Заселение и устройство Иркутско - Якутского тракта
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Антуфьева Наталья Николаевна

В материале представлено выступление учащегося 4 класса на Районной историко - краеведческой конференции по теме "Заселение и устройство Иркутско - Якутского тракта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaselenie_i_ustroystvo_irkutsko_-_yakutskogo_trakta.docx289.16 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Ленский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»

муниципального образования

«Ленский район» Республики Саха (Якутия)

История возникновения и становления

Иркутско – Якутского почтового тракта

Устройство и заселение Иркутско – Якутского почтового тракта

 на территории Ленского района

Выполнил : Адамян Артём 4 в класс

Руководитель: Антуфьева Н.Н., учитель нач. классов

г.Ленск

2018

Оглавление                            

                                                                                                                       

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИРКУТСКО – ЯКУТСКОГО ПОЧТОВОГО ТРАКТА

1.1 Освоение Сибири, Якутии………………………………………………….. 4

1.2 Организация почтового дела. Предпосылки создания Иркутско – Якутского   почтового тракта………………………………………..……………………….. 5

1.3 Создание и устройство Иркутско – Якутского почтового тракта…………………………………………………………………………….. 6

ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО И ЗАСЕЛЕНИЕ ИРКУТСКО –ЯКУТСКОГО ТРАКТА НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНСКОГО РАЙОНА

2.1 История возникновения почтового тракта на территории Ленского района……………………………………………………………………………. 9

2.2. Первые ямщики Ленского района ……………………………………….. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...16

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность: я заинтересовался данной темой, потому что родился и живу в Ленском районе. Мои родители родом из Южной Нюи . Мы очень часто бываем там. И когда совершаем поездку в село, я  задумываюсь о том, а как же раньше люди передвигались из одного населенного пункта в другой. Кроме этого думаю , что в дальнейшем собранный и изученный мною материал можно применить на уроках окружающего мира, а так же на занятиях по внеурочной деятельности. Тем более, поговорив, с некоторыми из своих одноклассников, я понял, что мало кто владеет информацией о том как зарождался и развивался Иркутско – Якутский тракт.      

Основная цель моей работы – это изучить имеющийся материал по данной теме.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • собрать и систематизировать материал по теме
  • представить результаты в виде выступления
  • презентовать изученный материал на урочных и внеурочных занятиях

Для достижения задач я использовал следующие методы:

  • устный опрос
  • поиск и изучение информации в разных источниках
  • анализ полученной информации

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИРКУТСКО – ЯКУТСКОГО ПОЧТОВОГО ТРАКТА

1.1 Освоение Сибири, Якутии

    В середине 17 в. Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена « государевой землёй». Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами : полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности вступили на путь экономического ,политического  и культурного сближения с русским народом.

    Якутия в то время была самой отдалённой и экономически отсталой глубинкой. Для неё были характерны бездорожье, суровый климат, бескрайние просторы тайги с множеством больших и малых рек, гор и болот, почти полное отсутствие цивилизации.

    Этим краем, уже как частью Российского государства необходимо было управлять, так как здесь появилась местная администрация, различные государственные службы, которыми должны были руководить из Москвы.

    До конца 17 в сообщение Якутска с Москвой и сибирскими городами не носило чёткого организованного, регулярного характера. Доставку официальных документов и назначенных в Якутский уезд ссыльных осуществляли как попутно, с едущими в Якутск казаками, так и по мере необходимости. Назначая для сопровождения служилых людей.

   Для отправки из Якутска в Москву назначались специальные люди с командой, а при необходимости срочных доставок  документов – специальные нарочные, с выдачею подорожных. Многочисленным казачьим отрядам первопроходцев также необходимо было иметь связь с центром и теми регионами, откуда они начали продвижение на северо – восток Азии, отправляя донесения о своей деятельности.

    Неотъемлемой частью освоения Сибири было научное изучение всего региона. До 1731 года в Якутскую область входило всё Охотское побережье и Камчатка. Вот почему огромная часть континента, природные ресурсы края, многообразие населения, его историческое прошлое, культура ,духовный мир вызывали интерес, привлекая внимание землепроходцев, исследователей и самого правительства. Возникла необходимость отправки научных экспедиций для изучения края. Первые из них – экспедиция Д.Г.Мессершмита, Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга, Вторая Камчатская экспедиция.

      Постоянный рост русского населения, появление городов. А затем открываемые золотые прииски также требовали сообщения с центром. Якутск постепенно становился опорным пунктом в освоении новых земель на Северо – Востоке России. Именно по этим основным причинам и начал формироваться естественный маршрут связи с центром.  

