Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Егорова Елена Георгиевна

Данное ктп подойдёт для учителей начальных классов, работающих по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_e.g.docx69.46 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 1 класс составлено на основе:

  • учебного плана МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» с. Осиново ЗМР РТ
  • содержания авторской программы «Перспектива» А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание».  В соответствии с авторской программой   курс  окружающего мира  в  1 классе изучается   2 часа  в неделю (66 часов  в год, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова»  с. Осиново ЗМР РТ.

Тема раздела

Кол-во часов

Мы и наш мир

11 ч.

Наш класс в школе

13 ч.

Наш дом и семья

15 ч.

Город и село

14 ч.

Родная страна

8 ч.

Человек и окружающий мир

5 ч.

Итого:

66 ч.

Класс: 1е  класс

Учитель: Егорова Елена Георгиевна

1 триместр - 24 ч.

2 триместр - 20 ч.

3 триместр - 22 ч.

Тема урока

Дата по плану

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

По плану

По факту

Мы и наш мир (11ч.)

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечают в природном окружении то, что особенно нравится; принимают ценности природного мира. Отображают свои предпочтения в рисунке. Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. Осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; понимают красоту произведений народного творчества. Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе и своего края; переживают радостные чувства семейного единения друг с другом, понимают ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях. Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность. Принимают ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи. Выражают словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой. Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные: ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), и материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; контролировать собственную речь, ее четкость, правильность. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные: соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, называние домашнего и школьного адресов; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы. Различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе. Различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов каждой группы; осознанное и произвольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы. Осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми. Представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; разнообразие видов культуры; расположение предметов и явлений культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; понимание, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений. Определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов. Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились.осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; умение передавать словами красоту человеческого труда, радость творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота.

Коммуникативные: уметь рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Уметь высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов. Уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение. Уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); анализировать репродукции картин.  Уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.

Предметные результаты

Мир – это все, что нас окружает, мы сами – часть мира. Учебный комплект: учебник, рабочая тетрадь. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут. Адрес. Распорядок дня. Природа – это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Представление о природе как составной части окружающего мира

Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Экскурсия «Окрестности нашей школы».

Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса, речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе и народов своего края (города). Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведенные в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природного материала. Многообразие и красота людей разного возраста, разной этнической принадлежности. Особенности традиционного костюма. Ценности семейного архива. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Чрезвычайная ситуация (ЧС), опасная ситуация. Природные и техногенные ЧС, пожар и т. п. Признаки, отличающие человека от живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А. С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом. Мир красок и звуков родной природы. Парки города  (околицы села).

1

Инструктаж. Что такое окружающий мир.

4.09

Знакомство с учебником, его персонажами и «волшебным клубочком», рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно; беседа «Что такое окружающий мир?»; практическое задание «Проложи маршрут»; работа с иллюстрациями и фотографиями; обобщение; рефлексия: оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником.

  1. 2

Природа.

7.09

Классификация объектов окружающего мира, приведение примеров; прослушивание песни Д. Кабалевского «Наш край»; работа со словарём (лексическое значение слова «природа»), иллюстрациями; выполнение заданий в учебнике и тетради.

  1. 3

Неживая и живая природа.

11.09

Слушание песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». Знакомство с понятиями «неживая природа», «живая природа»; установление связи между неживой и живой природой; классифицирование природных объектов. Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа со словарём  (лексическое значение слова «жизнь»), с иллюстрациями; выполнение заданий индивидуально, в парах; сопоставление своего вывода с выводом в учебнике.

  1. 4

Культура.

14.09

Работа с разворотом; прослушивание записи голосов птиц; рассматривание свистульки; сравнение с образом птиц; определение, из какого природного материала сделана свистулька; работа с иллюстрациями; беседа «Из истории свистульки»; обобщение «Что такое культура?»; рефлексия: ответы на вопросы «Что нового вы узнали на уроке? Где эти знания могут пригодиться?»

  1. 5

Культура
(закрепление и совершенствование знаний; комбинированный)

18.09

Закрепление представлений о культуре: выполнение задания 3 ; представление детьми своих иллюстраций к сказке; чтение отрывка наизусть; беседа; обобщение «Разнообразие видов культуры»; рефлексия: ответы на вопросы «Как я работал на уроке? Что получилось? Чем я не доволен?»

