Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Почему их так назвали?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Коротченко Елена Анатольевна

Урок окружающего мира по теме: "Почему их так назвали?" представлен конспект урока и задания для групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Средняя  общеобразовательная школа п. Надвоицы

Урок  окружающего мира в 1 «Б» классе

Тема:

Почему их так назвали?

УМК «Школа России»

Составила учитель начальных классов:

Коротченко Е.А.

2013 – 2014 учебный  год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).

Цель: - создание условий для поиска ответа на вопрос: «Почему их так назвали?»

Задачи:

- показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;

- раскрыть связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями;

 - создать условия для развития универсальных учебных действий:

 • Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения  оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

 •Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, сравнивать объекты: находить общее и различие, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивных – умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, правильность выполнения на основе сравнения с предыдущими, использовать в работе необходимую литературу для достижения положительного результата.

Коммуникативных – умение участвовать в диалоге, строить речевое высказывание, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, участвовать в паре, группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-Содействовать привитию положительного отношения к природе и окружающей среде;

- способствовать сохранению  здоровья детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Ожидаемые результаты: обучающиеся узнают названия некоторых растений, грибов, животных и раскроют взаимосвязи между названиями и их особенностями, проанализируют поступки людей по отношению к природе, сделают выводы об охране и защите окружающей среды.

Методы работы: - частично - поисковый, практический, наглядный,  проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная,  фронтальная, парная, групповая.

Педагогические технологии:

- элементы проблемного обучения

- элементы развивающего обучения

-личностно-ориентированного обучения

-словесной продуктивной и творческой деятельности

-сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

 -ИКТ- технология

- здоровьесберегающие

2.  Основная часть.  План урока:

1.Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности . (самоопределение к деятельности)

2. Актуализация  знаний

3. Постановка учебной задачи.  (проблема)

4. «Открытие» нового знания. (Построение проекта выхода из затруднения)

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

8. Рефлексия деятельности. Итог. Оценивание.

 Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник Окружающий мир (А. Плешаков).

Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки для  групповой работы, смайлики.

Этап урока

                            Ход урока

Формирование

УУД

Приложения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности.

На части не делится солнце лучистое, 

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью засыпает,

Весной опять оживает.    

-Куда мы отправимся?                          

– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. Там Муравьишка Вопросик  поможет нам увидеть и узнать много интересного.

Итак , мы отправляемся ….

Аудиозапись: звуки леса.

Улыбаются друг другу и дарят хорошее настроение гостям.

Слушают и отгадывают загадку. (Лес)

В лес.

Слушают звуки леса.

 Якимова Аня читает наизусть стихотворение «Лес».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь мы свои!

Личностные: настраиваются на урок; воспринимают речь учителя.

Познавательные: находят ответ на загадку учителя.

Коммуникативные: оформляют высказывание.

Познавательные: выдвигают гипотезы.

Коммуникативные: воспринимают  и анализируют текст.

Личностные: мотивируют свои действия, выражая готовность в данной ситуации поступить в соответствии с этическими нормами.

Слайд

Слайд

Слайд

Аудиозапись

2

3

Актуализация

знаний. 

Физминутка.

– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин  писал: (на слайде)

- Что такое лес? Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

- Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему?

Немного отдохнём, но постараемся очень тихо.

Читает ученик.

Отвечают на вопросы: Лес – наше богатство. Лес - кладовая природы. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Отвечают: если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки.

Движения повторяют.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи.

Коммуникативные: оформляют диалогическое  высказывание.

Познавательные:

высказывают предположения

Слайд (портрет М.Пришвина)

Слайд

4

Постановка учебной задачи.

В лесу много всего интересного и прекрасного. А у Муравьишки есть друзья. Рассмотрите их.

- Что вы видите?

- Можно ли разделить на 3группы?  

- Знаете ли вы их названия?

- Что бы хотели о них узнать?

- Какова тема урока?

- Постараемся найти ответы на интересующие вопросы.

Растения и животные.

Классифицируют:  травы, грибы, насекомые.

Не все.

Как называются, где растут…

Формулируют тему урока с помощью учителя «Почему…?»

Познавательные: наблюдают, классифицируют.

Познавательные: выявляют известное и неизвестное. Регулятивные: выстраивают последовательность необходимых операций. Коммуникативные: строят высказывания.

Слайд

Слайд

5

6

7

8

«Открытие» нового знания.( Построение проекта выхода из затруднения).