     Первая попытка установления регулярного почтового сообщения между Москвой и Якутском была предпринята в 1698 году, когда была « учреждена пересылка писем по государевой почте, которая трижды летом ходила от Москвы в Сибирь до Нерчинска и  Якутска, и обратно столько же раз». Однако устойчивого почтового сообщения в пределах Восточной Сибири так и не было.

1.2 Организация почтового дела. Предпосылки создания Иркутско – Якутского   почтового тракта

     Организации почтового дела на Руси особое внимание уделял Петр I. Определялись почтовые маршруты, налаживалась связь с иностранными державами, открывались почтовые тракты внутри страны. Для большей значимости ямщики на Руси носили специальную форму одежды и пользовались большими льготами. В ямщики шли только по доброй воле и непременно со своими лошадьми. Открывались почтамты в Москве, Петербурге и некоторых других городах России. К 1725 году протяженность почтовых маршрутов составляла около 11 тысяч верст.
         По мысли Петра I для исследования Сибири, Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку крайне была необходима хорошо налаженная почтовая связь. Руководитель и организатор Великой Северной экспедиции (1720-1740 гг.) адмирал М.Ф. Головин добился того, чтобы отряды исследователей были связаны почтой. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска.
Важным связующим звеном между ними явился Якутск. В силу своего северного местоположения Якутский тракт сразу приобрел значение опорного пути, от которого впоследствии разошлись региональные почтовые тракты (Аянский, Верхоянский, Вилюйский).
         После смерти Петра I в течение нескольких десятилетий ранее с трудом налаженное почтовое дело пришло в упадок. Существующие почтовые тракты даже в Центральной Руси должным образом не поддерживались и приходили к сквернейшему состоянию, расширение сети почтовых трактов прекратилось.
Заметное возрождение почтовое дело получило в период царствования Екатерины II. Почти с первых дней ее правления развивается и улучшается почтовое дело. Следуют указы, содержащие конкретные распоряжения по устройству почты. Быстро растет протяженность почтовых путей, создается специальный департамент, организуются почтовые конторы, осваиваются новые почтовые тракты с образованием множества станков.

           Разделение Сибири согласно указу от 19 мая 1719 года на три провинции указом от 26 ноября 1724 года «О расписании Сибирских городов на три провинции и об определении в оных двух вице – губернаторов, Иркутского и Енисейского, подчинённых тобольскому губернатору» в состав Иркутской провинции Сибирской губернии был включен и Якутский уезд. Это вызвало потребность установления регулярного сообщения между Иркутском и Якутском. Основным путём сообщения стал тракт от Иркутска до верховьев Лены и сплав с Качуга по Лене до Якутска. Этот путь особенно оживлённо действовал летом. В межсезонье же – весной и осенью – сообщение вообще прерывалось, а зимой при необходимости из Иркутска или Якутска отправляли нарочных, путь которых пролегал в основном по льду реки Лены. К середине 20 – х годов 18 века в пределах Иркутской провинции, от Иркутска до Витима, сложилось круглогодичное сообщение :летом по реке Лене, зимой по учрежденным от Иркутска до Витима сёлам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сёл в почтовые станции.

  1. Создание и устройство Иркутско – Якутского почтового тракта

        По указу от 17 апреля 1732 года была организована Вторая Камчатская экспедиция. Среди задач, поставленных перед руководством экспедиции – капитаном – командиром В.Берингом, в инструкции от 16 марта 1733 года указывалось: «…будучи тебе в Тобольску, сделать определение, дабы за Тобольским до Енисейска и до Якутска по однова в месяц почта отпускалась…».Последовали указы ,содержащие конкретные распоряжения по устройству почты. Быстро росла протяженность почтовых путей, был создан специальный департамент, организовывались почтовые конторы, осваивались новые тракты с образованием множества станков, открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определялся порядок её разгона. В результате проведенной работы возникли многочисленные почтовые станки на огромном протяжении от центра Иркутска и далее, до Витима, до Якутска. Таким образом, в 1738 году с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско – Якутского тракта, но и установилась почтовая сухопутная связь между Санкт – Петербургом и Охотским портом. Движение почты от Якутска до Витима совершалось эстафетой, со сменой лошадей в Олёкминском остроге. Подобный порядок замедлял движение почты.  Поэтому по поручению исполняющего должность воеводы Якутского уезда капитана Ивана Яковлевича Остякова служащий воеводской канцелярии Захар Баишев в 1743 году между Витимской слободой и Якутском организовал 28 почтовых станций, начиная от Якутска: Табагинскую, Уулах – Анскую, Самыртайскую, Тойон – Арынскую, Синскую, Журинскую, Иситскую, Малыканскую, Саныяхтахскую, Мархинскую, Хаара –Балытскую,Наманинскую, Тустахскую ( Солянскую), Хомустахскую, Биринскую, Неленскую, Хара – Тюбинмкую, Огонохтохскую, Жедайскую, Жербинскую, Чахыянскую, Мурьинскую, Хабаландинскую, Берёзовскую, Песковскую и Витимскую, возложив их содержание на местные общества.
В каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие якутские юрты.