  1. 6

Природа в творчестве человека

21.09

Повторение пройденного материала; обмен впечатлениями об экскурсии; работа по учебнику; беседа «Изделия народного творчества»; выполнение задания 3; практическая работа «Изготовление кукол»; обобщение «Образ природы в произведениях культуры»; рефлексия: «Что у вас хорошо получается, а что не получается? Над чем вы будете работать на следующих уроках?»

  1. 7

Мы- люди.

25.09

Повторение пройденного материала «Природа и культура – части окружающего мира»; беседа «Люди разного возраста»; работа с иллюстрациями ; выполнение заданий в тетради; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края; вывод «Красота людей разного возраста  и разной этнической принадлежности».

  1. 8

Как мы общаемся с миром.

28.09

Краткий пересказ русской народной сказки «Семь Симеонов»; беседа «Чудесные  помощники»; опыт и наблюдение «Что лежит в коробке?»; рассматривание и беседа по картинам А. А. Пластова, Н. П. Богданова-Бельского, И. М. Прянишникова; вывод «Пять чувств»; рефлексия: ответы на вопросы «Что показалось трудным на уроке? Над чем каждому из вас надо еще поработать?».

  1. 9

Как мы общаемся с миром.

2.10

Выполнение задания 1; повторение «Пять чувств»; рассматривание репродукции картины А. И. Лактионова; выполнение задания 3 [2, 17]; игровой момент «Диалог кукол»; рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовского, И.Е. Репина; обобщение «Человеческая речь, память, мышление».

  1. 10

Люди – творцы культуры.

5.10

Беседа «Отличие человека от других живых существ»; рассматривание фотографий; обсуждение смысла пословиц; выполнение задания 1; вывод «Что такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?»; рефлексия: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы?».

  1. 11

За страницами учебника «Мы и наш мир».

9.10

Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы» (или:«Образы природы в творчестве человека»); составление осенних букетов из цветов, листьев, семян.

Наш класс в школе (13 ч.)

Личностные результаты

Выделяют личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам.Выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают ценность природного мира; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. Применяют практические умения по уходу за комнатными растениями; знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение; осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы. Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, родителей, товарищей и других людей. Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Проявляют любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную. Соблюдают правила бережного отношения к животным, основы экологической культуры, принимают ценность природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. Соблюдают основные моральные нормы поведения, положительно относятся к школе и учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу, проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности, позитивную самооценку, осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники).

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели – понимание необходимости товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; чувства принадлежности к коллективу, поколенческой идентичности. Представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему. Распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа изученных. Различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель как источник информации; знакомство с понятиями «деревья», «кустарники», «травянистые растения». Представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом. Знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа-определителя, усвоение простейших правил ухода за этими животными. Представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом; на конкретных примерах раскрытие важности и необходимости культурной преемственности через чтение книг. Раскрытие смысла первой части пословицы «Делу – время, потехе – час», привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе, в которой учатся; корректировка образа школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны.

Коммуникативные: Уметь учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.

уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. Уметь Участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками.

уметь использовать в общении правила вежливости.

Раскрытие смысла второй части пословицы «Делу – время, потехе – час», необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.

Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. Уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса.

Уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. Уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Предметные результаты

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Мы в классе – это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, меж учащимися и учителем. Школа – содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни. Комнатные растения как часть живой природы, их значение для человека. Разнообразие комнатных растений   их значение для человека. Разнообразие комнатных растений. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Здоровый образ жизни. Режим дня. Что значит быть здоровым? Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения – залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития. Спортивный праздник с программой народных детских игр родного края. Природа в ее естественных формах (путешествие за город, за околицу села).

12.

Наш класс в школе.

12.10

Беседа «Составные части окружающего мира»; работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате»; игровой момент «Что такое мел?»; работа по учебнику; рассматривание иллюстраций; выполнение заданий; вывод «Наш класс»

13.

Мы  - дружный класс.

16.10

Диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей в группах; рассматривание фотографий, подбор подписей; игровой момент «Море волнуется»; работа в тетради; вывод «Наш класс – это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы – люди!»; рефлексия: оценка работы класса в целом.

