. Что нужно делать, чтобы выйти из кризисного положения?

(слайд 9- изображение министров с требованиями, а министр промышленности развел руки- вопрос. знак)

Ответы детей, как урегулировать кризис.

- Значит, нужно заранее планировать что и сколько производить, заранее посчитать на что и сколько расходовать доходы или точнее- планировать бюджет. А кто будет этим заниматься? (какие-то люди, какая-то организация).

Игра.

-Хорошо, давайте продолжим игру. Министры усаживайтесь за стол переговоров и в игру включится «какие-то люди», которые займутся сейчас планированием бюджета. Давайте, вручим им доходы нашего государства.  

- А как мы назовем этих людей, которые все запланировали и вывели страну из кризиса? Конечно, все ваши названия хороши, но, как вы уже понимаете, название им давно придумано, потому что государство, конечно, всегда работает по плану. Назовем этих людей депутатами, потому что мы их избрали сами – а вместе они составляют Государственную Думу.

Физминутка. 2 мин.

 На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

 (Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).

5. Первичное закрепление нового материала. 13 мин.

- У меня к вам вопрос: кто на ваш взгляд более богат?

Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в деревне и получающий свою очень скромный доход? (слайд 10- Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)

- Поэтому, давайте теперь вместе подумаем, на что потратим наши государственные доходы. Поможем Госдуме спланировать наш государственный бюджет. У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие органы, которые сами денег не зарабатывают, т.к. не производят никаких товаров, а деньги им тоже нужны. Давайте вместе выясним, что это за органы. (слайд 11-  здравоохранение, образование, оборона, культура, экология) сейчас в группах вы подумаете на что и сколько бонусов наше государство потратит?

Далее 2 варианта сценария урока:

Вариант 1.

-Почему вы не можете этого сделать? Конечно, мы еще не знаем какие у нас доходы? Сколько у нас бонусов?  Поручим министру финансов объявить сумму доходов государства. (далее работа в группах)

Вариант 2. Если вопрос о количестве бонусов не был задан.

Суммируем расходы и объявляем, что их планирование нас не устраивает. Почему? Вы превысили бюджет или не использовали полностью.

- При планировании бюджета важно продумать, чтобы не образовался дефицит — бюджета - это когда расходы превысили доходы или наоборот, профицит- когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность. (слайд 12- Дефицит- Доходы> Расходы, профицит …)

-Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

-  Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

- Как избежать такой опасности?

-Значит, на что государство расходует денежные средства?

6.Подведение итогов. 5 мин.

Игра «Согласны ли вы…»

- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. (слайд 13) Цифрами я указала № вопросов. 
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Согласны ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. 
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

 Вопросы:

Верите ли вы… 

1. Что гос. бюджетом называют план доходов и расходов денежных средств страны? +

2 . Что доход государственного бюджета состоит из доходов предприятий и фирм? -

3.  Что налоги – это добровольные взносы -

4.  Что тех, кто платит налоги, называют налогоплательщики? +

5.  Что лучшим считается бюджет, в котором доходы меньше расходов?  -

6.  Что профицит, лучше, чем дефицит -

7. Что расходы – это деньги, которые тратят. +

8 . Что дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами?  +

- Были ли такие задания, которые вызвали у вас вопросы и затруднения? Проверим себя. (Слайд 14)

- Вспомните эпиграф урока, можете ли вы сейчас разъяснить смысл данного высказывания?

7.Рефлексия.  3 мин.  (слайд 15).

- Ответьте по выбору на один из вопросов:

– Мне это пригодится…

– Самым интересным для меня было…

- Ребята, представьте, что вы инспектора, которые следят за правильным сбором налогов. Что бы вы сказали человеку, который не хочет платить налоги?

-Да, ведь у государства еще бывают непредвиденные расходы, когда люди остаются в бедственном положении- наводнения, землетрясения, пожары. И тогда наше государство приходит им на помощь. Добросовестные налогоплательщики- это гаранты, основа хорошей жизни всех граждан государства.

8. Домашнее задание. 1 мин.

 Расскажите о своей сказочной стране и её бюджете.