        С 1784 года в ведение Якутского округа были переведены 12 станций : Саныяхтахская, Малыканская, Иситская, Журинская, Ой – Муранская, Синская, Батамайская, Тит –Арынская, Тойон – Арынская, Бэстяхская, Ууалах – Анская, Табагинская и Якутская городская.

         Слова "ям" и "ямщик" пришли на Русь с татаро-монгольскими завоевателями. "Ям" (тюркское название) - это селение на почтовом тракте, а их жителей, возивших почту, называли ямщиками, т.е. людьми, специально назначенными перевозить официальных лиц, гонцов и почту. Возить почту, т.е. "гонять почту", отсюда и выражение - "ямская гоньба" или просто "гоньба".
        Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км. действовал круглый год, причем 2400 км. тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины, а иногда и до конца апреля. С мая открывался летний путь. Этот тракт связывал Якутию с большим миром - с центром - с Россией и являлся важной государственной дорогой, по которой ежегодно ездили тысячи людей. Одни - по государственным делам, другие - по делам торговли и промыслов. По нему ехали землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, а также уголовники, сектанты разного рода (скопцы, духоборы, старообрядцы), ссыльные разных категорий, экспедиции, три поколения русских революционеров и, конечно, возили почту.
Чтобы представить почтовую дорогу тех времен, достаточно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского: "Проезд от Иркутска до Якутска - тяжелое и рискованное предприятие, труднее, чем путешествие по внутренней Африке". Как говорится, комментарии излишни.
На всем протяжении Ленского пути стояли обыкновенные якутские юрты на расстоянии десятков и даже сотен верст друг от друга.
          В первое время к содержанию станков в порядке трудовой повинности привлекалось коренное население - якуты. Но оказалось, что для якутов ямщицкое дело было обременительным, совершенно непривычная работа вызывала недовольство. Езда по зимней дороге, загроможденной часто горами торосов, являлась мучением, это была настоящая пытка как для ямщиков, так и для проезжающих . Поэтому, начиная с 1750 г., все чаще начинает возникать вопрос о заселении Иркутско-Якутского тракта русскими крестьянами. С 1770 г. якутов освободили от подводной повинности и тракт стали заселять русскими крестьянами-переведенцами.
Все это население, так называемые "переведенцы", рекрутировалось из ссыльных крестьян и взятых в зачет рекрутов. Их подавляющее большинство состояло из крестьян верхне-ленских селений, ранее "посаженных на пашню", жителей далеких сибирских деревень, по разным причинам отнесенных к числу "преступников".

ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО И ЗАСЕЛЕНИЕ ИРКУТСКО –ЯКУТСКОГО ТРАКТА НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНСКОГО РАЙОНА

2.1 История возникновения почтового тракта на территории

Ленского района

         Не во всех учрежденных Захаром Баишевым станках возникли населённые пункты: расположение некоторых из них было неудобным для поселения из – за крутых берегов, болот, песков и отсутствия земельных угодий. В частности лишь на бумаге были «открыты» станция Хабаландинская ( от Мухтуи вверх, по правому берегу) и станция Чахыянская ( между Салдыкелем и Батамаем у озера Чахыян) Тракт был проложен, но заселялся очень медленно. Хотя движение по нему было круглый год. Зимняя дорога продолжалась с октября до апреля, с мая открывался летний путь.

       Хотелось бы чуть подробнее рассказать о Мухтуйской станции. Легко предположить, что именно открытие тракта вдохнуло жизнь в местечко близ речек Чанчик и Мухтуйка, более удобное для заселения и проживания, чем несуществующая станция Хабаландинская.

