урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Калашникова Надежда Александровна

Цель:       формировать первоначальное представление о свете и цвете                                                                                               

Задачи:     познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;   воспитывать интерес к изучению нового.                                                                                      

  Тип урока: решение частных задач                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mir1.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

       

  Открытый    урок по окружающему миру в

 1 классе в рамках конкурса  пед. мастерства                                  

                         « Учитель года 2018»

по теме:

    

«Почему радуга разноцветная».    

       

                                                         

                                                           Составила :

                                                 учитель начальных классов

                                           Калашникова Н.А

                                                      2018 г.

 Цель:       формировать первоначальное представление о свете и цвете                                                                                              

Задачи:     познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;   воспитывать интерес к изучению нового.                                                                                      

  Тип урока: решение частных задач                                                                           

Оборудование: Мультимедиопроектор,  полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:                                                                                                      -  описывать чувства, возникающие при виде радуги;                                                                                             - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;                                                                        -    запомнить последовательность цветов радуги;                                                                                                         - высказывать предположения о причинах возникновения радуги;                                                                                 - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок;                            

        - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД:                                                                                                                                       Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.                                         Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.                                                                                                                                                               Коммуникативые –  слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.       

         Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке                                    Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Создание проблемной ситуации.

- Добрый день, ребята. Я приглашаю всех отправиться со мной в дальнюю дорогу, в страну знаний. Готовы? Пойдете со мной?

Учитель делает большую паузу и « страшные» глаза.

- Как же так…. Большие дети…. Сколько вам лет? Все знают? Ну вот! Разве вам никто не говорил, что с незнакомым человеком нельзя никуда ходить?

Как же нам поступить? Идти в страну знаний надо, но с незнакомым человеком нельзя. Что надо сделать? ( Дети предлагают свои варианты. Надо познакомиться.)

Игра « Знакомство»

Начинается урок,          

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,  

 Многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

- Я приготовила вам   задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.   Начнём наш урок со сказки. Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
-Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи    пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
-   А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
-   Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
Что за чудо – красота! 
Расписные ворота    показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга) 
Слайд 2
-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная? Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 
Слайд 3

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.                                                                                                                                                                                   – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)                                                                                                                                                                -   Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. 
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет? 
– Дети, кто из вас видел радугу?   

Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга.

  Слайд 4  Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радости бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

 Наши предки радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек, чтобы налить ее в облака.

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом.  А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. 

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

      Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

       Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?  

4. Решение проблемного вопроса                                                                                                                – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель? Слайд 5

       – А кто из вас знает, как это происходит?  

     - Посмотрите мультфильм, совершите виртуальное путешествие с его героями

 и найдите ответ на вопрос "Почему бывает  радуга?"

 Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд 6 . 7 

         Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые   капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

     Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

- Расскажите, что заинтересовало вас в этом мультфильме, смогли ли вы найти ответ на поставленный вопрос. Проверьте себя по учебнику страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети   читают  самостоятельно, затем вслух.)

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Это двойная радуга- Слайд 8  а еще есть лунная- Слайд 9  ,огненная- Слайд 10  и зимняя- Слайд 11,перевернутая-  Слайд 12

5. Физкультминутка.  Радуга. Слайд 13
В небе дождь, гроза.   Закрывай глаза! 
Дождь прошел. Трава блестит. 
В небе радуга стоит. 
Поскорей, поскорей    выбегай из дверей, 
По траве    босиком,   прямо в небо   прыжком. 
 

6. Постановка проблемного вопроса

- Сколько цветов у радуги? (семь) Слайд 14

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый Слайд 15

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7. Решение проблемной ситуации.      Слайд 16

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8.  Первичное закрепление знаний.       Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?      (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ  выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе  отмечены  дуги радуги. Сколько дуг  нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок.     (Дети отмечают буквами названия цветов.)

Пока вы работаете, я вам расскажу, как по радуге люди предсказывали погоду на ближайшие дни: высокая и крутая радуга к солнечной погоде; пологая и низкая — к ненастью. В радуге больше красного цвета — к ветру. Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью. Радуга утром — к дождю.

г) Практическая работа.  В это время звучит песня «Кто построил радугу» 

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Многие поэты посвятили свои стихи этому замечательному явлению природы. Отрывки некоторых из них ребята прочитают  вам и заодно

поиграем  с вами в игру «Угадай-ка» .

1. Ленты разноцветные

над Землёй парят.

Люди изумлённые

В небеса…( глядят)

2. Что ты, Радуга-дуга,
опустила вниз рога?
- Там внизу - водица...
Я хочу ….(напиться).

3. Солнце вешнее с дождем 
Строят радугу вдвоем - 
Семицветный полукруг 
Из семи широких …(дуг)

4. Нет у солнца и дождя 
Ни единого гвоздя, 
А построили в два счета 
Поднебесные …(ворота)

5. Радуга раскинула 
Ровный полукруг,
Ореолом праздничным 
Распахнулась…(вдруг)

6. Чудо разноцветное, 
Таинство Земли,
Диво безответное 
В солнечной…(пыли)

7. Радуга умытая 
Видится вдали.
Коромысло дивное
На плечах…(Земли)

С этой работой вы хорошо справились.

11. Закрепление нового.

 А. Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка    по   слайду   –   слайд 17

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание  № 2.    Прочитайте задание.  Раскрасьте  шарики и вагончики.

         Проверка.

12. Тест.         Слайд №18
-  Туча – это темное, густое облако;    
да   нет 
- В радуге есть коричневый цвет;   да  
нет 
-  Ветер дует, потому что качаются деревья;   да  
нет 
-  В радуге оранжевый цвет идет после синего;     да  
нет 
-  Радуга состоит из пяти цветов;       да  
нет 
- Ветер – это движущийся воздух;          
да  нет 
-  Эхо бывает только в горах;       да  
нет 
-  Звуки издают только живые существа;  
да нет 
-Строители радуги солнце и дождь.        
да нет 

Проверка.    Слайд    № 19

13. Рефлексия 

               Так как радуга чаще всего и ярче всего появляется у водопадов люди, увидев радугу, загадывают желания и повязывают ленточки на дереве желаний. «Дерево желаний» - это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Повязывая ленту, лоскутки, ниточки, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя. Чаще всего выбирали берёзу.

       Я тоже сегодня принесла берёзку. У каждого человека есть свои желания, будь он малыш или человек преклонного возраста. Я приготовила для каждого из вас цветные радужные ниточки. Возьмите, пожалуйста, эти ниточки. Прежде чем повязать ниточку скажите, вам было интересно? Что больше всего вам понравилось? Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?  – Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!   Затем молча загадайте своё желание и завяжите на этом дереве. Пусть все ваши желания сбудутся.

14. Итог урока.                                                                                                                                                           - Как  возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

-  Сколько цветов у радуги? Назовите  их  по порядку.                                                            -   Вспомним фразу – подсказку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...