Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Воробьёва Ирина Валерьевна

Итоговый урок по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект открытого урока по предмету

Окружающий мир. 4-й класс.

Тема: Мир глазами эколога.

Составила и провела: Воробьёва Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

     

                                                         2015 г.

Тема: Мир глазами эколога.

Планируемые результаты: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

2. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

3. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Предметные УУД: Научиться анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению, рассказывать о мире с точки зрения эколога

МетапредметныеКоммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Оборудование: смартдоска, картинки детей на тему экологические катастрофы, картина «Дерево», фигурки животных(оригами)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.

–  Прежде, чем сообщить вам тему урока, я хочу показать вам небольшой ролик. Внимание.

–   Из увиденного, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем беседовать?

–   Тема сегодняшнего урока: «Сохраним природу Земли вместе».

  1. Основная часть.

–  Проблема экологии – одна их важнейших проблем нашего общества. А что такое «экология»?

–  «Экология» произошло от греческого слово «экос» - дом, «логос» - наука, то есть, наука о доме.

–  Во многом неразумная деятельность людей коренным образом меняет облик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. А вокруг столько равнодушия, жесткости, пренебрежения к природе!

–  Давайте прослушаем стихотворение как раз о варварском отношении к природе и сделаем выводы, что нужно, а чего нельзя делать, отдыхая на природе.

Стихотворение: «Прогулка» С Михалкова. Приложение № 1.

Анализ стихотворения: Правильно ли вели себя ребята на прогулке?             Какой вред они нанесли окружающей среде, себе, другим людям?

–  Цель нашего урока в том, чтобы вы поняли: наша Земля на грани экологической катастрофы. Нам не решить «взрослых» экологических проблем, но кое-что в решении частички этой проблемы мы можем сделать уже сейчас, а что именно, вы сами скажете в конце урока.

– Лес полон разнообразных звуков. (Прослушивание звуков природы). Среди них есть звуки добрые, а есть злые. Я буду перечислять звуки, если вы считаете, что звук «злой», то топайте ногами, если «добрый» - хлопайте в ладоши.

–  Журчанье ручейка, хруст сломанной ветки, пение птиц, дуновение ветерка, стук топора, шорох листвы, звук электропилы, выстрелы браконьеров, стрекотание кузнечиков.

–  Для того, чтобы на Земле шумели леса, расцветали полевые цветы, пели птицы, надо беречь природу! Это под силу и взрослым и детям.

–  Ребята подготовили интересные сведения о разных экологических проблемах Земли. Внимательно слушайте, я буду задавать вам вопросы после сообщений ребят.

Стихотворение о воде. Приложение № 2.

Сообщение о загрязнении  водоемов и природных зон нашей страны. Приложение № 3.

  Вопросы по содержанию сообщений.

–  Какие основные источники загрязнения вод Земли?

(Промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, сточные воды без всякой очистки)

- Какие проблемы есть в разных природных зонах?

Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»

–  Скажите, легко ли вам, свободно дышится? А знаете, что есть крупные промышленные города, где от заводов и комбинатов стоит в воздухе такой смог, что тяжело дышать! Частички этой пыли постепенно оседают в легких и люди в таких городах часто болеют бронхо-легочными заболеваниями.

Стихотворение. «Посмотри, человек, полюбуйся»! Приложение № 4.

Демонстрация плаката, нарисованного детьми, на тему стихотворения.

Сообщение о загрязнении атмосферы. Приложение № 5.

– Так что же является основными отравителями атмосферы?

– Можно было бы только восхищаться и поражаться тому, сколь щедра природа, если бы не одно обстоятельство: очень многие ее творения занесены в Красную книгу, а некоторые и вовсе исчезли с лица Земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми, и всюду виновата варварская деятельность человека.

– Послушайте сообщение о Красной книге.

Парраллельно дети смотрят видео о Красной книге. Приложение № 6.

Стихотворение «Все, все, все на свете нужны!» Приложение № 7.

–  Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Давайте же мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы могли услышать их голоса.

  1. Закрепление, обобщение полученных знаний.

Работа с тестами. Приложение №8.

– У вас на партах лежат листочки с вопросами. Вам нужно выбрать правильный ответ, обведя его в кружок, а на вопросы с 4 по 7 дать самостоятельный ответ.  

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Вот сколько экологических ситуаций мы с вами рассмотрели и это, поверьте, только капля в море экологических проблем планеты. Давайте подытожим нашу беседу,  сделав выводы, а что же может сделать каждый из вас, чтобы сохранить  природу Земли. На уроке труда мы изготовили животных в технике «оригами». Давайте оживим эту картинку, поселим на нее животных и птиц с вашими пожеланиями по охране природы нашей Земли.

        Дети вешают на плакат с нарисованным деревом фигурки животных со своими экологическими пожеланиями.