        Версию эту подтверждает хранящийся в Российском государственном архиве древних акто список «Описания реки Лены от Верхнеленского острогу вниз по оной реке до города Якуцка» 1736 года, в котором имеется следующая запись : «Конец нижняго острова Чанчикова. Чанчикова речка, а по якуцки Моктуя Уряк, впала в Лену с левой стороны против нижнего конца помянутого острова, немного пониже устья сей речки ; есть на левом же берегу Лены две рубленые юрты, которые недавно поставлены для содержания ям».
        Две новенькие рубленые юрты в 1736 году – это ещё не село, тем более, что сам Захар Баишев эти две юрты проигнорировал, когда обозначал на карте ямщицкие станции. Да только вот история сама расставила всё по местам: в открытом им лишь на бумаге станке Хабаландинском станция так и не образовалась – слишком неудобно было ямщикам делать там остановку на голом месте. Они облюбовали местечко более удобное, где уже были срублены две юрты для будущего «яму». Именно тракт вдохнул жизнь в местечко у Чанчиковой речки, и 1743 год – наиболее очевидная точка отсчёта в истории Мухтуи-Ленска.
       Первые ямщики Мухтуйского станка имели рубленые дома – что-то среднее между русской избой и якутской юртой, большие амбары, приличное число коров, коней и сенокосные угодья.

         В то время на территории нашего района только в Витиме было около десятка домов. В остальных станках насчитывалось от 3 до 5 домов и юрт, в том числе и в Мухтуе. После того, как открыли дорогу, ленский край превратился в промысловый славившийся своими соболями. Только в 1641 году промысловики вывезли ценной пушнины на 31763 рубля по денежному курсу того времени. Это вызвало большой размах промыслового движения в Якутию, особенно в первые десятилетия после ее присоединения к России. Через таможню проходило в среднем около 1000 человек, одни - с промыслов, другие - на промыслы.

2.2. Первые ямщики Ленского района

          Самыми первыми из русских, в XVII в. Мухтую заселили промысловики и название этой местности дали тоже они, в честь главы тунгусского племени Мухтыя. В то время к приходу промысловиков, полагаю, стояли на высоком берегу устья Мухтуйки юрты племени тунгуса Мухтыя. С открытием якутско-иркутского тракта гулящие промысловики превратились в ямщиков, занимались гоньбой. А тунгусы, притесненные новыми людьми, отошли к Нюе. Для обеспечения продовольствием притрактового населения, обслуживавшего почтовые перевозки в порядке повинности, якутская администрация доставляла с верховьев Лены на станки казенный семенной хлеб на опытные посевы. Привычные к этому занятию промысловики, которые занимались гоньбой, стали сеять зерновые культуры. Так же и в Мухтуе с открытием станка началось занятие земледелием. Расчищали лес под огороды, пашни и сенокосы. Крестьяне в Мухтуе сеяли ячмень, пшеницу, овес, ярицу и выращивали домашних животных.

            Первоначально в Мухтуе, согласно преданиям, поселились пять русских семей – Татарченковы, Сидоровы, Кирилловы, Серкины и Рыбкины. Причем, поселились не все одновременно, а в период конца XVIII - начала XIX века. Известно, что русские семьи владели здесь сенокосными угодьями, где пасли скот и косили траву. Дома ставили по-русски, в лапу, на века. С кухонным очагом, русскими печами и деревянными полами.
Мухтуйские крестьяне сеяли ячмень и яровую рожь, озимую рожь, пшеницу и овес. Когда открылись Ленские золотые прииски, занимались извозом, доставляя продовольствие и всё необходимое золотодобытчикам. Усилился спрос на сено и овес, овощи, что стимулировало быстрое развитие огородничества и расширение сенокосных угодий. Осенью с установлением санного пути и до поздней весны шли по Лене и Витиму бесконечные вереницы конных обозов. Крестьяне-ямщики так приспособились к извозному промыслу, что за 400-500 верст даже в зимние морозы умудрялись доставлять на прииски в свежем виде картофель, капусту со своих огородов, тщательно укутывая их в кошму.

