Урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мария Александровна Тарасова

Тема: «Как распалась Русь».

УМК: Гармония

Цель: формирование представления о причинах распада Древнерусского государства и образовании самостоятельных центров - Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 402okr.docx360.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока № 39

Дата: 04.02.2019

Класс: 4 «б»

ФИО учителя класса: Тарасова Мария Александровна

Тема: «Как распалась Русь».

УМК: Гармония

Цель: формирование представления о причинах распада Древнерусского государства и образовании самостоятельных центров - Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов; оценивают изучаемые события, действия государственных деятелей, выражают своё отношение к ним.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Предметные: обучающиеся знают причины распада Древней Руси, причины образования самостоятельных центров - Новгородской и Владимиро-Суздальской земель; имеют представление о природе этих земель, образе жизни и занятиях его жителей, о Великом Новгороде, Ростове Великом, Владимире, Суздале как о центрах славянской культуры.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Ход урока

  1. Этап мотивации.

- Добрый день, ребята!

- Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, рабочая тетрадь, учебник и пенал.

- Ребята, давайте потрем свои ладошки быстро-быстро так, чтобы почувствовать тепло между ними, и это тепло и приятные ощущения сохраним на протяжении всего урока.

2.Этап актуализация опорных знаний.

- Сейчас я предлагаю вам решить небольшой кроссворд, чтобы проверить, как вы усвоили тему предыдущего урока. Каждый работает индивидуально. После того как вы выполните задание, мы проверим его вместе. Подпишите свое имя и фамилию.

- На работу вам 4 минуты. Приступайте. (выполняют задание)

- Итак, закончили работу. А теперь обменяйтесь листами с соседом по парте. Посмотрите на доску. Вы видите правильные ответы и критерии оценки. Оцените свою работу на данном этапе.  

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

 - Разбейтесь на группы. У вас на партах лежат две карты. Прочитайте названия. Рассмотрите карты, найдите моря, реки, города.

Можно ли сказать, что на них изображена одна территория?

Посмотрите внимательно на них ещё раз и скажите, чем же они отличаются? Почему на первой карте одно большое государство, а на второй их уже несколько?(предположение обучающихся)

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

- Хотите ли вы узнать, что произошло и почему так случилось? (Да)

- Предположите, какая тема нашего урока? (предположения обучающихся)

- Тема урока – Как распалась Русь. (тема вывешивается на доску)

- Какие задачи мы можем перед собой поставить? (ответы детей)

1. Узнать причину распада Древней Руси.

2. Узнать, как устроена удельная Русь.

3. Узнать последствия распада Древней Руси.

- Отлично! Мы определили тему и задачи сегодняшнего урока.

5. Реализация построенного проекта

- Прочитайте нашу первую задачу.

-Информацию вы будете добывать самостоятельно.

- Правильно. Удельные князья стремились превратиться в самостоятельных правителей, ссорились между собой из-за старшинства в династии и спорных земель. Все чаще воевали между собой и против киевского князя.

- Как вы думаете, есть ли еще какие-либо причины? (ответы детей)

- Но есть и другая причина.

- Вы знаете, почему Древнюю Русь называли Гардарикой? (ответы детей)Древнюю Русь называли Гардарикой, потому что на Руси было много больших и красивых городов. И в каждом городе развивалось ремесло, расцветала торговля. А также улучшалась военная подготовка, поэтому княжества постепенно перестали нуждаться в защите центра – Киева. Да и ежегодную дань окрепшие и разбогатевшие города платить Киеву больше не желали!

- Тогда Древнерусское государство распалось сначала на 15 крупных княжеств-уделов, но потом это дробление продолжилось, и получилось их около 50. Теперь они были мелкими и слабыми. Найдите на картах Галич, Волынь, Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск. Эти Юго-западные русские княжества завоевало молодое сильное государство Литва, и их дальнейшая история связана с ним. (работа с картой)

- Передайте, пожалуйста, карты мне.

- На Северо-западе и Северо-востоке русских земель сохранились две большие территории: Новгородская земля и Владимиро-Суздальскрое княжество. Посмотрите на карту на странице 27 и обведите концом карандаша эти две территории.

