Рабочая программа "Окружающий мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Елена Николаевна Манаева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  учебного курса «Окружающий мир», УМК «Школа России»  на 2019-202  учебный год

1 Б класс

 

 

Программа рассчитана на 2 часа в неделю – 66 часов в год (33 уч. недели) .

Программу обеспечивают: 1. Плешаков А.А.. Окружающий мир. 1класс -  М.: Просвещение, 2019  год.

2. Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс -  М.: Просвещение, 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий мир»

УМК «Школа России»

 на 2019-2020  учебный год

1 Б класс

Программа рассчитана на 2 часа в неделю – 66 часов в год (33 уч. недели) .

Программу обеспечивают: 1. Плешаков А.А.. Окружающий мир. 1класс -  М.: Просвещение, 2019  год.

2. Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс -  М.: Просвещение, 2019 год.

                                      Автор программы: Плешаков А.А.

(образовательная программа «Школа России»)

                                                                        Составитель: учитель Манаева Елена Николаевна


 

 Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками первого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Регулятивные УУД

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 - Определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

 - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

сформированность следующих умений: название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы

вести наблюдения в природе.

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

Основное содержание курса  

 

Задавайте вопросы  5 ч 

Что и кто? 19 ч 

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина  эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Что мы знаем о Москве?

Москва  столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей  наших сверстников

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна  – хвойные деревья. Хвоинки –  видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых  шесть ног. Разнообразие насекомых

Кто такие рыбы?

Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус  модель Земли

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

Раздел «Где и когда?» (10ч)

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Раздел «Почему и зачем?» (20 ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Почему Луна бывает разной?

Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Почему радуга разноцветная?

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет

Зачем нужны автомобили?

Автомобили  – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего

Зачем нужны поезда?

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) –  водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Зачем строят самолёты?

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли


Календарно-тематическое планирование  в 1 классе (66 ч)

Тематическое планирование

Кол-во час

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Тип урока

Форма  контроля

планируемая  

фактическая

1

Вводный урок.

Задавайте вопросы!

комб

Фрон.

работа

1

3.09

Понимать учебную задачу  и стремиться её выполнить Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы;  вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке; научатся следовать инструкциям поведения в раздевалке, столовой, библиотеке, актовом зале, на школьном дворе, научатся соблюдать правила дорожного движения

2-3

Экскурсия «Что такое наша школа?»

комб

Фрон.

работа

2

6.09

10.09

4

Экскурсия «Что  у нас на школьном дворе?»

комб

Фрон.

работа

1

13.09

5

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»

экскур

Фрон.

работа

1

17.09

Раздел «Что и кто?» (19 ч)

6

Что такое Родина?

комб

Фрон.

работа

1

20.09

Понимать учебную задачу  и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;  сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;  рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; о жизни москвичей  своих сверстников;  обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;  работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:  фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;  интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;  

составлять устный рассказ;  выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца;

 работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдении

 группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам

 практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; находить у растений их части, показывать и называть;  определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

 различать гранит, кремень, известняк; изученные растения;

  наблюдать комнатные растения в школе, растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

 приводить примеры комнатных растений;

 рассказывать об особенностях любимого растения; о любимом цветке;

 практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

 наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

 узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

 сравнивать и группировать листья по различным признакам;  сравнивать ель и сосну;

 практическая работа в группе: определять деревья по листьям;  определять деревья с помощью атласа-определителя;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

 различать лиственные и хвойные деревья;

 описывать дерево по плану; рыбу, птицу по плану;

 моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

 приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

 рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

 сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

  практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; исследовать строение пера птицы

 устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

  характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

 работать в паре; проводить взаимопроверку и самопроверку;   приводить примеры предметов разных групп;

 определять составные части компьютера;

 характеризовать назначение частей компьютера;

 сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

 моделировать устройство компьютера; устройство светофора;

 соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;   выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

 характеризовать опасность бытовых предметов;

 оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

 выдвигать предположения и доказывать их;

 использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;  Выполнять тестовые задания учебника;

 выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 оценивать свои достижения и достижения других учащихся, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 

7

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

комб

Фрон.

