Кейс-урок "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кечемайкина Нина Васильевна

Кейс -  урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Наш край»

 

Программа: Школа России

Авторы: А.А.Плешаков

Тема: Наш край

Цель урока: Для учителя:- создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Для ученика- научиться как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

- сортировать информацию для решения выбранной задачи;

- выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urok_nash_kray_kechemaykina.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс -  урок по окружающему миру в 4 классе

по теме «Наш край»

Программа: Школа России

Авторы: А.А.Плешаков

Тема: Наш край

Цель урока: Для учителя:- создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Для ученика- научиться как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

- сортировать информацию для решения выбранной задачи;

- выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации

Задачи урока:    

- организовать деятельность учащихся  по составлению краткой характеристики своего края по совместно составленному плану

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

 -выделять и формулировать познавательную цель;

 -осуществлять смысловое чтение;

- применять и представлять информации;

регулятивные УУД:

 - определять цель и задачи урока;

 -контролировать и оценивать учебную деятельность;

коммуникативные УУД:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- формировать мотивацию учебной деятельности;

- формировать уважительное отношение к чужому мнению;

 личностные УУД:

-проявлять интерес к изучению темы;

- стремление расширить свои знания о родном крае

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

-  эмоционально-ценностное отношение к родному краю как части большой страны;

Предметные результаты:

- учиться находить и показывать свой край на политико-административной карте России;

 -узнать больше об особенностях природы, экономики и экологии Мордовии;

 -учиться устанавливать связь между природой, экономикой и возникающими в связи с этим экологическими проблемами.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», комплекты книг из серии «Мой край» для детей младшего школьного возраста для каждой группы, оценочные листы для каждого учащегося, карточки-опоры для каждой группы, карандаши и фломастеры. физическая карта РМ, карта Большеигнатовского района, административно-политическая карта России.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Посмотрев это видео,  думаю, вы легко догадаетесь, чему будет посвящена  работа на нашем сегодняшнем уроке?

https://sazmp3.net/poisk/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F+%D0%BC%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9/ - Край мой край

2.  Актуализация знаний.

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

(Прослушиваю варианты. Объявляется тема.)

- Вспомни, что ты называешь родным краем. (Дети дают устные ответы)

-Тема нашего сегодняшнего урока «Наш край»

-Знаем мы о нём достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор?

-Нам необходимо составить план характеристики родного края.

(План записывается на доске).

  • Название края
  • Положение на карте России
  • Особенности природы
  • Особенности экономики
  • Экологические проблемы
  • Охрана окружающей среды
  1. Организация работы групп.

- Мы обозначили основные вопросы, которые необходимо обсудить на уроке. Сейчас вы разделитесь  на группы при помощи карточек разного цвета и начнем работу с кейсами.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах и озвучите свои выступления.

 1 группа называется: Картографы. Они познакомят нас с родным краем по карте России и Мордовии.

2 группа: Исследователи природы. От них мы узнаем о природе родного края.

3 группа: Исследователи экономики Республики Мордовия. Их задача, рассказать об отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитых в нашей республике.

4 группа: Экологи нам поведают о том, как в республике решается проблема охраны окружающей среды.

  1. Работа с кейсами.
  • Дети проговаривают правила работы в группах.
  • Выбирают руководителя группы.
  • Знакомятся с заданием, обсуждают план сообщения.
  • Распределяют обязанности. Работают в группах по составлению сообщения.
  • Оценивают свою деятельность, заполняя оценочный лист.
  • Докладывают о выполнении работы.

Кейс №1 для  «Картографов».

Карточка-опора с вопросами

  1. Что можно рассказать по политико-административной карте России о нашей республике?
  2. Что можно рассказать по физической карте Мордовии о нашем крае?
  3. Что можно рассказать по физической карте Мордовии о нашем районе и селе?

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков Е.А.Крючкова Окружающий мир Часть I,  М.; Просвещение, 2014, с.138 задание 1-2.

Источник №2:  интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F

Республика располагается на восточной части Восточно-Европейской равнины, примерно посередине между Москвой и Волгой, и географически её территорию можно условно разделить на две части: западная часть расположена на Окско-Донской равнине, центральная и восточная части — на Приволжской возвышенности. Наивысшая точка республики — 324 м. Протяженность ее с востока на запад составляет примерно 30 тысяч километров.

На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке — с Чувашией, на востоке — с Ульяновской областью, на юге — с Пензенской областью, на западе — с Рязанской областью.

Республика Мордовия является самой ближней к Москве российской республикой: расстояние по автодороге от МКАД до западной границы Мордовии — 398 км, а по прямой — 330 км. Административно Мордовия относится к Приволжскому федеральному округу.

Источник №3: Кроссворд « Водоёмы  Мордовии».

Для решения этого кроссворда используется карта Мордовии

http://euro-map.com/karty-rossii/oblast/mordoviya/

1

2

3

4

5

6

По горизонтали: 2.Второе по величине озеро Мордовии.

5. Самый крупный приток Суры.

6. Бассейн какой реки занимает восточную часть Большеигнатовского района?

По вертикали:1. Одна из крупных рек Мордовии.

 2. Первое по величине озеро нашей республики.

 3.Какая река, протекающая в Мордовии, впадает в Волгу?

 4.Бассейн какой реки занимает основную территорию Большеигнатовского района  (северную, центральную и западную)?