14.

Учитель- наставник и друг.

19.10

Беседа «О ком это говорится: “Большая честь – других вперёд весть”?»; составление рассказа об учителе; работа по учебнику; беседа по картине Н. П. Богданова-Бельского; чтение слов на голубой плашке; рассматривание фотографий; беседа«Семейный альбом»

15.

Природа в классе.

23.10

Слушание «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; рассматривание растений в классе; беседа «Комнатные растения»; работа с иллюстрациями; практическая работа по распознаванию комнатных растений с помощью атласа-определителя; выполнение заданий 1–3; обобщение: назовите комнатные растения.

16.

Как ухаживать за комнатными растениями.

26.10

Повторение пройденного материала: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?»; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»; работа по учебнику; опыт и наблюдение «Правила полива»; обобщение по теме.

17.

Что растет у школы.

30.10

Повторение изученного материала: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?»; слушание песни Д. Кабалевского; работа с фотографиями, с Приложением ; выполнение заданий 1–3; работа в парах; нахождение ключевых слов и объяснение их; вывод и соотнесение с выводом в учебнике .

    18.

Мир за стеклянным берегом.

7.11

Проблемная ситуация «Золотая рыбка»; работа по учебнику; практическая работа «Уход за аквариумом»; рассказ учителя «Аквариум и его обитатели»; выполнение заданий 1–3; коллективное выполнение задания; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

    19.

Кто еще у нас живет?

12.11

Повторение пройденного материала; беседа «Какие животные живут в живом уголке нашей школы?»; работа по учебнику, с Приложением; работа с дополнительной литературой (атласом-определителем); выполнение задания 1; обсуждение условий, необходимых для жизни обитателей живого уголка, и правил ухода за ними, вопроса. «Всем ли животным хорошо в живом уголке?»

20.

Какие бывают животные.

14.11

Слушание музыки (заставка к телепередаче «В мире животных»); беседа «Группы животных»; работа с учебником; беседа с использованием атласа-определителя демонстрационных изображений животных; выявление различных признаков животных; выполнение задания 1; вывод «Как определить каждую группу животных».

21.

Делу – время.

19.11

Диалог кукол-помощников «Режим дня»; работа по учебнику; игровой момент: соотнесение пословиц и рисунков; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради; вывод «Чем ученики были заняты: делом или потехой»; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

22.

Книга- наставник и друг.

21.11

Загадка; беседа «Как сохранить мысль?»; работа по учебнику; чтение рассказа Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ учителя «Из истории книгопечатания»; работа в группах: практическая работа – пропечатывание букв.

23.

Потехе - час.

26.11

Создание проблемной ситуации «Кто первый?»; беседа «Что такое культура»; работа с учебником ; игровой момент «Бюро подарков»; заучивание считалки; игра «Жмурки»; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

24.

За страницами учебника.

28.11

Беседа «Значение игры для учащихся начальной школы»; игровые моменты; составление кодекса чести класса, коллективное обсуждение вопросов по теме урока.

Наш дом и семья (15 ч.)

Личностные результаты

Проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. Выражают положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе. Осознают ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится. Выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения.Имеют представления о ценности и уникальности природного мира; выполняют оценивание выполненной работы, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.Имеют положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе, используют знаково-символические средства для решения учебных задач. Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края. Уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; понимают чувства одноклассников, учителя. Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира, природоохраны. эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них выражают доброе отношение к домашним питомцам, стремятся наблюдать за ними, подмечают интересное в их поведении, стараются лучше понять их. Выражают эмоционально-положительное отношение к животным; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, стремятся контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме, ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче. Контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Выражать свое позитивное отношение к семье. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивание своих отношений с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; представление образа семьи в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. Представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; называть старинные предметы быта на языке своего народа. Осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи.представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами. Знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. Определение значения слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; усвоение понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; классификация садовых культур по признакам «дерево – кустарник – травянистое растение». Повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма, о классификации овощей и фруктов; усвоение того, что овощи и фрукты – кладовая витаминов.отличать культурные растения от дикорастущих; приводить примеры растений каждой группы; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения», «сорта культурных растений». Знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя. знакомство с тем, как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп. Происхождение собак, наиболее распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой.знание, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приведение примеров животных каждой группы «дикие животные», «домашние животные». Знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними. Представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье: важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»).

Коммуникативные: научатся: взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению. Уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами); участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию, принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости,  адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет, строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, ориентироваться в позиции партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению, уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет, распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Предметные результаты

Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)

Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и ее членах. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. Правила вызова служб спасателей. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Правила безопасности в быту. Камни – часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде). Овощи и фрукты – кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу. Ожог. Источники опасности, возможность получения ожога, первая доврачебная помощь, вызов «скорой помощи» – 03.Дикорастущие, культурные растения. Как появились культурные растения. Сорта культурных растений. История появления рядом с человеком домашней собаки.  Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками .Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня. Личная гигиена, правильное питание; правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами; безопасное поведение на улице и дома. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи». Правила личной гигиены; профилактика простудных заболеваний.

25.

Мы в семье.

3.12

Беседа «Важность частей растений», рассматривание изображения яблони с плодами; называние частей дерева; слушание классической музыки; рассказ учителя «Родословное дерево»; рассматривание фотографий семьи; чтение и обсуждение смысла пословиц; работа в тетради ;итог урока «Любовь и уважение в семье».

26.

Моя семья- часть моего народа.

5.12

Работа по учебнику; рассматривание репродукции картин М. И. Игнатьева, А. А. Красносельского; чтение колыбельной песни учителем; беседа «Старинные предметы»; рассматривание старинных предметов; выполнение заданий в рабочей тетради; подведение итога урока «Драгоценные нити семейной памяти».

27.

Природа в доме.

10.12

Слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; рассказ учителя «Природа в доме»; беседа; работа по учебнику; выполнение заданий ; работа с атласом-определителем; чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»; вывод и сопоставление с выводом в учебнике.

28.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

12.12

Конкурс «Природа в доме», отгадывание загадок; слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; постановка проблемного вопроса «Зачем нам  газ, вода, электричество?», обсуждение с опорой на иллюстрации; обобщение; выполнение заданий 1–2; подведение итога урока.

29.

Красивые камни в нашем доме.

17.12

Повторение изученного материала по вопросам; слушание арии индийского гостя – персонажа из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»; чтение текста учителем; рассказ учителя; работа в парах, коллективная проверка; демонстрация поделок и украшений из камней; ответы на вопросы; практическая работа: задания 1–2.

30.

Комнатные растения у нас в доме.

19.12

Слушание «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; коллективная работа с фотографиями; выполнение заданий 1–2; рассказ детей, как они дома ухаживают за комнатными растениями; работа с атласом-определителем; подведение итога урока «Как ухаживать за комнатными растениями».

31.

Выйдем в сад и огород.

24.12

Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони вцвету» в исполнении Е. Мартынова; работа по учебнику; рассказ учителя «Что такое сад?»; игровое задание «Корзина с фруктами и овощами»; беседа «Овощи и фрукты»; выполнение заданий 1–3 .

32.

Овощи и фрукты на нашем столе.

9.01

Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони вцвету» в исполнении Е. Мартынова; проверка домашнего задания; выполнение заданий 1–2 (по вариантам); демонстрация рисунков экзотических фруктов; сопоставление вывода учащихся с выводом в учебнике.

33.

Про хлеб и кашу, про чай

и кофе.

14.01

Слушание мелодии песни «Хлеб всему голова» (сл. Н. Кудрина, муз.В. Гундарева); выполнение заданий 3–4; работа по учебнику; чтение пословиц, обсуждение; выполнение задания 1; работа с иллюстрациями с Приложением; практическая работа «Распознавание круп, чаинок и кофейных зерен.

34.

Дикорастущие

и культурные растения.

16.01

Слушание мелодии «Калинки» или песни «Яблони в цвету» в исполнении Е. Мартынова; беседа «Виды растений»; работа по учебнику; рассказ о культурных растениях; работа в парах; выполнение заданий 1-2; работа с атласом-определителем; игровой момент «Волшебный клубочек»; подведение итога урока.

35.

Собака в нашем доме.

21.01

Проверка заданий 3–4; слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя «Одомашнивание животных»; работа с фотографиями; выполнение заданий 1, 3; выступление кинолога, ветеринара (по возможности).

