Конспект Окружающего мира 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока Окружающий мир и презентация разработаны для 4 класса по программе "Школа России" по теме: "Водные богатства нашего края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 121.03 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 381.86 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Общие сведения о методической разработке
Тема методической разработки: Водные богатства нашего края.
Форма проведения учебного занятия: урок окружающего мира.
Место проведения: БОУ «Шуховская средняя школа»
Целевая группа: обучающиеся 4 класса
Цель занятия: познакомить с разнообразием водоёмов Омской области, показать значение водоёмов в природе и жизни человека; определить границы знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоёмах; формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Планируемые результаты:
Личностные: проявят готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; будут ответственно относиться к учению.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником и другой дополнительной литературой.
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регламент работы и формы организации деятельности обучающихся: урок 45 минут, работа в парах, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы для проведения учебного занятия: интернет ресурсы, краеведческая литература, презентация, мультимедийное и интерактивное оборудование.
Учебно-дидактические материалы для организации учебной деятельности обучающихся:
Рабочий лист 1 «Кроссворд»
Рабочий лист 2 «Корабль»
Рабочий лист 3 «Водоёмы»
2. Сценарный план проведения учебного занятия
1. Организационный момент (1 мин)
Эмоциональная, психологическая подготовка обучающихся к усвоению учебного материала.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Девизом нашего урока будет пословица:
С маленькой удачи начинается большой успех
Устные ответы обучающихся.
- Как вы понимаете это выражение?
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи.
Организация рабочего места обучающихся.
2. Самоопределение к учебной деятельности (5 мин)
– Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать,
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать.
Кроссворд вам надо разгадать. Рабочий лист 1
– Какова тема урока? «Водные богатства нашего края»
– А в какой области мы живём?
– Какие водоёмы Омской области вы знаете?
– Какая цель нашего урока? Познакомиться с водными богатствами Омской области.
– Задачи нашего урока:
1. Работать над составлением списка рек, озёр и других водоёмов Омской области.
2. Учиться описывать водоёмы Омской области по предложенному плану.
3. Составлять памятку «Правила поведения у водоёма»
4. Работать над составлением географического журнала Омской области.
– На протяжении всего урока, мы будем вести географический журнал Омской области, все выполненные задания, будем вносить в него.
– В течение урока, вы будете сами себя оценивать, вам нужно раскрасить паруса кораблика, верно выполненное задание – вы раскрашиваете парус – красным цветом, за задание выполненное с одной, двумя ошибками – зелёным цветом, а более двух ошибок – синим цветом. Рабочий лист 2
3. Изучение нового материала (11 мин.)
– Каким цветом обозначена вода на карте? (синим)
– Одинаковая ли вода на вкус? (нет, вода бывает пресная и солёная)
– Где вода солёная? (в морях, океанах, озёрах)
– Прочитайте слова и подумайте, какие слова здесь лишние?
Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.
– На какие две группы по их происхождению можно разделить оставшиеся слова? (естественные и искусственные)
Работа в парах
– Заполните таблицу «Водоёмы» Рабочий лист 3
– Проверим, как вы заполнили таблицу. Что отнесли к естественным? Какие водоёмы к искусственным?
Беседа
– Вспомните схему реки. Как называют место, где река берёт своё начало? (исток)
– А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (устье)
– Что ещё имеет река? (Притоки. Правый и левый берег. Притоки тоже бывают левыми и правыми)
– А как мы можем узнать?
Работа в группах
– Выясним, какие водоёмы находятся в Омской области и составим их список. Одна группа работает с краеведческой литературой, вторая с картой Омской области.
– Проверим, что у вас получилось?
Список рек
1. Иртыш
2. Омь
3. Тара
4. Уй
5. Шиш
6. Туй
7. Ишим
8. Оша
9. Бича
10. Большой Аёв
Список озёр
1. Салтаим
2. Ик
3. Тенис
4. Ульжай
5. Эбейты
6. Чередовое
7. Атаечье
8. Горькосолёное
9. Карьер
Список болот
1. Васюганские
2. Урнинское
3. Ярково
4. Елань
5. Семислинское
6. Кокшенёво
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
4. Практическая работа (8 мин)
Работа в группах
– А теперь составьте рассказ – описание озера по плану:
1. Название
2. Географическое положение(показ на карте)
3. Растительный и животный мир озера.
4. Использование озера в хозяйстве.
– Проверим, что у нас получилось?
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Салтаим
1. Салтаим (пресное)
2. Находится в Крутинском районе (в 40 км северо-западнее г. Тюкалинска)
3. Окунь, плотва, щука, карась, утки, гуси, лебеди, ондатра, норка, по берегам колонок, хорь, лисица, кудрявые пеликаны.