Самоанализ.

Урока по окружающему миру

учителя начальных классов

первой кв. категории Биктимеровой Ф.Ф.

Тема урока: Государственный бюджет

Место урока в программе: 3 четверть, урок №, отведен 1 час.

Место проведения: СОШ № 4

Технические средства: проектор, компьютер для учителя.

Характеристика класса: Дети учатся во 3 классе. Они активны и любознательны, доброжелательны.

Данный урок относится к изучению раздела «Экономика»

Цель:

Цель

Создать условия для формирования у учащихся первоначального понятия «Государственный бюджет» и его структуре; осознание значимости изучения этой темы.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет; из чего он складывается; как ведётся хозяйство государства;

Мета предметные:

регулятивные – определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работать по плану; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль и самооценку; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

познавательные – ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить анализ учебного материала; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

Личностные – научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

  1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы. Организация проблемной ситуации.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.  
  5. Реализация построенного проекта. Эти 2 пункта можно объединить в один- «открытие» новых знаний.
  6. Первичное закрепление нового материала. 
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

            Все структурные элементы урока были выдержаны. В основе организация учебного процесса лежит ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

На первом этапе я настроила учащихся на рабочий лад и организовала проверку усвоения материала прошлого урока и одновременно были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Кроме этого я, раздав бонусы, подготовила площадку для усвоения новой темы. Была проведена меж предметная связь с уроками математики. (умножение).

На втором этапе для создания проблемной ситуации была использована игровая ситуация, которая вызвала у детей интерес. Эпиграф урока, считаю перекликался с темой урока и тоже в какой-то мере помог создать проблемную ситуацию и помог обогатить речь.

 На третьем этапе под руководством учителя была подготовлена почва для открытия новых знаний- для выяснения, что такое государственный бюджет.

  На четвертом этапе новое знание получено детьми в результате игры. Считаю, что к разъяснению терминов «Госдума», «налог», «налогоплательщик» и «налоговая инспекция» дети пришли самостоятельно, очень наглядно. Был экскурс в прошлое, дети уяснили, что налоги платили издавна, что дань- это налог.  То есть новые знания получены детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя.

Физминутка была проведена вместе с зарядкой для глаз. Это позволило снять умственное напряжение и подготовить учащихся к следующему этапу урока.

На следующем этапе в процессе первичного закрепления, учащиеся самостоятельно в группах планировали расходы государства. Здесь я решила запланировать два варианта развития событий. Конечно, можно было сразу предложить подсчитать доходы. Но мне важно было, чтобы дети сами к этому пришли. Таким образом, была создана очень удобная ситуация для разъяснения основного правила планирования бюджета- доходы и расходы должны уравняться.  Затем шло совместное обсуждение и проверка с обоснованием своей точки зрения.

При подведении итогов были задействованы все ребята. Мы снова вернулись к эпиграфу урока. Данный прием помог мне еще раз осуществить контроль усвоения темы.

Рефлексия помогла выяснить, что дети остались довольны своей работой. Я провела работу по созданию положительного отношения к системе налогообложения, дети поняли, что все граждане находятся под защитой государства, но государство сможет о них позаботиться, если все налогоплательщики будут добросовестны.

Считаю для большей эффективности не уроке нужно использовать связь с жизнью, что и было мной осуществлено.  Это позволило создать положительную мотивацию и интерес к предмету.

На уроке были соблюдены дидактические принципы развивающего обучения:

деятельности; целостного представления о мире; психологической комфортности; вариативности;

Были использованы методы:

                 -  Деятельности

                 - Словесный (беседа, объяснение)

                 -  Практический

                  -  Проблемный.

                 -  Самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

                 -  Контроля и самоконтроля

                 - Создание ситуации успеха (самооценка совместной деятельности)

На уроке идет формирование УУД:

  1. познавательные УД (развитие мыслительных операций);
  2. регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);
  3. коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);
  4. личностные УД

Подводя итог выше сказанному, могу сделать вывод, что урок достиг своей цели, все поставленные задачи были решены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...