36.

Кошка в нашем доме.

23.01

Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; конкурс «Лучший знаток собак»; рассказ учителя «Одомашнивание кошки»; выполнение задания 1; обсуждение правил содержания кошек; выполнение задания 2.

37.

Дикие и домашние животные.

28.01

Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя; беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями; выполнение заданий 1–3; практическая работа по распознаванию продуктов по вкусу; работа с разворотом учебника; рассматривание фигурок животных; подведение итога урока.

38.

С утра до вечера.

30.01

Беседа «Чудо-птица»; работа с репродукциями картин Т. Н. Яблонской «Утро», З. Е. Серебряковой «За завтраком»; работа с фотографиями; беседа по развороту учебника ; рисунки детей старинных или современных предметов домашнего обихода; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

39.

За страницами учебника «Наш дом и семья».

4.02

Выставка «Мое генеалогическое древо»; фестиваль рисунков «Дружная семья»; беседа по теме «Святые наши имена» (на выбор:«Мои любимые герои»; «Как дарить и принимать подарки», «Игрушки, которые ждут меня дома»)

Город и село (14 ч.)

Личностные результаты

Осознают эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты города. Осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине, определяют эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты – храма (в отличие от деревни, где храма не было)осознают ответственность человека за общее благополучие замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его .Осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города .Любуются образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности соблюдают правила поведения в зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют активный интерес к учебному материалу знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира понимают нравственные поступки людей; соблюдают основные моральные нормы поведения проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; положительно воспринимают действия одноклассников. Демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: научатся выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче. Контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Выражать свое позитивное отношение к семье. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивание своих отношений с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; представление образа семьи в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. Представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; называть старинные предметы быта на языке своего народа. Осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи.представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами. Знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Коммуникативные: научатся взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами), участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию, принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости, адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет, строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, ориентироваться в позиции партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению.уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Предметные результаты:

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Понятие «земляки», особенности жизни горожан в старину и в наши дни. Правила личной безопасности в повседневной жизни; правила общения с незнакомыми людьми. Облик российских сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности сёл, их архитектурные доминанты. Правила поведения в транспорте. Жители сёл – хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. Словесный портрет: рисование, устное описание. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья . Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. Ботанический сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразите животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей – наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда. Профессиональное мастерство. Культурно-просветительские учреждения родного города (села).

40.

Красота любимого города.

6.02

Разговор кукол-помощников «Готовимся к путешествию», рассказ учителя «Полет на воздушном шаре»; работа по учебнику ; рассказ о возникновении города; выполнение задания 1; работа с иллюстрациями ; подведение итога урока , выполнение задания 2 .

41.

Мы в городе.

18.02

Диалог кукол-помощников; знакомство со 2-й частью учебника и 2-й частью тетради, рассказ учителя; работа по учебнику; в тетради , выполнение задания 3; подведение итога урока.

42.

Красота родного села.

20.02

Работа по учебнику; беседа «Резные украшения»; рассказ учителя «Украшения домов»; выполнение заданий 1–2; беседа; подведение итога урока. «В жизни каждого человека есть свое родное село, своя родная сторона.

43.

Мы в селе.

25.02

Работа по учебнику; беседа «Пять помощников»; игровой момент «Снежный ком», сценка «Два соседа»; работа с иллюстрациями \; работа в группах «Отличие городской жизни от сельской»; рассказы детей «Мое село (город)»; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

44.

Природа в городе.

27.02

Слушание мелодии песни Ю.Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; выполнение заданий; работа с фотографиями родного города; выполнение проблемные заданий 1-2; рассказ учителя «Город-сад»; беседа «Для чего нужна природа в городе».

45.

Что растет в городе.

4.03

Повторение пройденного материала «Парк, сквер, бульвар, аллея»; слушание мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; работа по учебнику практическая работа по распознаванию растений нашего города; выполнение заданий 1–2; подведение итога урока «Чем различаются хвойные и лиственные деревья», сопоставление с выводом в учебнике .

46.

Чудесные цветники.