работа

1

24.09

8

Что у нас под ногами?

комб

Фрон.

работа

1

27.09

9

Что общего у разных растений?

комб

Фрон.

работа

1

1.10

10

Что растёт на подоконнике?

комб

Фрон.

работа

1

4.10

11

Что растёт на клумбе?

комб

Фрон.

работа

1

8.10

12

 Что это за листья?

комб

Фрон.

работа

1

11.10

13

Что такое хвоинки?

комб

Фрон.

работа

1

15.10

14

Кто такие насекомые?

комб

Фрон.

работа

1

18.10

15

Кто такие рыбы?

комб

Фрон.

работа

1

22.10

16

Кто такие птицы?

комб

Фрон.

работа

1

25.10

17

Кто такие звери?

комб

Фрон.

Работ  

1

5.11

18

Что окружает нас дома?

комб

Фрон.

работа

1

8.11

19

Что умеет компьютер?

комб

Фрон.

работа

1

12.11

20

Что вокруг нас может быть опасным?

комб

Фрон.

работа

1

15.11

21

На что похожа наша планета?

комб

Фрон.

работа

1

19.11

22

Что у нас над головой?

комб

Фрон.

работа

1

22.11

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Контроль и коррекция

контроль

1

26.11

24

Проект «Моя малая Родина

проектирование

Фрон.

работа

1

29.11

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

25

Как живёт семья?

проектирование

Фрон.

работа

1

3.12

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

 интервьюировать членов семьи;

 оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;  составлять экспозицию выставки;

 Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

 рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; об интересных событиях в жизни своей семьи;

 называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

 оценивать значение семьи для человека и общества.

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

 обсуждать необходимость экономии воды;

 сравнивать реку и море;

 выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

 практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

 отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

 запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

 анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

 практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку

 наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

 различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; пресную и морскую воду;

работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

 прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

 практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;  наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

 прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;  формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;   наблюдать за жизнью животных, зимующих птиц,  за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

 работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

 обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

 практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; : исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; ухаживать за животными живого уголка; ухаживать за комнатными растениями;

 определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

 обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; источники появления загрязнений в снеге;  практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

 формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;  сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

 Выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

26

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

комб

Фрон.

работа

1

6.12

27

Откуда в наш дом приходит электричество?

комб

Фрон.

работа

1

10.12

28

Как путешествует письмо?

Экскурсия на почту

комб

Фрон.

работа

1

13.12

29

Куда текут реки?

комб

Фрон.

работа

1

17.12

30

Откуда берутся снег и лёд?

комб

Фрон.

работа

1

20.12

31

Откуда в снежках грязь?

комб

Фрон.

работа

1

24.12

32

Как живут растения?

комб

Фрон.

работа

1

27.12

33

Как живут животные?

комб

Фрон.

работа

1

14.01

34

Как зимой помочь птицам?

комб

Фрон.

работа

1

17.01

35

Откуда берётся и куда девается мусор? Проект «Моя семья»

комб

Фрон.

работа

1

21.01

36

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Контроль и коррекция

проект

1

24.01

Раздел «Где и когда?» (10ч)

37

Когда учиться интересно?

проектирование

Фрон.

работа

1

28.01

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

 работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

 рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся:

 фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

 коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями ; оформлять фотовыставку;  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 называть любимый день недели ,любимое время года, и объяснять почему именно оно является любимым;сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

 наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

 практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

 рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; жизнь взрослого и ребёнка; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

 практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

 приводить примеры животных жарких районов; зимующих и перелётных птиц; животных холодных районов;

 устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

 различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; осуществлять самопроверку;

 объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

 прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

 отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

 работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

 работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;  сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни и запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

 определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;  рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

 Выполнять тестовые задания учебника и отвечать на итоговые вопросы,  выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся и оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

38

Когда придёт суббота?