         Когда в 1772 г. царское правительство конкретно приступило к организации почтово-пассажирского движения на Лене, между Витимом и Якутском было основано уже 35 почтовых станций. Для заселения части этих станций, для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянские семьи. Отцы этих семей - родоначальники почтовых ямщиков по Лене представляли собой отборный элемент недовольных, сосланных за непокорность воле своих господ - помещиков. Они были сосланы в счет тогдашней 25-летней рекрутчины. Это был основной костяк ямщиков Средней Лены. Все они были прикреплены к конкретным станциям и, как сосланные "за неповиновение", не имели права на свободное передвижение и перемену места жительства даже в пределах соседних станций тракта. В таблице  приводится список 33-х родоначальников средне-ленских ямщиков .

         http://ilin-yakutsk.narod.ru/2012-1/foto/tab1.jpg

           Все станции, кроме Чуйской и Курейской, были расположены на более удобном для жилья левом берегу реки. Это - наличие сенокосных угодий, пастбищ, более спокойного рельефа берега, еланных мест - удобных для постройки жилья, а также огородничества и хлебопашества. Жителями и основателями новых станций, возникших в XIX веке, были частью ранее прибывшие ямщики из соседних станций или их дети и внуки.
           Надо понять, сколько трудов требовалось, чтобы содержать в исправности этот очень важный для края тракт. Особенно трудоемким было устройство и поддержание в проезжем состоянии летних сухопутных дорог. В таежных участках прокладывали тропы, устраивали мосты и гати, ставили зимовья, верстовые столбы с "цифирными словами". И только благодаря ежегодному ремонту дорога поддерживалась в сравнительно удовлетворительном состоянии. Зато зимой, когда земля скована морозом, путь становился значительно более удобным и, как писал И.А.Гончаров, "весьма исправным".

        В 1822 г. правительственный Сенат, признавая, что отправление почтовой и обывательской гоньбы является единственным средством для пропитания поселенцев, признал за ними исключительное право на выполнение этой работы по вольным ценам, установившимся на торгах. Только после этого крестьяне-ямщики стали подписывать контракты на отдачу в содержание почтовых станций сроком на три года.
Для примера в следующей таблице  приводится наименование станций и имена подписавших контракты на отдачу в содержание поименованных 20-ти почтовых станций Иркутско-Якутского тракта с 1897-1901 гг.

http://ilin-yakutsk.narod.ru/2012-1/foto/tab2.jpg

           Известно, что все они "осели" на местах, и мало кто вернулся на свою "малую Родину". Вот почему подавляющее большинство русского населения на Средней Лене являются потомками ссыльных ямщиков и пашенных крестьян. Это русское население старожилов сыграло огромную роль в истории Якутского края, в развитии его экономики и культуры.
        В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, они не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения. Они внедрили много русских нововведений в ловле рыбы и зверей (переметы, кулемы, плашки, черканы), что значительно повышало производительность рыболовного и охотничьего промысла.
        В результате браков с якутками значительная часть русских ямщиков теряла типичный русский облик, утратила некоторые элементы языка и культуры. Естественно, произошел и обратный процесс - часть местного населения обрусела.
Русским ямщикам приходилось жить и работать в трудных условиях. Огромные расстояния, редкая заселенность, бездорожье, долгая зима с очень низкими температурами, короткое засушливое лето - вот общая характеристика края, в котором они жили. Оторванность этого края от родины создавала изолированное положение.
Земельный надел они получали с большим трудом и только после многократных просьб и жалоб. А долгожданный надел представлял собой таежную целину. Ее надо было расчистить и распахать, а иногда даже под сенокосы, имея примитивные орудия труда. При таких условиях обзаведение хозяйством требовало больших усилий.
Иркутско-Якутский тракт явился единственным в то время "входом" в Якутию, тем самым способствовал усилению торговых и культурных связей окраины с более развитыми районами страны, а также сыграл роль родоначальников коммуникаций на якутской земле.
          Русские крестьяне, принудительно переселившиеся для ямской службы на Лену, оказались в роли "пионеров", вынесли на себе все тяготы непростой жизни в неведомом для них суровом крае. Первые станки располагались друг от друга на значительном расстоянии, и доходило оно до 40 километров, а то и более. Но, несмотря на это, почта шла регулярно и без опозданий.