6.03

Слушание «Вальса цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; беседа «Чем отличаются культурные растения от дикорастущих» фотографиями ; растения цветника; практическое задание: распознавание по гербарным образцам растений цветника; игровой момент «Превратись в цветок».

47.

В ботаническом саду.

11.03

Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа «Ботанический сад»; воображаемая экскурсия в ботанический сад (разворот учебника) ; выполнение заданий 1–2 ; вывод «Ботанический сад – это живой музей для всех, кто интересуется жизнью растений».

48.

Кто живет в парке.

13.03

Слушание мелодии музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; вступительная беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями; работа с атласом-определителем, определение птиц, насекомых; выполнение заданий 1–2; правила поведения в парке; вывод «Кто живет в парке?»

49.

В зоопарке.

18.03

Вступительная беседа «Где могут жить животные?»; воображаемая экскурсия в зоопарк; обсуждение вопроса «Правила поведения в зоопарке»; работа по учебнику, с Приложением [1, 75]; показ видеофильма «Жизнь животных в зоопарке»; выполнение заданий 1–3; подведение итога урока, сопоставление с выводом в учебнике.

50.

Войдем в музей!

20.03

Постановка проблемного вопроса; рассказ учителя «Что такое музей?»; работа по учебнику; слушание записи вокального произведения в исполнении Л. В. Собинова или другого певца-тенора; виртуальное посещение музея; выполнение задания 1.

51.

Мы помним наших земляков.

1.04

Вступительное слово учителя «Родные, которых с нами нет»; слушание классической музыки; работа по учебнику; чтение текста; выполнение задания 1; слушание песен военных лет; беседа «Дни памяти»; работа с фотографиями ; встреча с ветераном войны (по возможности).

52.

Все профессии важны.

3.04

Диалог-беседа о бережном отношении к хлебу; рассказ учителя «Секреты хлеборобного дела»; работа по учебнику ; рассматривание фотографий ; работа с пословицами; работа в группах по тетради.

53.

За страницами учебника «Город и село»

8.04

Встреча «Мастер своего дела» с родителя-ми – представителями городских, сельских профессий; беседа «О тех, кого мы любим и помним» (или:«Если друг оказался в беде», «Как просить прощения»); экскурсия по городу; посещение библиотеки.

Родная страна (8 ч.)

 Личностные результаты

Эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществляют позитивную самооценку; осознают свою семейную идентичность, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых ,владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире ,оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; проявляют позитивное отношение к сохранению природы. Осуществляют действия по сохранению редких растений и животных; осознают образ «Я», который неразрывно связан с миром природы, окружающими людьми, культурой. Оценивают поведение людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулируют правила поведения в заповеднике; проявляют интерес к учебному материалу. Сохраняют мотивацию к учёбе, ориентируются на понимание причин успеха в учёбе, проявляют интерес к учебному материалу, способность к самооценке.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные:  Первоначальные представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн: знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными московскими достопримечательностями – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла; умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; образ герба Москвы и своего города (области). Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.работа с учебником и дополнительной литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов; представление о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней. Представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу. Ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги. Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи – на выбор). Представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско-террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).

Коммуникативные: научатся общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов, входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников, задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, задавать вопросы и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию, выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках, приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках, принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников, принимать мнение и позицию других людей; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

 Предметные результаты

Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъеме Государственного флага России. Малая родина:  родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта края. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа «хлеб-соль» в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета – белый, красный, синий, золотой. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России. Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка – традиционное транспортное средство народов Севера. Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. Правила поведения на воде в весеннее и летнее время. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе. Несъедобные грибы и ягоды. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России; причины сокращения их численности и меры охраны. Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы. Правила поведения в заповеднике. Историко-архитектурный заповедник родного края.

54.

Россия – наша Родина.

10.04

Диалог кукол-помощников; беседа «Родная семья»; работа в тетради; беседа «Родная страна»; работа с символами; слушание гимна; практическая работа с картой и глобусом; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником.

55.

Москва – столица России.

15.04

Проверка домашнего задания – фотография Москвы; беседа о Москве; рассказ учителя «Москва белокаменная»; работа по учебнику; рассматривание герба Москвы; выполнение заданий 1–3.

56.

Мы – семья народов России.

