Промежуточная аттестация по окружающему миру 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

Материалы для проведения контрольной работы в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ

для проведения промежуточной аттестации

по  окружающему миру

в 4  классе

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения                                   промежуточной аттестации в 4  классе по окружающему миру  

                                           Назначение мониторинговой работы 

Итоговая работа предназначена для проведения процедуры оценки качества образования по учебному предмету «Окружающий мир» в рамках мониторинга образовательных достижений обучающихся 4 класса. Проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Основная цель работы – выявить уровень достижения обучающимися планируемых результатов, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Окружающий мир».

Документы, определяющие содержание КИМ:

  1.  Федеральный государственный стандарт начального общего образования

           (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

  1. Авторская  программа по окружающему миру  А.А.Плешакова, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г);
  2. планируемые результаты освоения НОО ООО;
  3. рабочая программа по окружающему миру в 4 классе.

Характеристика структуры и содержания работы

Форма проведения работы – комплексная контрольная работа (ККР) (тест + контрольные задания).  Работа  проводится в форме теста и состоит из 3-х частей.

Часть 1 (А1-А11) – задания проверяющие освоение базовых знаний и умений по предмету за пройденный период обучения, соответствие достижений обязательному минимуму содержания начального общего образования.  Задания с выбором ответа содержат варианты ответов, из которых ученик выбирает один верный. Такая структура заданий обеспечивает  возможность достаточно качественно и оперативно получить информацию о результатах усвоения учебного материала; выявить базовый уровень  знаний по предмету.

Часть 2 (В1-В3) и Часть 3 (С1-С2)- задания повышенной сложности, проверяющие готовность учащихся решать нестандартные учебные и практические задачи. Это задания со свободно- конструированным ответом на сравнение, определение особенностей и классификацию объектов требует самостоятельного ответа учащегося. Этот вид заданий требует от ученика активной и достаточно оперативной мыслительной деятельности. Для того чтобы правильно ответить на задания третьей части, ученику придётся выделять группы, устанавливать последовательность и причинно- следственные связи в природе, продумывать доказательства, приводить веские аргументы. Эти задания ориентированы на проверку сообразительности, умение сопоставлять сведения об окружающем мире.  

Условия проведения промежуточной аттестации.

Каждый тест состоит из 16 заданий, на выполнение которых  отводится  40 минут, без учёта времени, затраченного на инструктаж.

 Система оценивания  тестовой работы.

При проверке за каждое верно выполненное задание из  1 и 2 части с выбором ответа ставится 1 балл, при допущении ошибки- 0 баллов. За каждое верно выполненное задание во 2 и 3 части со свободно конструируемым ответом ставится 2 балла. Если при выполнении данного задания допущена ошибка любого характера, то ученик получает 1 балл.  

Перевод тестовых баллов в школьные отметки осуществляется по таблице.

Тестовый балл

Школьная отметка

0-5

«2»

6-11

«3»

12-19

«4»

20-21

«5»

Структура тестовой работы

 

Обозначение задания в работе

Проверяемые вопросы содержания предмета

Перечень проверяемых умений

Уровень сложности

Время выполнения

Часть 1

А1-А2

Человек – член общества. Россия- наша Родина. Государственная символика России: герб, флаг, гимн.

Знать названия родной страны и её столицы, государственную символику России.

Базовый.

А3

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде( на дорогах, в лесу, на водоёме, в школе)

Уметь определять правила охраны, укрепления здоровья, безопасного поведения.

Базовый.

А4

Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

Базовый.

А5

Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Базовый

А6

Воздух, вода; легко определяемые свойства воздуха и воды. Значение воздуха и воды для растений, животных, человека.

Уметь определять основные свойства воздуха.

Базовый.

А7-А8

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы, нахождение отличительных признаков ( с использованием сравнения) Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере  растений родного края.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Базовый.

А9-А10

Животные, их разнообразие. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Базовый.

А11

Природные зоны России

Уметь устанавливать причинно следственные связи в природе.

Базовый.

Часть2

В1-В2

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры).

Уметь различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

Повышенный

В3

История Отечества. Отдельные яркие и важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события  из истории Отечества. Уметь использовать дополнительную  информацию о родной стране.

Повышенный

Часть 3

С1

Земля- планета, общее представление о форме, и размерах Земли, глобус как модель Земли.

Уметь использовать дополнительную информацию о нашей планете.

Повышен

ный

С2

Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира.

Уметь определять основные правила поведения в окружающей среде, оценивать своё и чужое поведение ( на конкретных примерах).

Повышен

ный

КОДИФИКАТОР

требований к уровню подготовки обучающихся и элементов содержания для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру  в 4 классе

     

         Кодификатор включает планируемые результаты освоения начальной общей образовательной программы основного общего образования по предмету «Окружающий мир». Он разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. N 373).

Содержательная линия

Код

Проверяемые умения

Человек и природа

1

Выделение объекта по признаку.

2

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы.

3

Находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу

4

Различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию.

5

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

6

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

7

Умение находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения.

8

Различать (узнавать) изученные объекты и явления неживой природы.

