Экологическое воспитание глухих младших школьников в условиях ФГОС.
статья по окружающему миру (4 класс)

Светлана Владимировна Разумова

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края дает ему возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Выступление по теме « Экологическое воспитание в начальной школе»

Выполнила:

учитель начальной школы

                                                                                                           Разумова С. В.

Хабаровск

2019

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А. Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть, и просто человечность.

Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы – экологическое образование.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края дает ему возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить.

В начальной школе используется система, направленная на решение экологических задач в форме уроков, классных часов сюжетно-ролевых игр, предметных недель, выпусков стенгазет и информационных бюллетеней.

Целевое назначение большинства уроков определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями.

Одно из важных условий формирования экологической культуры – непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природы. Результаты наблюдений фиксируются в « календарях природы».

Основу практических работ составляют экскурсии. Они вызывают всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей. Значительное место на этих занятиях занимает интеграция, которая позволяет перейти от локального изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением первичных научных знаний, литературы, живописи, компьютерных технологий, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его мышления.

Учителями начальной школы был проведен цикл открытых классных часов « Всероссийский урок  «Чистая вода» , целью которого является воспитание экологического мировоззрения детей с нарушением слуха, воспитание   бережного отношения к воде и водным ресурсам.

Элементы экологического образования могут иметь место в разных предметах учебного плана и на разных этапах урока.

Большие возможности для осуществления экологического образования дают уроки чтения.

На уроке чтения, учитель обращает внимание учащихся на бережное отношение людей к природе, окружающему миру, в частности, охране животных. Дети знакомятся с Красной книгой животных Дальневосточной тайги. Ребята вместе с педагогом приходят к выводу о необходимости бережного отношения к животным вообще, для сохранения флоры и фауны нашей планеты.

 На уроке по развитию речи на основе краеведческого материала об амурском тигре  составляла рассказ-описание. В ходе урока  ребята  совместно с педагогом выяснили, что тигр – краса  и гордость уссурийской тайги. Живет не только в природных условиях. Люди истребляют тигров ради красивой шкуры. Возникла угроза исчезновения тигра как вида. Многие представители этого вида раненые и ослабленные находятся в питомниках и зоосадах. В целях экологического воспитания для учащихся были проведены экскурсии в зоосад «Дальневосточный» имени Всеволода П.Сысоева

Обучающиеся 3 а класса  на уроке  природоведения при изучении темы «птицы зимой» учились  классифицировать зимующих и перелетных птиц. Особое внимание  учителем Разумовой С.В. уделено тому, что зимой мы должны заботиться о птицах, подкармливать их. Ребята изготовили кормушки, развесили их на пришкольной территории  и каждый день не забывают подкармливать пернатых. Подобные мероприятия  воспитывают у детей экологическую культуру,  учат доброте и отзывчивости, желанию заботиться о братьях наших меньших.

Учитель Свинина И.Н. на уроке по ознакомлению с окружающим миром  при изучении темы « Рыбы» обратила внимание обучающихся на  проблему загрязнения водоемов и рек  человеком, что неблагоприятным образом влияет на жизнь морских и речных обитателей. Под руководством учителя дети организовали  выставку собственных творческих работ по охране рек и водоемов, с которой были ознакомлены ребята других классов.

Ребята 4 А класса  на уроке  природоведения при изучении темы «Круговорот  воды в природе»  провели под руководством учителя Павленко Л.А. опыт по  очистке речной  воды. Для опыта предварительно была взята вода из реки. На уроке была затронута проблема экологических катастроф, показан  вред, который  планете  приносит человек своей необдуманной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, ком...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».

Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отноше...

Литературное развитие глухих младших школьников в условиях ФГОС.

Литературное развитие слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения. Литературное развитие рассматривается как возрастной и одновременно учебный процесс развития способнос...