Рабочая программа клуба «Эколёнок» по познавательно-исследовательской деятельности
рабочая программа по окружающему миру на тему

Буянова Валентина Викторовна

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyonok.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Ручеёк»

 Рассмотрена и утверждена

 педагогическим советом № 1  

 «31» августа 2017 г.

 

Утверждена                                                                        Заведующий МБДОУ «Детский сад № 18 «Ручеёк»

                                                                   Новикова Е.В.

        Приказ от 31.08.2017г. №102        

Рабочая программа клуба «Эколёнок»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид непосредственной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность

Возрастная группа: 6-7 лет

Воспитатель:

Буянова В.В.

2017 – 2018 учебный год

Тамбов

                                                                                   

   Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности и частью познавательного развития дошкольника, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок   научиться с младенчества   жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры.  К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.  Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

          Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.

          Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология для малышей»

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 3. Цель программы:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи программы:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
  • Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе.  Учить бережно, относиться к природному окружению.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.

4. Предполагаемый результат освоения программы:

  • Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения,  а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.  
  • Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

5. Механизм реализации программы

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет проводится в рамках работы клуба «Эколёнок» 1 раз в неделю в первую половину дня, по понедельникам (традиция День интересов). Общее количество опытов за учебный год - 28.

Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры.  Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтрованной бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус.  Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком и ветром.  Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка.

Материалы для работы

Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.

В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 

«Развитие речи»

Развитие дошкольниками чистой и правильной речи, подготовка речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

«Познавательное развитие»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных экологических представлений

«Художественно-эстетическое развитие»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, результатов продуктивной деятельности, формирование патриотических чувств, ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием (народными промыслами, родным краем), расширение

кругозора в процессе экспериментирования

                                     

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности.

         

Месяц

Неделя

Тематика занятий

Задачи

Содержание деятельности

Сентябрь

Знакомство с представителями «мира ученых»

Сентябрь

1-2

Диагностика

3.

М.В. Ломоносов – ученый из народа

Формирование представлений о деятельности ученых на примере знакомства с биографией и особенностями рода деятельности            М.В. Ломоносова

1.Рассказ воспитателя о биографии ученого, знакомство с интересными фактами его жизни, свидетельствующими о пытливости ума и целеустремленности простого человека, преодолении трудных жизненных ситуаций в его стремлении к знаниям.

2.Беседа по содержанию рассказа воспитателя

3.Занкомство с портретом М.В. Ломоносова и его трудами.

4.

Карпинский А.П. – русский геолог, палеонтолог.

Формирование представлений о деятельности ученых на примере знакомства с биографией и особенностями рода деятельности.

1.Рассказ воспитателя о биографии ученого, знакомство с тематикой исследований А.П. Карпинского их значении для освоения недр земли России. 2.Показ иллюстраций, определяющих этапы исследования горных пород и палеонтологических остатков.

3. Беседа по содержанию рассказа педагога.

4.Организация общения детей по теме беседы

Октябрь

Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности

Октябрь

1.

Знакомство с понятием «цель»

Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей

1.Содержательная беседа о необходимости постановки конечной цели для организации любой деятельности (целеполагание способствует осмыслению деятельности)

2.Упражнения в постановке целей в рамках работы над темами: «Книга – источник знаний», «Цветы – источник красоты и наслаждений».

2.

Знакомство с понятием «задача»

Формирование представлений о возможности определения этапов работы и отражения их в речи

1.Содержательная беседа о необходимости определения этапов своей работы для достижения намеченной цели (планирование способствует быстрому достижению результата)

2.Упражнение в определении задач к ранее поставленным целям в рамках работы над темами: «Книга-источник знаний», «Цветы -источник красоты и наслаждений)

3.

Знакомство с понятием «гипотеза»

Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности

1.Содержательная беседа о важности умений выдвигать предположение о конечной цели для организации исследований.

2.Упражнение в выдвижении гипотез к ранее определенным целям и задачам в рамках тем «Книга-источник знаний», «Цветы – источник красоты и наслаждений»

4.