9

Различать (узнавать) изученные объекты и явления неживой природы. Применять информацию.

10

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы.

11

Умение находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения.

Человек и общество

14

Различать государственную символику Российской Федерации; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России.

15

Соотносить основные (изученные) исторические события с датами.

16

Описывать отдельные события из истории Отечества.

17

Различать прошлое, настоящее, будущее.

18

Знать государственные праздники.

Правила безопасной жизни

12

Использовать знания о строении  и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

13

Умение  распознавать органы человека.

Обозначение задания в работе

Проверяемые вопросы содержания предмета

Перечень проверяемых умений

А1-А2

Человек – член общества. Россия- наша Родина. Государственная символика России: герб, флаг, гимн.

Знать названия родной страны и её столицы, государственную символику России.

А3

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде( на дорогах, в лесу, на водоёме, в школе)

Уметь определять правила охраны, укрепления здоровья, безопасного поведения.

А4

Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

А5

Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

А6

Воздух, вода; легко определяемые свойства воздуха и воды. Значение воздуха и воды для растений, животных, человека.

Уметь определять основные свойства воздуха.

А7-А8

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы, нахождение отличительных признаков ( с использованием сравнения) Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере  растений родного края.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А9-А10

Животные, их разнообразие. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А11

Природные зоны России

Уметь устанавливать причинно следственные связи в природе.

Часть2

В1-В2

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры).

Уметь различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

В3

История Отечества. Отдельные яркие и важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события  из истории Отечества.

Часть3

С1

Земля- планета, общее представление о форме, и размерах Земли, глобус как модель Земли.

Уметь использовать дополнительную информацию о нашей планете.

С2

Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира.

Уметь определять основные правила поведения в окружающей среде, оценивать своё и чужое поведение ( на конкретных примерах).


Промежуточная аттестация по окружающему миру, 4 класс

Вариант I

Фамилия, имя__________________________________________________________

Часть 1

А1. Укажи вид флага России. Подпиши цвета частей, из которых он состоит или раскрась рисунок.

1                                                         2                                          3                                         4

А2. Запиши названия:

1.государства, в котором мы живём _______________    

2.столицы нашего государства____________________

3.символы государства________________________________________________________________

А3. Выбери вариант ответа, почему осенью  и весной опасно выходить на лёд водоёмов.

  1. В это время дети учатся, поэтому им некогда ходить по льду.
  2. На водоёмы не пускает служба спасения.
  3.  Не разрешают учителя и родители.
  4. Весной и осенью лёд на водоёмах непрочный, легко ломается.

А4. Какая деятельность человека укрепляет и развивает мышцы?

  1. Употребление в пищу большого количества фруктов и овощей.
  2. Просмотр телепередач, чтение книг.
  3. Физкультура, спорт, физический труд.
  4. Принятие специальных лекарств.

А5. Какая природная зона описана в тексте?

Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, т. к. они менее требовательны к теплу.  Животный мир разнообразен.

1. тундра;    2.тайга;    3.пустыня;     4.арктическая пустыня.

А6. Что служит органом обоняния? 

1. язык;   2. Кожа;     3.глаза;     4.нос 

А7. По названным признакам определи группу растений. 

Эти растения обычно невысокие. Растут повсеместнов теплое время года.  Имеют  один или несколько неодревесневших  стеблей.

  1. деревья      2. кустарники     3. травянистые растения       4. хвойные растения

А8. Чем лиственные растения отличаются от хвойных.

  1. Лиственные растения ниже хвойных.
  2. Лиственные  растения имеют листья, а хвойных – иголки.
  3. Лиственные деревья очищают воздух, а хвойные – нет.
  4. Под  хвойными деревьями ничего не растёт, а под лиственными всегда есть подлесок.

А9. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

1. из гранита;          2.   из угля;            3. из руды            4. из нефти.

А10. Определи животное лесной зоны.

1.бурый медведь          2.леминг       3.белый медведь.        4. джейран.


А11.  Подбери к названию природной зоны её характерные признаки, соедини стрелками

  1. Арктика

А. смешанный, широколиственный, хвойный

  1. Тундра

Б. безжизненная снежная пустыня

  1. Лес

В. Карликовая ива, берёза

  1. Степь

Г. Зона напоминает огромный пляж

  1. Пустыня

Д. цепь питания: ковыль- суслик- орёл

Часть 2 –Часть3  Выполняется на отдельном бланке

В1. Зачеркни лишнее слово. Распредели оставшиеся слова в 2 столбика и дай им названия: Стакан, заяц, снежинка, ромашка, сосулька, бабочка, камень.

 В2. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Определите, что надо делать, чтобы не допустить утомления.

1. отказаться от любого физического труда;

2. чередовать труд и отдых или разные виды труда;

3.не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом;

4.принимать специальные лекарства.

В3. Этот русский князь считается одним из величайших полководцев всех времён и народов. Свою первую победу в битве на реке Неве он одержал, когда ему едва исполнилось  19 лет. А стратегия боя на реке Чудь может служить образцом военной тактики. А ещё ему принадлежат знаменитые слова: « Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».  