- Каким цветом земли выделены на карте? (зеленым, желтым)

- Найдите на карте центр Новгородской земли. Теперь Владимиро-Суздальской земли. Как они обозначены? (красной башней)

- Назовите и покажите крупные города Новгородской земли. (Ладога, Тверь, Торжок, Луки, Псков) Теперь покажите и назовите крупные города Владимиро-Суздальской земли (Москва, Устюг, Ярославль, Белоозеро, Ростов, Переяславль-Залесский) Каким знаком они обозначены? (синей башней)

- Мы выполнили первую задачу? (Да)

Физкультминутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

- Выполним еще раз!

- Пора продолжать работу. Садитесь на места.

- Какую следующую задачу нужно выполнить?

- Чтобы выполнить вторую задачу, предлагаю, отправится в небольшое путешествие. Но сначала нужно разделиться на две группы. Первая группа – вы сидите по правую мою руку, вы отправитесь в Великий Новгород, а вторая – по левую, вы отправитесь в Владимиро-Суздальскую землю. Каждой группе необходимо подготовить свой отчет о наблюдении. 

- Вы видите две колонки «Новгородская земля» и «Владимиро-Суздальская земля». Их нужно заполнить. Первая группа исследует Великий Новгород и читает текст, заполняет колонку «Новгородская земля». Вторая, соответственно, читает про Владимиро-Суздальскую землю и заполняет колонку «Владимиро-Суздальская земля».

- Затем, когда, вы прочитаете текст и заполните свои отчеты, из каждой группы три человека выходят к доске и рассказывают самую главную информацию об исследованной земле. То есть первая группа рассказывает о Новгородской земле, а вторая заполняет эту колонку. И наоборот. Кому не понятно задание? На выполнение задания вам 5 минут.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

- Прочитайте третью задачу. 

- Как вы думаете, каковы же последствия распада Древнерусского государства?(ответы детей)

- Сейчас я прочитаю басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Слушайте внимательно! (читаю)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

- Назовите из басни самые важные слова, которые могут нам сказать, какая же подсказка есть в басне, связанная с распадом Древнерусского государства? Обсудите это в парах. (если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит)

- Скажите, какова же мораль этой басни? (В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит»)

- После распада Руси обороноспособность многих княжеств ослабла. Поэтому самые сильные и могущественные враги Древней Руси, такие как Литва, захватили города.

- Но можно отметить и положительные последствия распада Руси. Каждый князь в своем княжестве обустраивал города, украшал их. Города процветали. Самым главным украшением стали соборы, церкви, крепостные стены.

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике на страницах 28, 29, 31, 32 и 33.

- Даже и по сей день соборы и церкви украшают города нашей Родины.

- Полюбуйтесь на позолоченные купола Успенского собора (стр. 32). Дмитриевский собор (стр. 33) украшен резьбой по камню, делающей облик собора веселым, праздничным, нарядным.

- Ребята, мы выполнили последнюю задачу нашего урока? (да)

7.Этап самостоятельной работы

- Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. 

- Задание заключается в том, что вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях.

25 лет воевал с половцами внук Ярослава _________________Мономах. В середине XII века Древнерусское государство ____________________________ на самостоятельные княжества и земли. Вначале их было 15, а потом стало около________. На Руси образовалось два самостоятельных центра Владимиро-Суздальская земля и ____________________________.

8.Включение в систему знаний и повторение

С какой темой познакомились?

Что узнали на роке нового?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Откроем свои дневники и запишем домашнее задание. Со страницы 26 по 33 прочитать, пересказать текст. И выучить записи, которые мы писали в отчете. (ДЗ записываю на доске!)

- Наш урок подходит к концу, в течение урока какие задания вызвали у вас трудности?

- А что нового узнали?

- Как вы считаете, важны те знания, которые вы сегодня получили? Важны ли уроки истории сегодня? А в наше время важно заботиться о единстве и силе государства?

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Урок закончен. До свидания!

Русь до распада                                                    Русь после распада

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506236/img1.jpg

http://www.skifiabook.ru/netcat_files/141/209/53fbd6bd1d53344c6f15595f1c33dd38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...