Знакомство с понятием «проект», «проектная деятельность»

Формировать представление и проектной деятельности как о поэтапной практической работе по достижению цели в рамках определенной темы

1.Содержательная беседа о возможности проведения исследовательской работы по теме «Земля при жизни динозавров»

2.Выделение этапов работы: организационный (постановка цели, задач, выдвижении гипотезы),

Технологический или практический (исследование свойств почвы, накопление информации из различных источников)

Заключительный (выводы и представление итогов в различных формах)

Ноябрь

Организация проектной деятельности по теме «Земля при жизни динозавров»

Цель: развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности

Задачи:

- . Поддерживать интерес к истории возникновения жизни на земле.

. Формировать познавательные умения: наблюдать, делать опыты, сравнивать, делать выводы.

- закреплять инструментальные навыки (обозначение в речи цели исследования, задач и гипотезы);

- расширять представления о возможных источниках получения информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет)

Ноябрь

1.

Организация проектной деятельности по теме «Земля при жизни динозавров»

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы

1 этап Организационный:

-реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы;

-Беседа о значении динозавров  для планеты Земля;

-Решение проблемных ситуаций

-Наработка символов для каждого этапа проектной деятельности

2.

Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

2 этап Технологический

-постановка проблемной ситуации, создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми

3.

Проведение исследования среды обитания динозавров.

"Гиганты прошлого на планете".

1.Беседа “кто такие динозавры”?

2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами:

- исследование почвы

- среда обитания динозавров

- выращивание динозавра из яйца

4.

Научить детей проводить раскопки "местности" Выявить вид динозавров.

Дать понимание, что объект живой природы существует пока есть необходимые условия.

1.Формирование представления о среде обитания динозавров. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, показ видеосюжета.

2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами:

- чем питаются динозавры

- как охотятся

- как заботятся о детенышах

3. Существование животных похожих на динозавров.

Декабрь

Декабрь

1.

Мир без динозавров.

Изготовление книги "Эпоха динозавров"

Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, воображения)

1.Беседа о важности существования динозавров для планеты земля.

2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами:

- “Мир динозавров, что с тобою стало? Ты место уступил другим мирам. И на земле все началось сначала. Человек, теперь твоя забота быть штурманом на этом корабле.”

2.

Источники информации о динозаврах

Формировать представление о различных источниках информации

1.Чтение художественной литературы по обнаружению различных видов динозавров.

2.Беседа по содержанию прочитанного

3.Чтение энциклопедии, информаций из Интернета (по домашнему заданию семьям воспитанников)

3.

Создание макета “Мир динозавров”

Развивать аналитическую деятельность, умение обобщать полученные результаты.

Развивать коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказать свою мысль.

Формировать навыки общения с аудиторий слушателей

3 этап Заключительный

1.Конструирование вулканов и гор из бумаги.

-практическая деятельность (повторение по просьбе детей опытов).

2.Беседа по обобщению полученных результатов

4.

Мы всё знаем о динозаврах

1.Показ детям презентации. подготовленной воспитателем, отражающим все этапы деятельности в ходе проведения исследования.

2.Подготовка рассказов детьми группы о проведенном исследовании с использованием презентации.

3. Знакомство детей подготовительной  группы с исследовательской работой (рассказ детей с показом презентации воспитателя по теме)

Организация проектной деятельности по теме «В гостях у Хозяйки медной горы».

Цель:

 формировать познавательный интерес к неживой  природе миру камней и полезных ископаемых России.

Задачи:

 -  расширять представления детей о разнообразном мире камней и полезных ископаемых, их свойствах;

 - формировать умение детей классифицировать камни по признакам;

 - развивать познавательную активность в процессе ведения опытно – экспериментальной деятельности, поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;

 - расширять знания об использовании камней и полезных ископаемых человеком;

 - активизировать и обогащать речь детей;

 - развивать творческое воображение в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, в лепке, конструировании;

 - воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира.

январь

3.

Организация проектной деятельности по теме:      

«В гостях у Хозяйки медной горы».

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

1 этап Организационный:

- реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы.

- Беседа о значении полезных ископаемых и камней для всего живого на земле;

- Решение проблемных ситуаций.

-Наработка символов для каждого этапа проектной деятельности.