Первичное закрепление во внешней речи.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Рефлексия деятельности.

Итог.

Оценивание.

-  Мудрая Черепаха объяснила названия некоторых растений.

Работа по учебнику с.50 (прочитайте названия растений)

Поработайте в парах, соотнесите объяснение и название растения.

-С какими растениями познакомились?

- Помогите разобраться Муравьишке.

Работа в группах ( по рядам).

- Мы помогли Муравьишке, многое узнали.

– Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы открыли много тайн.

– Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки?

-Названия каких растений, грибов, насекомых узнали?

– Представить человека вне природы невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.

Но, бывает и так:

– Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?

-  Можно ли так поступать?

 «Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Оцените работу на уроке.

Читает ученик текст учебника.

Работа в парах (читают –рассматривают – называют)

Проверка: в паре: 1 читает – 2 называет.

Называют. 

1группа – (травы)  Раскрасить и объяснить, почему так назвали.

2 группа  (грибы) – Прочитать и приклеить объяснение.

3 группа слайд (насекомые) – Прочитать и соединить стрелками объяснение и картинку.

Выступают представители групп.

Объяснять названия.

Недотрога, медуница, копытень, звездчатка, Иван-да-Марья, жук-олень, носорог, слоник.

Инсценирование стихотворения:

Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу» 

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Ломал ветки, пинал грибы, кричал, вытаптывал растения, мусорил.

Нет. 

Показывают смайлики.

Коммуникативные: работают с текстом с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; 

Коммуникативные: работают в паре.

Познавательные: проверяют информацию. Коммуникативные: оформляют диалогическое  высказывание.

Регулятивные: выстраивают последовательность необходимых операций.

Коммуникативные: участвуют в работе группы, распределяют роли. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогическое  высказывание

Познавательные: оперируют полученными знаниями.

Коммуникативные: строят речевое высказывание. 

Коммуникативные: участвуют в импровизации, используя выразительные средства языка.

Познавательные: высказывают предположения и обсуждают проблемный вопрос.

Коммуникативные: строят речевое высказывание. 

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд



Предварительный просмотр:

http://www.woodli.com/d/124599-1/Flowers_plants_89.jpg

Картинка 74 из 35250

Картинка 14 из 5496

        

Картинка 27 из 2351

 Картинка 392 из 1902 

Картинка 64 из 8126

Картинка 13 из 9148

Картинка 10 из 532

Картинка 18 из 30

Картинка 23 из 495



Предварительный просмотр:

Подорожник.

Подорожник назвали так, потому  что он растет вдоль дорог. Является лекарственным растением, с помощью которого заживают раны.

Одуванчик.

Одуванчик назван так, потому что, когда отцветает цветок, он легко сдувается или обдувается. В народной медицине одуванчик применяют при различных болезнях.

Колокольчик.

Чашечки цветка похожи на колокол с язычком. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком,  а звону нет.

Жук – олень.

Один из крупнейших жуков России. Голова с огромными верхними челюстями, по форме напоминающими рога оленя.

Жук – носорог.

У него  один рог на носу, он  медлителен и неуклюж. Передними лапками жук-носорог хорошо копает, а питается  подпорченными растениями.

Жук – слоник.

Длинная, вытянутая в трубку голова, похожая на хоботок. Жуки имеют крылья и хорошо летают. Почти все слоники – вредители.  

Подберёзовик.

Растёт под берёзой, но не у ствола, а чуть подальше. Живет он недолго 6-7 дней.

Опята.

Гриб растет только на трухлявых пнях и поэтому его прозвали опенком. Если опёнок поселился, то дерево станет трухлявым. 

Мухомор.

Раньше настоем отвара этих грибов морили мух. Служит лекарством для животных.

Лисички.

Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил своё название. Лисички не бывают червивыми. В них много витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающий мир 2 класс. Тема"Почему луна бывает разной?"

Цели: познакомить с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями; показать изображение различных созвездий и расположение в них звезд; рассказать о различных способах изучения Луны, от...

Конспект урока.Окружающий мир 1 класс.Тема: "Почему радуга разноцветная?"

В ходе урока использовались игровые моменты, наглядный материал , презентация ....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

План урока по окружающему миру 1 класс.Тема :"Почему мы любим кошек и собак"

Цели урока:  Расширение представлений о кошках и собаках.                       Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками....