Конспект урока по окружающему миру "Зимние месяцы" 2 класс , УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рахимова София Рамилевна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Зимние Месяцы»

Цели деятельности учителя: Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать особенности зимы родного края;
  • Знать специфические погодные явления зимних месяцев;
  • Уметь сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей;

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности.
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»); тетрадь к учебнику 2класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока37.63 КБ
Файл Презентация 1.77 МБ
Файл Приложение326.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.01.18г.                                                        ФИО Учителя школы: Моцная Наталья Викторовна

Школа: 104                                                                ФИО Методиста ЧПК№1:Горячёва Светлана Леонидовна

Класс: 2 «А»                                                        ФИО Студентки 31 группы: Рахимова София

Кабинет: 109

Время занятия: 9:30

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Зимние Месяцы»

Цели деятельности учителя: Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать особенности зимы родного края;
  • Знать специфические погодные явления зимних месяцев;
  • Уметь сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей;

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности.
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»); тетрадь к учебнику 2класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, меня зовут София Рамилевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Сядут те дети, у кого день рождения в декабре, а сейчас у кого в январе, феврале. А сейчас все остальные.

Готовят рабочее место

Садятся на свои места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

2 мин.

Подведение к целеполаганию

- Сегодня нам снова предстоит войти в наш волшебный год-сад. Кто помнит загадку о нем? Давайте я напомню вам её начало

Есть у моего батюшки сад…

В саду двенадцать гряд

Гряды крест- накрест разгорожены

Сколько гряд в каждой клети положено?

- О чем в ней говорится?

- Мы с вами путешествовали по первой части нашего сада, который назывался Осень.

- А чтобы узнать в какую часть сада мы сегодня войдем, вам нужно послушать стихотворение Афанасия Фета

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

- О каком Времени года говорится в стихотворении? Как вы думаете, как называется следующая часть сада, куда мы сегодня войдем?

Слушают загадку;

- Эта загадка о временах года и 12 месяцах

Слушают стихотворение;

- О зиме. Следующая часть сада - Зима

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: восприятие текста художественного стиля;

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

III. Постановка учебной задачи

Практические: задание со словами

Словесный: беседа

Постановка цели и открытие темы

- И так, мы готовы отправиться в путешествие в наш волшебный сад?   Ворота волшебного сада нам откроют три сказочных брата.

- Ваша задача разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так- что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов.

-Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья? Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке.

- Вот ворота и открылись. Мы во второй части года-сада.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить в нашем саду? Как будет звучать тема нашего урока?

- Какую поставим цель перед собой?

- Январь, Февраль, Декабрь

-Декабрь, январь, февраль

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о месяцах зимы. Зимние месяцы

- Узнать старинные названия зимних месяцев; Научиться находить признаки зимних явлений; Изучить особенности зимы родного края.

 

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: рассказ

беседа

Наглядный:

иллюстрация

Словесный: беседа

Словесный:

рассказ

Работа с книгой

Словесный: беседа

Развитие позн.псих.процесса и тв.способностей:

творческое задание

Словесный: беседа

Работа с книгой

Словесный: беседа

Развитие позн.псих.процесса и тв.способностей:

творческое задание

Словесный: объяснение

Словесный: беседа

Практический: загадки

Наглядный

Беседа о Зиме на Урале

- Наша страна очень большая. В одних ее уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце не показывается всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает и зима быстро уступает место следующему за ней времени года.

- Расскажите, какая зима у нас. Как долго длится зима в нашем крае: три месяца? Какие бывают осадки зимой? Какая температура воздуха? Что происходит с водоемами?

Сравнение месяцев

Посмотрите пожалуйста на экран на изображения зимних месяцев.

- Почему декабрь в виде старого деда мороза? Январь в виде мальчика, а февраль чуть старше?

- А теперь давай узнаем о них побольше.

Изучение месяца декабрь

-Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. В народе говорили, декабрь- зиму начинает, а год кончает. Декабрьский снег будет лежать долго - до весны. В старину люди зимние месяца, как и осенние, называли по-разному. Это было связано с явлениями природы, с разными видами деятельности в этих месяцах. Откройте с.5 учебника. Прочитайте информацию о декабре.

- Как же называли декабрь в старину?

- Какие особенности декабря подмечены в названиях? 

Оформление «лесной полянки»

- Ребята посмотрите пожалуйста на нашу лесную полянку. Там стоит наше дерево. Раз уж в декабре идет снег, холодно, может быть, окутаем наше дерево снежинками, сделаем доброе дело, чтобы корни не замерзли, чтобы дереву было теплее. У кого у нас снежинки, выходите пожалуйста.

Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны.
Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки.
Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры.

Изучение месяца январь

   -Ребята, а какой праздник мы с нетерпение ждем в декабре?

- Да ребята, Новый год. Новый год заканчивает декабрь, но с новым годом какой месяц начинается?

-И вот наступил январь -это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. В народе говорят, январь- году начало, зиме середка. Что же происходит в январе? Прочитайте по учебнику информацию о январе.

- Как вы думаете, почему январь называют просинец, лютовей,  сечень, перелом зимы, перезимье?

- Январь - самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна.

- Ребята, а нам холодно зимой? Почему?

- Да, нам не холодно. А кому холодно? Как вы думаете, кому нужна помощь зимой?

- А как мы можем помочь птицам в холодную зиму?

- Давайте ребята и мы откроем птичью столовую и накормим наших птиц. Ведь птицам не только холодно, но и голодно. (прикрепляет к листу «лесной полянки» скворечник)

Изучение месяца Февраль

- Шагаем дальше по нашему волшебному саду и навстречу нам Февраль

- Чем же нас может удивить последний месяц зимы?

- Прочитайте в учебнике о феврале.

-Объясните, что означают эти названия февраля?

«Лютень» — древнерусское название февраля. Этот завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже месяцу январю. За обилие снегопадов и метелей его называли также «снежень».. «Февраль-бокогрей — солнцепригревает сбоку, а в тени мороз хватает за нос», «Зима с весной встречается впервой» и «Февралю-батюшке — метели» — таковы поговорки об этом времени года. И каждая из них точно подмечает особенности последнего месяца зимы.

- Это последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становиться мягче, теплее, чем в январе, но вьюги и метели не отступают. «Вьюги да метели под февраль полетели» и «Февраль зиму выдувает» — говорят в народе.

- А раз в феврале много снега, большие сугробы, чем мы можем заняться на улице?

- Тогда и в нашей полянке слепим снеговика. Но для этого надо отгадать загадки. Кто отгадывает, тот начинает лепить нашего снеговика.

1. Шуба бела весь свет одела

2. На всех садится, никого не боится

3. Кто меняет шубу 2 раза в год?

Оформление «лесной полянки»

- А теперь, 3 человека выйдете к доске и прикрепите снеговика к нашей полянке.

- Зима на Урале самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

- Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы.

Читают учебник

- Студень, холодень, лютовеи, ледостой, годопроводец

- Низкая температура воздуха, полностью замерзают водоемы, декабрь провожает год.

Оформляют «лесную полянку» снежинками

- Новый год

- Январь

- В конце декабря, в начале января ночи росту убавляли, а дни начинали расти. С этим связано старинное название января - перезимье. В январе солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и зовут январь просинец. Стоит он между декабрём и февралём и сечёт зиму пополам, за то называют его сечень.

- Нам не холодно, т.к. к у нас есть теплое жилье, пропитание.

- Птицам

- Построить скворечник

Оформляют «лесную полянку» птицами

Рассказывают то, что уже знают о месяце

Читают учебник

- Крутень — метели да вьюги крутят. Межень — межа, граница между зимой и весной.

- Строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

Отгадываю загадки

- Зима

- Снежинка

- Белка и заяц

Оформляют «лесную полянку» снеговиком

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: смысловое чтение;

П.логич.: анализ объектов с целью выделения признаков;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: поиск и выделение необходимой ифнормации;

Динамическая пауза

Практический

Динамическая пауза

Вот мы и изучили все зимние месяца, а сейчас проведем динамическую пауз

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: кроссворд

Закрепление, работа в группах

- А сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили материал. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.

- Ребята, сядьте, пожалуйста в группы, и командиры подойдите ко мне. Можете приступать к работе.

- Давайте проверим, на экране уже заполненный кроссворд.

Делятся на команды

Выполняют кроссворд

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение заданий в р.т.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях

- В рабочей тетради на странице № 3 выполните задание №1 и №3

- А теперь давайте проверим (на слайде готовый вариант)

Выполняют задания в рабочих тетрадях самостоятельно

Проверяют по эталону

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: опрос

Обобщение

- Наша прогулка по году-саду подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли мы их?

А сейчас ребята прежде чем уйти из сада я хочу проверить, как вы усвоили материал.

  1. С каким временем года мы сегодня познакомились?
  2. Какие месяцы зимы вы запомнили?
  3. Что особенного в каждом месяце?
  4. Кто вспомнит древние названия месяцев?
  5. В какие игры можно играть зимой?

Запишите домашнее задание: внимательно изучаем материал в  учебнике на странице 4-6, и задание №5 в рабочей тетради.

Обобщают изученный материал

- Зима

- Декабрь, январь, февраль

Записывают домашнее задание

Р: осуществление итогового контроля;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Практический: творческое задание

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было самым интересным? Что было не понятно?

- А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Давайте украсим елочку нашими новогодними шарами. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите красный шарик, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый шарик, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите голубой шарик. 

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализ собственной работы.

3

6

1

5

7

2

4

По вертикали: 

1. Древнерусское название последнего месяц года.

2. Запорошила дорожки, 

разукрасила окошки. 

Радость детям подарила 

и на санках прокатила.

6. Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!

Високосный год идёт - 
Лишний день ему несет!

По горизонтали: 

2. Как называется январь с латинского языка?

4. Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый...

5. Какой месяц год кончает, а зиму начинает?

7. Древнерусского название февраля.


3з

6ф

1г

и

е

о

м

в

5д

е

к

а

б

р

ь

о

а

п

7л

ю

т

е

н

ь

2я

н

в

а

р

и

у

с

ь

о

4с

н

е

г

о

в

и

к

о

д

е

ц



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Окружающий мир

Слайд 2

Есть у моего батюшки сад… В саду двенадцать гряд. Гряды крест-накрест разгорожены, Сколько гряд в каждой клети положено?

Слайд 3

Децембер Януариус Фебраруариус Январь Февраль Декабрь

Слайд 4

Тема: Зимние месяцы. Цель: 1. Узнать старинные названия зимних месяцев; 2. Научиться находить признаки зимних явлений; 3. Изучить особенности зимы родного края

Слайд 5

Декабрь Январь Февраль

Слайд 6

Древнерусское название месяца - Годопроводец Студень, холодень , ледостав, годопроводец ДЕКАБРЬ

Слайд 7

Древнерусское название месяца - Сечень Просинец , перелом зимы, перезимье , сечень ЯНВАРЬ

Слайд 8

Древнерусское название месяца - Лютень Межень, крутень , снежень , бокогрей . ФЕВРАЛЬ

Слайд 9

Шуба бела, весь свет одела. Снег

Слайд 10

На всех садится, никого не боится. Снежинка

Слайд 11

Кто меняет шубу 2 раза в год? Заяц и белка

Слайд 12

3 з 6 ф 1 г и е о м в 5 д е к а б р ь о а п 7 л ю т е н ь 2 я н в а р и у с ь о 4 с н е г о в и к о д е ц

Слайд 13

Тема: Зимние месяцы. Цель: 1. Узнать старинные названия зимних месяцев; 2. Научиться находить признаки зимних явлений; 3. Изучить особенности зимы родного края

Слайд 14

Домашнее задание: Учебник стр. 4-6; Раб.тетрадь стр. 5, задание №5

Слайд 15

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\973318e2da6e0652977d6eb180b01a3d.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\sneg_0.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\skazka_pro_snezhinku.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\skazka_pro_snezhinku.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\sneg_0.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\sneg_0.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\skazka_pro_snezhinku.jpgC:\Users\Шамиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\skazka_pro_snezhinku.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...