Напиши, кто это_____________________________________________________________________

Часть 3

С1 Выпиши  названия планет: Солнце, Земля, Венера, Меркурий, Марс

Допиши несколько планет______________________________________________________

С2. Напиши памятку туристам Смоленской области  « Как надо вести себя в лесу».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель ________________________________________________________

Ассистент ________________________________________________________

Промежуточная аттестация по окружающему миру, 4 класс

Вариант II

Фамилия, имя ________________________________________________________________

А1. Ответь, как называют человека – члена общества какого-то  определённого государства.

1.житель.    2. гражданин.     3.горожанин     4. человек

А2. Укажи название страны, в которой ты живёшь.

  1. Белорусь       2.  Российская Империя          3. Русь           4. Российская Федерация

А3.Во дворе появилась чужая собака и дети стали с ней играть. Какой ты  дашь им совет?

  1. Собака - друг человека, поэтому с любой собакой можно играть.
  2. Дети поступают правильно, так как собак надо жалеть.
  3. С такой собакой играть нельзя. Она может быть больной и агрессивной.
  4. Надо взять палку и прогнать собаку со двора.

А4. Поясни, как влияет на здоровье зубов резкая смена горячей и холодной пищи.

  1. Никак не влияет, так как зубы привыкли к разной пище.
  2. На зубах появляются трещины, и зубы разрушаются.
  3. Зубы закаляются, так как то нагреваются, то охлаждаются.
  4. Для зубов это не опасно, так как они твёрдые.

А5. О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

«Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов»

1. зона тундры;   2.зона лесов;    3.зона степей;     4.зона арктических пустынь.

А6. К органам дыхания не относятся:

1.легкие;    2.сердце;    3.трахея;    4. бронхи.

А7. Объясни, в чём различие дикорастущих и культурных растений.

  1. Дикорастущие выращивает человек, а культурные растут сами по себе.
  2. Культурные растения полезны человеку, а дикорастущие нет.
  3.  Культурные растения человек охраняет, а дикорастущие нет.
  4. Культурные выращивает человек, а дикорастущие растут сами по себе.

А8. Отметь, что образуется на месте цветка у растений.

  1. ветка       2. плод         3. корень            4. Лист

А9.  Какое полезное ископаемое используется в строительстве?

1. гранит;        2. каменный уголь;    3.    торф;       4. природный газ.

А10. Определи животное зоны степей

1.бурый медведь          2.леминг       3.белый медведь.        4. джейран.

А11. Подбери к названию природной зоны её характерные признаки, соедини стрелками

  1. Арктика

А. Карликовая ива, берёза

  1. Тундра

Б. Зона напоминает огромный пляж

  1. Лес

В. смешанный, широколиственный, хвойный

  1. Степь

Г. безжизненная снежная пустыня

  1. Пустыня

Д. цепь питания: ковыль- суслик- орёл

Часть 2 –Часть 3 выполняется на отдельном бланке

В1. Защита внутренних частей тела человека от повреждений, от холода и жары, болезнетворных бактерий – это работа:

   1.скелета;

   2. мышц;

    3. кожи;

    4.сердца

В2 Подчеркни 5 основных условий, необходимых для жизни всего живого на Земле.

Свет,  хлеб, тепло, дом, вода, воздух, телевизор, пища, учёба, работа, деньги, электричество, полезные ископаемые.

В3.Прочитай текст. «Утро 8 сентября 1380 года было туманным.  Мамай уже предвкушал поражение русских. Битва началась с поединка двух богатырей: Челубея и Пересвета. Но удар был сокрушительный. Познали враги Земли русской силу оружия русского. Бежал с поля и хан Мамай.

Как называют историки эту битву_______________________________________________________?

Часть 3

С1. Выпиши названия материков: Северная Америка, Австралия, Земля, Луна, Евразия, Россия.

Допиши недостающие материки _______________________________________________________________________________________

 С2. Напишите несколько правил бережного отношения к растениям._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель_______________________________________________

Ассистент ____________________________________________


Ответы к тестам

п/п

Вариант I

Вариант     II            

Баллы

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

А1

2 белый, синий, красный

А1

2

1

2

А2

РФ, Москва, гимн, флаг, герб

А2

4

1

3

А3

4

А3

3

1

4

А4

3

А4

2

1

5

А5

2

А5

3

1

6

А6

4

А6

2

1

7

А7

3

А7

4

1

8

А8

2

А8

2

1

9

А9

3

А9

1

1

10

А10

1

А10

4

1

11

А11

1Б,2В,3А,4Д,5Г

А11

1Г,2А,3В,4Д,5Б

1

12

В1

Стакан – не природа; живая-неживая

В1

3

2

13

В2

2

В2

Свет, вода, воздух, пища, тепло

2

14

В3

Александр Невский

В3

Куликовская битва

2

15

С1

Земля, Венера, Меркурий, Марс, ….

С1

Сев.Америка, Австралия, Евразия

/

Юж.Америка, Африка, Антарктида

2

16

С2

С2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...