4. Имеет рыбопромысловое, охотничье-промысловое и охотничье-любительское значение.
Чередовое
1. Чередовое
2. Находится в южной части Ленинского района города Омска.
3. Тростник, резест, рогоз, карп, щука, окунь, карась, лещ, плотва.
4. Имеет охотничье и рыбопромысловое значение.
Физкультминутка «Корабли» (3 мин)
Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке
Чтоб побольше их собрать –
Надо чаще приседать.
Работа в парах по учебнику
– А вы знаете, как вести себя правильно у водоёма?
- Прочитайте об этом в учебнике с. 146 – 147
– Как взрослые и дети должны охранять водоём?
– Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоёма»
После прослушивания ответов составляется памятка.
Памятка
1. Нельзя засорять водоёмы.
2. Нельзя оставлять мусор на берегу.
3. Нельзя мыть транспорт в водоёмах.
– Какое значение в природе имеют водоёмы?
1. Дом для растений и животных.
2. Место отдыха.
3. Вода для питья.
4. Вода для хозяйственных нужд.
5. Перевозка грузов.
5. Обобщение изученного материала (5 мин)
– Без воды невозможно жить на Земле. Вода нужна не только для человека. Без воды не будет урожая, не сможет работать ни один завод. Всем нужна вода. Но с каждым днём чистой воды становится всё меньше. Виноваты в этом люди, которые загрязняют водоёмы, неэкономично используют их, вырубают леса, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразится на рыбных богатствах?
6. Итог урока (5 мин)
– С какими водоёмами Омской области познакомились?
– Какое значение в природе имеют водоёмы?
– А для человека?
– Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря?
– Почему при купании нужно соблюдать осторожность?
– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
– Где могут пригодиться в жизни новые знания?
7. Рефлексия (5 мин)
– Составьте синквейн на тему «Водоёмы»
Водоём
Прозрачный, чистый, голубой.
Течёт, бежит, журчит
Водоёмы нуждаются в охране.
Береги их.
– Сейчас поместите свои корабли на доску.
– Посмотрим, какие они у нас получились?
– Сегодня все ребята работали хорошо. Молодцы.
8. Домашнее задание (2 мин)
1. Прочитать текст на странице 145-148 учебника.
2. Составить рассказ-описание реки Омской области, используя план в учебнике на странице 145.
3. Заключение
Данную методическую разработку можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и краеведения.
4. Материально-технические условия: проектор, экран, компьютер, презентация, карта Омской области, атлас Омской области, карточки, краеведческая литература, учебник окружающего мира для 4 класса.
5. Приложения
Приложение 1.
Кроссворд
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон.
2. Место, где река берёт своё начало.
3. Нижняя часть горы, холма.
4. Есть у оврага, холма, горы.
5. Самое тёплое море России.
6. Форма поверхности.
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные …
Приложение 2.
Приложение 3.
Водоёмы
естественные | искусственные |
река | канал |
озеро | пруд |
море | водохранилище |
океан | |
ручей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С маленькой удачи начинается большой успех.
КРОССВОРД
Водоёмы нашего края
Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.
Океан, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, море, ручей. естественные искусственные
Океан, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, море, ручей. естественные искусственные река канал озеро пруд море водохранилище океан ручей
Список рек Иртыш Омь Тара Уй Шиш Туй Ишим Оша Бича Большой Аёв
Список озёр Салтаим Ик Тенис Ульжай Эбейты Чередовое Атаечье Горькосолёное Карьер
Список болот Васюганские Урнинское Ярково Елань Семислинское Кокшенёво
План описания озера Название Географическое положение Растительный и животный мир озера Использование озера в хозяйстве
САЛТАИМ
Чередовое
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПАМЯТКА 1.Нельзя засорять водоёмы. 2.Нельзя оставлять мусор на берегу. 3.Нельзя мыть транспорт в водоёмах.
Синквейн Водоём Прозрачный, чистый, голубой. Течёт, бежит, журчит Водоёмы нуждаются в охране. Береги их.
Домашнее задание Прочитать текст на с.145 -148 учебника. Составить рассказ - описание реки Омской области, используя план в учебнике на с.145
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".
Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....
Конспект окружающего мира. Что такое деньги. 3 класс.
Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:· Предметные: понакомятс...
конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"
Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах...
Конспект окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Подробный конспект урока...
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...
Конспект окружающего мира "Превращения и круговорот воды. Три состояния воды" 3 класс
УМК "Школа России"...