                                   4.

                                     

Определение программы действий по достижению намеченных задач.

Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

2 этап Технологический

- Работа с познавательной и художественной литературой «Удивительный мир камней».

 - Подбор фольклорного материала о камнях и полезных ископаемых: оформление альбома «Стихи. Загадки. Пословицы».

 - Отбор видеоматериала о горах, камнях, сказок П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др. -

Февраль

1.

Проведение исследования полезных ископаемых.

1.Беседа о первых полученных результатах

2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами:

-  угля

-  песка

-  глины

-  соли

2.

Что такое подземные богатства России?

Формирование умения выделять особенности разных камней, оценивать их и сравнивать с другими предметами.

 - Рассматривание коллекций, изделий из камней.

 - Изготовление макетов « Горы», « Пещера», « Вулкан».

 -  Проговаривание и заучивание наизусть стихотворений про горы и камни, знакомство с пословицами, отгадывание загадок по теме проекта. - Чтение сказок и рассказов о камнях, драматизация сказок.

 - Знакомство с иллюстративным, фотоматериалом по теме «Удивительный мир камней».

3.

Одно из чудес природы - камень.

Расширить знания об использовании камней.

Развивать интерес, умение обследовать и называть их свойства.

 - Осуществление работы в соответствии с планом и новыми требованиями ФГОС.

 - Проведение наблюдений « Удивительное под ногами».

 - Проведение игр и экспериментов, в которых дети рассматривают камни, определяют их свойства.

4.

Источники информации о полезных ископаемых.

Формировать представление о различных источниках информации

1.Чтение художественной литературы по обнаружению свойств полезных ископаемых.

2.Беседа по содержанию, прочитанного.

3.Чтение энциклопедии, информаций из Интернета (по домашнему заданию семьям воспитанников).

4.Пословицы и поговорки.

март

1.

Создание книги сказок.

Развивать аналитическую деятельность, умение обобщать полученные результаты. Развивать  коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказывать свою мысль. Формировать навыки общения с аудиторией слушателей.

Беседы:    «Неживая природа. Каменная одежда земли»,           «Удивительное под ногами» «Подземные богатства земли» «Зачем человеку камни нужны» «От горы до песчинки» «Что такое вулкан» и др.  ОД «Придумайте сказку «Волшебные превращения камней» (создать книгу сказок).

2.

Волшебный камушек

1.Прочтение сказки-презентации «Волшебное превращение камней», подготовленная воспитателем, отражающая все свойства полезных ископаемых и камней, выявленные в ходе исследования с детьми.

2.Подготовка к постановке: распределение ролей, обсуждение костюмов, разучивание сцен, песен, стихов.

3.

Презентация детских работ.

Упражнять в формулировке цели исследования,

задач и выдвижении гипотезы.

1.Этап Заключительный:

 1.Презентация детских работ «Удивительный мир камней».

 2.Выставка поделок и рисунков детей «Волшебные превращения камней».

                           4.

Определение программы действий по достижению намеченных задач.

Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

- Центр «Юные художники» - подготовить достаточное количество природного и бросового материала для изготовления макетов «Горы», «Пещера», «Вулкан», «На дне морском», коллекций камней. - Подобрать книжки-раскраски по теме «Камни», «Горы», «Украшения», «Замки из камня» и др.

апрель

1.

"Лучше гор - есть только горы"

- Подготовить наборы различной цветной и тонированной бумаги для аппликации «Рассвет в горах»; оформления макетов, рисунков детей (рамочки).

2.

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано. Привить бережное отношение и любовь к ней.

Показ интегрированного занятия с элементами театрализации.

3.

Создание выставки – камней, выставки детских рисунков на тему «Живые камни кладовой земли

Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты.

Хозяйка медной  горы принимает дары детей. Оценивает труд детей.

4.

Итоговое занятие

Проведение мини-интеллектуальной Олимпиады по познавательному развитию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Рабочая программа клуба "Казачата".

                                                      ...

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Рабочая программа Клуб будущих предпринимателей

Рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки

Рабочая программа дополнительного образования...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению  для учащихся 1-4 классов)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)

            Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности:...