Конспект урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ривман Евгения Александровна

Конспект урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orient.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 2г

Тема урока: ориентирование на местности

Цели урока: познакомить с приборами для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса и по природным признакам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и природных признаков.
  • Личностные: развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, карточки для актуализации знаний, учебная презентация.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

Словес.: слово учителя

2мин

Здравствуйте, ребята. Встали красиво, улыбнулись друг другу. Я рада вас всех видеть.

Тихонько сели девочки, еще тише мальчики.

Настраиваются на предстоящее занятие.

Л: самоопределение

Актуализация знаний

Словес.: слово учителя

3 мин

- Отгадайте загадки: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она – большущий шар. (Планета Земля.) 
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.) 
- Он и летом, и зимой 
Между небом и землёй. 
Хоть всю жизнь к нему иди – 
Он всё будет впереди. (горизонт, точнее, линия горизонта.) 
- Что такое горизонт, линия горизонта? 
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. 
(Один ученик рисует на доске.) 
- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите. 

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Постановка учебной задачи

Словес.: постановка цели урока

4 мин

- Вспомните сказку «Маша и медведь».

«В лес пошла Маша за грибами,

Очень весело с подружками.

Тут грибок и там грибок

Положила в кузовок.

Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался.»

- Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса. (Ответы детей)

- Отгадайте загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда. (Компас.)

- Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

- Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.).

- Прочитайте тему урока на стр. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Ответы детей.)

- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике

Слушают рассказ учителя

Определяют тему и ставят цели урока

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Р: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока

П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Решение частных задач

Словес.: рассказ

Словес.: обобщение

Практич.: практическая работа


Словес.: рассуждение над понятиями

Словес.: обобщение

Нагляд.: работа с учебником

10 мин

- Что же это такое – ориентирование на местности? (Ответы детей.) 
- Прочитайте об этом на стр. 74 учебника. 
- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.) 

Работа в парах
- Прочитайте задания 1, 2 на стр. 74. Выполните эти задания в парах.

Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. Восток. Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего стояния (местонахождения) и направление движения относительно горизонта. Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам на местности

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрацию

Читают текст учебника

К: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

П: Аргументируют свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.

Физминутка

1мин

разминка

Выполняют движения

Л:ориентир на здоровый образ жизни

Первичное закрепление

Словес.: рассказ

Словес.: рассуждение

12мин

- Представьте, что мы с вами пошли в лес. Ходили по лесу, собирали грибы и сбились с дорожки. У нас нет компаса. Что делать, как быть?  Нам известно только, что дом расположен с северной стороны леса.

- Оказывается, в такой ситуации надо просто быть наблюдательным и внимательным. Сама природа очень часто дает нам подсказки, а мы их не видим. 

1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны. 

2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны.

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. 

4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев.

5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной.

6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

- Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.

-Как еще можно ориентироваться, если нет компаса? (По Солнцу, звездам)

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Читают рассказ

Слушают учителя

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Л: осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества;

Повторение изученного

Практическая работа

Словес.: рассуждение над понятиями

Словес.: обобщение

10 мин

ППрактическая работа

- Прочитайте инструкцию.

- Прочитайте инструкцию «Как пользоваться компасом» на стр. 75 учебника.

- Кто мне скажет, как пользоваться компасом?

В рабочей тетради стр.46 №3. Давайте выполним. Рассмотрите компас. С помощью рисунка в учебнике изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.

Рисуют маршрут путешествия

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Дача домашнего задания

1 мин

Открываем дневники и записываем домашнее задание: р.т. стр45 №1,2,6

Записывают домашнее задание

Рефлексия

2 мин

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили?

- Что такое компас?

- Как пользоваться компасом?

- Что называют ориентирами?

Мне было очень приятно с вами работать.

Спасибо за вашу активность. Урок окончен.

Подводят итоги урока

Л: самооценка;

адекватное понимание причин успеха\неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"

Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:Ориентирование на местности. Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизо...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Ориентирование на местности", 2 класс, УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу; формирование навыка коммуникативного общения. Планируе...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»...