17.04

Повторение изученного материала «Культура народов России»; беседа о нашем классе; работа с картой России; по учебнику (разворот); выполнение заданий в рабочей тетради; рассказ учителя о народах, населяющих Россию.

57.

Природа России.

22.04

Слушание мелодии «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И. О. Дунаевского; воображаемое путешествие по родной стране; работа с картой; рассказ  учителя; работа с фотографиями; беседа о природе родной страны; выполнение задания 1; подведение итога урока.

58.

Охрана природы.

24.04

Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа о разнообразии природы России; работа по учебнику; коллективный анализ рисунка-схемы; работа с иллюстрациями; рассказ учителя «Охрана природы»; выполнение задания 1, самостоятельная работа; чтение сказки «О чём рассказал майский жук»; вывод.

59.

Красная книга России.

29.04

Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; проверка домашнего задания; работа с иллюстрациями ; выполнение задания 1; игровой момент «Волшебный клубочек»; рассматривание Красной книги; подведение итога урока.

60.

Заповедные тропинки.

1.05

6.05

Проверка изученного материала: задание 2; рассказ о заповеднике; работа с материалами учебника; выполнение заданий 1, 2, 4; обсуждение вопроса о ценных человеческих качествах, которые нужны людям, чтобы они жили в согласии с природой; беседа о заповеднике нашего края; повторение правил поведения на территории заповедника.

61.

За страницами учебника «Родная страна»

6.05

Праздник «Наш класс – семья народов России»; конкурс рисунков «Радость весенних цветов» (или:«Красота моей Родины»; «Заповедные тропинки»); рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником

Человек и окружающий мир (5 ч.)

Личностные результаты

Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей; уважают достоинство людей разного возраста ,выражают эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; относятся с уважением к достоинству человекав разном возрасте. Владеют нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте. Проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия. принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему; определение по внешним признакам внутреннего содержания личности, характера, настроения человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее.умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); пословицы об отце; знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве.представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери.понятие «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов. осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: научатся выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках; устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия,допускать существование различных точек зрения;вступать в диалог с учителем, одноклассниками уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу), выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Предметные результаты

Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика – на внутренний мир. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Правила общения со своими родственниками и родственниками одноклассников. Правила личной безопасности в быту. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость – зрелость – старость/ утро – день – вечер/весна – лето – осень – зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас – целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир – это красота и добро в жизни природы и человека. Человеческие судьбы. Портретная экспозиция, представляющая динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни.

62.

Взгляни на человека!

8.05

Беседа о театре, правилах поведения  в нем; работа по учебнику; игровые ситуации «Волшебные превращения»; работа с фотографиями; творческая работа «Наше настроение».

63.

Всему свой черед.

13.05

Слушание музыки из цикла «Времена года» А. Вивальди; беседа о возрасте мужчин (разворот учебника); рассказ учителя о «золотом времени – молодых годах»; постановка проблемного вопроса «Что значит слово зрелость?»; работа по учебнику, рассматривание портрета В. И. Даля; выполнение задания 2.

64.

У каждого времени – свой плод

15.05

Повторение пройденного материала; работа по учебнику (развороты), под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»; беседа «Что такое женская красота?»; работа с Приложением; рассказ учителя; работа в группах «Рассказ о природе как о живом человеке в разные возрасты»; выполнение задания 2.

65.

Я – часть мира.

20.05

Прослушивание записи голосов природы; работа в тетради; чтение текста; рисунок «Наш мир»; игровой момент «Волшебный клубочек».

66.

За страницами учебника «Человек и окружающий мир».

22.05

Посмотреть спектакль; прочитать литературные произведения; конкурс сочинений «Гармония вокруг и внутри нас»; конкурс рисунков; устное сочинение «Моя любимая книга» (или:«Как стать прилежным», «От улыбки станет всем светлей», «Гармония вокруг и внутри нас», «Жадность и щедрость»).

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 1 класс, М., Просвещение, 2015

2. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1класс. А.А. Плешаков, М., Просвещение, 2018

3. Поурочные разработки для учителя  по окружающему миру к учебному комплекту А.А. Плешакова ВАКО, 2016

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru.
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии образования» www.ict.edu.ru
  • Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru.

Лист  корректировки рабочей программы по окружающему миру

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...