Кейс №2 для «Исследователей природы»

Карточка-опора с вопросами

  1. Водоемы Мордовии
  2. Растительный мир республики
  3. Животные нашего края

Источник №1: Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей /Н.Мокшин. Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007,/ с.4-6 статья «Водоёмы Мордовии»

Источник №2. География моего края – Мордовии-книга для чтения по географии РМ /автор-составитель В.Н.Пресняков – Саранск: Мордовское книжное издательство 2011/ с.86 статья «Животный мир лесов и лесостепей»        

Источник №4 Природа мордовского края: рассказы о родном крае для маленьких читателей /А.Ручин Саранск: Фонд «открытая Мордовия»; Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007/ с.15-19 статья «Лес. Лесостепи и луга»

                               

Кейс №3 для  «Исследователей экономики».

Карточка-опора с вопросами

  1. Полезные ископаемые Мордовии
  2. Промышленность
  3. Сельское хозяйство
  4. Образование и культура

Источник №1: Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей /Н.Мокшин. Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007, с.16 статья «Знаменитые учёные»

Источник №2: http://www.bankreferatov.ru/referats/1fc27894ea513c22c325684000709468/%D0%A1-%D1%85%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B8.doc.html

Растениеводство

Главными отраслями растениеводства на территории Мордовии являются зерновые культуры и свекловодство. В посевах зерновых культур значительную долю занимает озимая рожь и пшеница, отличающиеся большой продуктивностью. Из-за высокой распаханности почв доля естественных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) невелика. Сенокосы занимают чуть больше 4%, пастбища — около 18%. Использование черноземных почв характеризуется наибольшей долей зерновых культур с  преобладанием яровых. В пропашных культурах преобладает картофель.

Другая важная культура растениеводства Мордовии — сахарная свекла. Посевы этой культуры занимают ограниченные площади в восточных частях республики в зоне широколиственных лесов и лесостепи с черноземными почвами.

Главной кормовой базой для животноводства служит полевое кормопроизводство. К ним относятся однолетние и многолетние травы, кормовые корнеплоды, кукуруза.

Животноводство

Животноводство в республике Мордовии многоотраслевое. Основной отраслью животноводства на большей части территории является скотоводство мясо-молочного направления. Кроме того развито свиноводство, птицеводство и овцеводство. В качестве дополнительных отраслей выступают коневодство, звероводство, кролиководство, прудовое хозяйство. Подавляющая часть поголовья сельскохозяйственных животных — крупный рогатый скот.

Источник №3: География моего края – Мордовии - книга для чтения по географии РМ /автор-составитель В.Н.Пресняков – Саранск: Мордовское книжное издательство 2011 с.150 статья «Полезные ископаемые»

Кейс №4 для «Экологов»

Карточка-опора с вопросами

  1. Объясните значение слов «охранять природу – значит охранять Родину» словами известных людей.
  2.  Причины загрязнения окружающей среды в нашем крае
  3. Пути решения экологических проблем.
  4. Охрана природы Мордовии.

Источник №1: Природа мордовского края: рассказы о родном крае для маленьких читателей /А.Ручин Саранск: Фонд «открытая Мордовия»; Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007, с.20-21 статья «Заповедные места Мордовии»

Источник №2: В республике Мордовия продолжают бороться с экологическими загрязнениями и причинением ущерба окружающей среде. За 2009-2012 годы выброс наиболее распространённых вредных веществ, отходящих от промышленных предприятий - источников загрязнения атмосферного воздуха, возрос. Если в 2009 году он составлял 33 тысячи тонн, то в 2012 достиг планки в 50 тысяч тонн. Однако к следующему 2013 году его показатель снизился до 36 тысяч тонн.

9 апреля 2015 года столицу республики посетили гости из разных городов России, в том числе члены международной экологической организации «Гринпис». Экспертов «Гринпис» впечатлило, что горожане действительно понимают, зачем нужно тратить время на сортировку отходов. Ведь чем меньше на муниципальном полигоне плёнки и пластика, которые, как  разлагаются сотни лет, тем меньше эти отходы загрязняют город. Наталья Стукалова  www.go113.ru

Источник №3 http://www.bankreferatov.ru/referats/1fc27894ea513c22c325684000709468/%D0%A1-%D1%85%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B8.doc.html

Источники загрязнения сельскохозяйственной экосистемы предприятия, на которых ведётся переработка сельскохозяйственной продукции, крупные свиноводческие фермы и птицефабрики, места складирования минеральных удобрений. Чтобы избежать неблагоприятные экологические последствия надо использовать на этих предприятиях безотходные технологии, усовершенствовать очистные сооружения. Азотные удобрения  истощают почвы,  загрязняют водоемы. Расчеты экологов показывают, что не менее 1/3 попадающих на поля минеральных удобрений смывается талыми и дождевыми водами в водоемы и водотоки. Отрицательные последствия вызывает массовое применение ядохимикатов. Для большинства из них характерна повышенная устойчивость к воздействиям внешней среды, способность сохраняться в почве многие годы и даже десятилетия.

  1. Релаксация.

«Тряпичная кукла и солдат»

- Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

  1. Презентация выступлений. Оценивание.

Представитель от каждой группы делает сообщение. Остальные слушают его, делятся впечатлениями. Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на выступления одноклассников, организует  продуктивное прослушивание выступлений каждой группы и создает условия для дискуссии.

-Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.

 Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25- 20 баллов- «4»,

Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получат возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Дети оценивают выступления по предложенным критериям.

        

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

7. Рефлексия.

-Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

Учащиеся формулируют результат своей работы на уроке.

- Сегодня я узнал…

- я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как…;

- однако мы не узнали о …;

- хотелось бы узнать о …;

- самое трудное…;

- самое интересное…

  1. Домашнее задание.

Читать  книгу А.Ручина « Природа мордовского края» из серии книг для детского чтения «Мой край». Подготовить сообщение по следующему плану:

1. Климатические условия

2. Почвенный состав

3. Группы растений

4. Группы животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...