комб

Фрон.

работа

1

31.01

39

Когда наступит лето?

комб

Фрон.

работа

1

4.02

40

Где живут белые медведи

комб

Фрон.

работа

1

7.02

41

Где живут слоны?

комб

Фрон.

работа

1

11.02

42

Где зимуют птицы?

комб

Фрон.

работа

1

14.02

43

Когда появилась одежда?

комб

Фрон.

работа

1

25.02

44

Когда изобрели велосипед?

комб

Фрон.

работа

1

28.02

45

Когда мы станем взрослыми? Проект «Мой класс и моя школа»

комб

Фрон.

работа

1

3.03

46

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Контроль и коррекция

проект

1

6.03

                                                    Раздел «Почему и зачем?» (20 ч)

47

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

комб

Фрон.

работа

1

10.03

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,  использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

 анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

 моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

 наблюдать за дождями и ветром;

 работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;  сочинять и рассказывать сказку по рисунку; анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

 практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

обсуждать, почему и как следует беречь уши; наше отношение к домашним питомцам;

 высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;  описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;  описывать по плану своего домашнего питомца  запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;  рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

48

Почему Луна бывает разной?

комб

Фрон.

работа

1

13.03

49

Почему идёт дождь и дует ветер?

комб

Фрон.

работа

1

17.03

50

Почему звенит звонок?

комб

Фрон.

работа

1

20.03

51

Почему радуга разноцветная?

комб

Фрон.

работа

1

3.04

52

Почему мы любим кошек и собак?

комб

Фрон.

работа

1

7.04

53

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

комб

Фрон.

работа

1

10.04

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; : устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника),

 рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; , делать выводы о значении сна в жизни человека;

 устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

 сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

 объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

 оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; правильность своей подготовки ко сну; формулировать правила поведения в природе;

 работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля,

обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

 определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;  работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

 запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;  обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,  отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

 рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; (на основе наблюдений) о сне животных; (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

 практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;   формулировать основные правила гигиены;  различать средства связи и средства массовой информации;

 объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета;

 моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;  использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;  классифицировать автомобили ,поезда, корабли, самолеты   в зависимости от их назначения, и объяснять их назначение работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); : по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; от полёта на самолёте; об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника

 обобщать сведения о транспорте, полученные на  уроках;  обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; 

 работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;  участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; и ролевой игре «Полёт в космос моделировать экипировку космонавта; находить в тексте учебника ответы на вопросы;

 приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;  фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;  составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;  презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку;

 Выполнять тестовые задания учебника;

 выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 оценивать свои достижения и  других учащихся

54

Зачем мы спим ночью?

комб

Фрон.

работа

1

14.04

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

комб

Фрон.

работа

1

17.04

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

комб

Фрон.

работа

1

21.04

57

Зачем нам телефон и телевизор?

комб

Фрон.

работа

1

24.04

58

Зачем нужны автомобили?

комб

Фрон.

работа

1

28.04

59

Зачем нужны поезда?

комб

Фрон.

работа

1

5.05

60

Зачем строят корабли?

комб

Фрон.

работа

1

8.05

61

Зачем строят самолёты?

комб

Фрон.

работа

1

12.05

62

Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

комб

Фрон.

работа

1

15.05

63

Зачем люди осваивают космос?

комб

Фрон.

работа

1

19.05

64

Почему мы часто слышим слово «экология»?

комб

Фрон.

работа

1

22.05

65

Проект «Мои домашние питомцы»

проектирование

проект

1

26.05

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Контроль и коррекция

проект

1

29.05


Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.  

Экскурсии, ч.

Проектная деятельность

I.

Задавайте вопросы!

Что и кто?

24

20

4

1*

II.

 «Как, откуда и куда?»

12

11

1

1*

III.

 «Где и когда?»

10

10

1*

 IV

 «Почему и зачем?»

20

20

1*

 

Итого

66

61

5

4*

*- входит  в максимальную нагрузку и теоретическое обучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...