        Учитель заканчивает урок стихотворением под музыку «Земля живая»:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь,

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Приложение № 1.

ПРОГУЛКА

                С.Михалков.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят,

Отдыхают как хотят

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо

- Эй, ребята! – крикнул Дима,

- Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид,прекрасный пляж,

Распоковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

Приложение№2

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода, -

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться –

Без воды нам не прожить!

Приложение № 3.

        В водоемах нашей страны в 2000г. Оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Прошло 12 лет, невозможно себе представить, сколько их сейчас в водоемах. Около четверти сточных вод поступает в водоемы без всякой очистки. Черное и азовское моря на грани экологической катастрофы. А маленькие речки и озера не только теряют чистоту, но, зачастую, совсем исчезают с лица Земли. Особые экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне льдов – это растущие загрязнения северных морей, обеднение рыбных запасов. В зоне тундры – загрязнения при добычи нефти и других полезных ископаемых. В лесной зоне губятся молодые деревья, заготовленную древесину попросту бросают. Трагична судьба степной зоны-они распаханы. В пустынях мелеют и без того редкие и мелководныереки, приходят в движение пески, которые засыпают дороги, поля, целые посёлки!

-Какие вредные вещества обнаружены во льдах Арктики? ( Вещества, входящие в состав стирального порошка.)

-Какое самое глубокое озеро на Земле?(Байкал).А знаете ли вы, какое промышленное предприятие «убивает» это озеро? ( Целлюлозно-бумажный комбинат)

-Сколько необходимо воды для изготовления 1т бумаги?( 250т воды). Теперь вам понятно, насколько важно экономно расходовать бумагу и собирать макулатуру для повторной переработки?

Приложение №4.

Посмотри, человек, полюбуйся!

Наверх устремлённые трубы заводов

Портят озоновый слой,

Режут и пилят, будто пилой!

Рощи, леса человек вырубает!

Сам же от этого

Сильно страдает!

Нужную истину он забывает:

«Сук, подрубивши, где ты сидишь,

В яму ужасную сам угодишь!»

Пустеют леса, гибнут животные!

Климат меняется, ресурсы природные.

Опомнитесь, люди!

Нечем дышать!

Газ углекислый вредно глотать!

Надо планету всем защищать!

Вот наша речь, что хотели сказать!

Приложение№5

Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт. К этому следует добавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, военной и сельскохозяйственной техникой. Общее количество вредных веществ, которыми дышим, превышает 100 млн тонн.

-Знаете ли вы, во сколько раз растения уменьшают содержание пыли и газа в воздухе? ( В 2 с половиной раза)

-Какие страны запретили изготовление аэрозолей из-за их вредности для атмосферы? (Англия и Япония)

-О чём должен помнить человек, отравляя почву? (Человек ,отравляя почву, убивает, прежде всего себя).

Приложение №6

Вот у нас в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так расказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мирс уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете  Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или ррастение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только останавливает, предупреждает.

Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На чёрных страницах списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На жёлтых страницах животные, количество которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах перечислены те животные, до сих пор мало изученные. На зелёных страницах – самых обнадёживающих- те животные, численность которых удалось сохранить».

- Знаете ли вы каких морских животных истребил человек? ( Морских коров)

- Как называются зоны, где растения и животные находятся под охраной? ( В заповедниках и национальных парках)

- Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет.

- Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, а 1 га лиственного леса 50-70 т пыли. Садите и оберегайте деревья!

Приложение № 7

Все, все, все на свете нужны !

И мошки не меньше нужны , чем слоны!

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд,

Кто делает мёд,

И кто делает яд…

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

Да! Если мы с кем-то

Не очень дружны-

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это , конечно,

Ошибкой окажется!

Приложение № 8

1.Что значит «экология» в переводе с греческого?

- наука о флоре и фауне

- наука о доме

- наука о планете Земля

2.Что такое Красная книга?

- книга красного цвета

- книга о животных и растениях

- книга о редких и исчезающих видах растений, животных и птиц

3.Основная идея Красной книги:

- рассказать о флоре и фауне

- спасти весь животный и растительный мир

- познакомить с различными видами растений и животных

4.Перечислите, что нельзя делать, отдыхая на природе:

5.Каковы основные источники загрязнения вод Земли?

6.Каковы основные источники загрязнения атмосферы?

7.Что можешь сделать «лично ты», чтобы сохранить природу на Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Экономика и экология".

Тема: Экономика и экология.Дата: 12.04.2021 г.Предмет: Окружающий мир.Тема: Экономика и экология.Класс: 3 класс, УМК «Школа России».Учитель: Урок «Экономика и экология»  п...

Конспект урока "У неё голубые глаза", 2 класс, английский язык, Spotlight

Конспект урока с элементами групповой технологией....