            Да, трудная доля досталась ямщицкому сословию. Но они жили, трудились честно, добросовестно выполняли свой гражданский и общественный долг - в этом их великая заслуга. Многие их потомки живут в сохранившихся деревнях и селах вдоль Лены. Это люди, как правило, трудолюбивые, прошедшие практичную деревенскую жизненную школу, достойно умеющие выходить из тяжелых жизненных ситуаций. Деревенские дети с детства все умеют делать: запрягать коня, косить и убирать сено, заготавливать дрова, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу, правильно грести на лодке, плавать и многое другое. Всему этому "искусству" учат родители, учатся друг у друга, учит сама жизнь.
В свое время Хрущевская реформа по ликвидации так называемых "неперспективных" деревень докатилась и до Ленских берегов. В целом по стране было уничтожено более двадцати тысяч сел и деревень. В нашей республике было уничтожено 156, в том числе многие ямщицкие поселения. Люди вынуждены были покидать "насиженные" места и переезжать в укрупняемые села. А как иначе - детей где-то надо учить. Луга и пашни, с трудом отвоеванные у природы, остались без хозяина. Итог печальный, и в результате различных социально-политических потрясений исчезли многие ямщицкие деревни (Тойон-Ары, Батамай, Ат-Дабан, Ой-Муран, Чуран, Крестях, Еловка, Мархачан, Березовская, Неленская, Кочегарово и многие другие). Не много ли? Их давно вычеркнули из списка деревень, из документов, из карт. Но никому, никогда их не вычеркнуть из сердец истинных патриотов "Ленской землицы", ибо жить без прошлого, без корней нельзя. Ведь через уважение к месту, где жили предки, можно привить человеку любовь к своему народу, к Великой России.
         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Сегодня только названия многих приленских деревень напоминают нам о том далеком времени, да живут в народе удивительные истории из жизни ямщиков.
Каждая станция - это целая история, история со своими особенностями, своими героями, объединенными единой целью - своевременно и исправно возить почту и пассажиров, не считаясь ни со временем, ни с погодой.
Весьма и весьма длинен Иркутско-Якутский тракта. Сколько раз езжено по ней нашими предками-ямщиками! Сколько дум передумано, сколько песен спето, сколько мыслей рождалось под мерный звон поддужного колокольчика и зимой, и летом, и в мороз, и в жару!
          О ленских ямщиках с большой теплотой писали выдающиеся русские писатели - И.Гончаров, В.Короленко, известные исследователи - Н.Щукин, И.Майнов, Ф.Сафронов и другие. Ленские ямщики были мужественные, талантливые и жизнерадостные люди. Несмотря ни на что, они выдержали все тяжелые испытания, преподнесенные судьбой. Они сумели прижиться, выжить, перестроиться, и сегодня многие из их потомков по праву являются гордостью Якутии. Во всех отраслях народного хозяйства нашей республики, а то и за ее пределами, трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства, много других тружеников, достойных памяти своих предков.

      Теперь многое изменилось в жизни республики, а ямская служба стала историей. Настали другие времена. Теперь Интернет, телеграф, телефон, пейджер заменили обычную почтовую связь.

     Более двух с половиной веков добросовестно и честно несли службу "государевы ямщики" на Лене. Это наши предки, которые сыграли исключительную роль на судьбоносном этапе исторического развития Якутского края. Получилось так, что однажды вступивши на эту землю, как им велено было судьбой, они остались здесь навечно. А корни, пущенные ими, растут и множатся. И мы должны помнить своих отцов и дедов с чувством законной гордости за их добрые дела.

      Поставленная мною цель была достигнута – используя интернет – ресурсы, литературу мне удалось изучить имеющийся материал по данной теме. Мне было очень интересно, ведь это история моего района, моего города. Я с удовольствием презентую изученный материал на уроке окружающего мира и внеурочной деятельности.

    Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации, дополнить данную работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Вигилев А.Н. История отечественной почты. М., 1990.
2. Исторические связи народов Якутии с русским народом (сб. трудов). Якутск, 1987.
3. Майнов И.И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. С.-Пб, 1912.
4. Короленко В.Г. Сибирские очерки и рассказы. Иркутск, 1983.
5. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии. Якутск, 1961.
6. Соколов А.Д. По следам государевых ямщиков. Якутск, 2002.
7. Тартыева  Н.П. Ленский район : факты и события. Якутск, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Иркутская история - Братская ГЭС"

"В далекой глубинке жемчужина есть....

Иркутской области 75 лет

можно использовать на классном часе ( презентация, бюллетень)...

"Путешествие Морковки по пищеварительному тракту"

Цель урока: закрепить знания о работе желудочно-кишечного  тракта;. установка на здоровый обоаз жизни;. развитие познавательной сфеы обучающихся воспитанников...

Презентация по краеведению для младших школьников "История заселения Самарского края"

В презентации рассказывается о народах, кочевавших и живших на территории Среднего Поволжья с 1 тыс. до н.э. до середины 19 века...

План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».

План урока  по литературному чтению на якутском языке.  Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...

Классный час "История Чуйского тракта"

Рассказ об истории основания Чуйского тракта. Его значении для современности....