Технологическая карта урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дзираева Марина Барасбиевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorabotannaya_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945 ГГ.»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОО СОШ №1 С. ЧИКОЛА

ДЗИРАЕВОЙ МАРИНЫ БАРАСБИЕВНЫ

Цели
деятельности
учителя

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные:

Обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект ) через следующие действия:

-Смыслообразование - связь  между учебной деятельностью и ее мотивом;

-Самоопределение –личностное, жизненное самоопределение;

-Формирование гражданской идентичности и патриотического отношения к Родине;

Метапредметные УУД:

 Регулятивные:

Обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности через умения:

-планировать, контролировать  и оценивать  учебные действия в процессе познания окружающего мира  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать приемы саморегуляции, как способность к мобилизации сил и энергии;

Коммуникативные:

Обеспечить социальную компетентность через следующие виды деятельности:

 -учет позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

  Познавательные:

Обеспечить развитие общеучебных и логических действий:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действий;

-смысловое чтение;

Предметные: Раздел «Героическая летопись Великой Отечественной», тема «Великая Отечественная война и Великая Победа»

-актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне;

       -познакомить учащихся с героическим прошлым нашего народа, родного края;

- познакомить с подвигом  Героя Советского Союза А. А. Макоева;

Методы и формы
обучения

Продуктивный метод, системно - деятельностный подход, развитие критического мышления, личностно- ориентированный подход. Формы работы - коллективные и индивидуальные

Образовательные
ресурсы

https://nsportal.ru

Оборудование

Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация,  портрет А. А. Макоева, карточки для работы в группах, сочинения учащихся о своих прадедах, рисунки.

Основные
понятия

Родина, патриотизм, героизм, отвага, мужество.


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение:

- Если молнии в тучах заплещутся жарко,

  И огромное небо от грома оглохнет.

  Если крикнут все люди земного шара,

  Ни один из погибших даже не вздрогнет!

  Знаю! Солнце в пустые глазницы не брызнет!

  Знаю! Песня тяжелых могил не откроет!

  Но от имени сердца, от имени жизни повторяю,

  Вечная слава Героям!

- Какая дата приближается? Какой великий праздник будет отмечать наша страна?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Обобщение и систематизация изученного материала

-Послушав это стихотворение, скажите, над темой из какого раздела мы сегодня будем работать?

- Какую цель поставим перед собой?

- Что мы знаем о той жестокой войне? Давайте вспомним вместе и ответим на вопросы!

- В каком году началась Великая Отечественная война?

- Назовите известные вам города – герои.  (Их 12 и 1 крепость: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск и крепость – герой Брест)

- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (872 дня)

- Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней или 4 года)

- Сколько дней длилась операция по взятию Берлина?(16 дней, с 16 апреля по 2 мая 1945 г.)

- Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом?( 30 апреля 1945 г.)

- Кто был верховным главнокомандующим  в ВОВ? (И. В. Сталин)

- Сейчас прозвучат стихи, написанные мною

(Ученики читают стихи)

  1. Война! Всё это горестно и больно!

Война! Как хочется кричать, стонать невольно!

Она разрушила мечты, убила грезы!

От мысли о войне текут невольно слезы.

И сколько мук, мучений принесла,

С собой в наш мир коварная война!

За Родину, за жизнь боролся наш народ!

Все тяжбы, горести преодолеть он смог!

Самоотверженно и гордо всю войну,

Советские бойцы сражались за страну!

За солнце ясное, за счастье на земле!

Они преодолели всё в жестокой той войне!

  1. Катится слеза, не то от счастья, не то от горя,

Родимая земля! Война для всех такое горе!

Она коварна, зла, жестока,

Ведь загубила столько душ!

Но в ней мы выстояли бойко,

Сражаясь насмерть, не зная стуж!

И День Великий тот настал!

Врага мы одолеть сумели!

Сразили немцев наповал,

Все трудности преодолели!

  1. Уӕззау хӕст! Цы бирӕ маст ӕмӕ зынтӕ ӕрхастай!

Нӕ адӕмӕн цыбыр рӕстӕгмӕ ды!

Ӕнӕ хъӕбултӕй маддӕлты ныууагътай,

Зын сагъӕстӕй сӕ зӕрдӕ дзаг кӕны!

О, судзгӕ хӕст! Тӕригъӕдӕн цы зоныс?

Дӕуӕн хъыг нӕу нӕ адӕмы зын цард!

Дӕ сау артӕй фӕсивӕдыл ӕндзарыс,

Фыст дӕр дӕм не’ cты кад ӕмӕ лӕггад!

Дӕуӕй тыхджындӕр разынди нӕ салдат,

Ныппырх дӕ кодта, атардта дӕ дард!

Нӕ бӕстӕ сулӕфыд, йӕ зӕрдӕ рухсӕй байдзаг,

Уӕлахизы бон ралӕууыд, фӕцис нӕ зын цард!

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-

Устные ответы,

составление рассказа, разгадывание

1

2

3

4

5

6

7

Кроссворд

- Давайте попробуем разгадать слова в кроссворде. Работаем в группах.

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (счастье)

- Что нужно для того, чтобы человек был счастлив?

Решают кроссворд

Коллективная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

кроссворда

III. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассказ учителя.

Сообщение учащегося об А. А. Макоеве.

Учащиеся исполняют песню «Матерям погибших героев».

- Война, тревога, страх, мины, снаряды…Эти чудовищные слова того времени…

Наша маленькая, но доблестная Осетия выстояла в те страшные годы и сумела дать достойный отпор. 79 Героев ВОВ! Гордимся ими до бесконечности!

                        Презентация (показ слайдов)

  1. А. А. Макоев – Герой Советского Союза, командир 1042 – го стрелкового полка 295 – ой стрелковой дивизии 5 – ой ударной армии 1 – го Белорусского фронта, подполковник. Наш земляк, наш достойный сын.
  2. Родился 17 июля 1922 года в Чиколе. Окончил Орджоникидзевское пехотное училище.
  3. В Красной Армии с января 1941 года. В январе 1942 года был направлен на фронт.
  4. Во время войны был 7 раз ранен, из них 2 раза тяжело.
  5. С января 1942 года младший лейтенант, командир пулеметного взвода.
  6. С мая 1942 года – лейтенант, заместитель командира пулеметной роты.
  7. С июня 1943 года – начальник штаба батальона.
  8. С ноября 1943 года – командир батальона 1042 – го Краснознаменного стрелкового полка 295 – ой стрелковой дивизии.
  9. С июня 1944 года – капитан.
  10. С декабря 1944 года – майор.
  11. 15 мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
  12. Наша школа достойно носит имя А. А. Макоева. Гордимся им до бесконечности!

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

Фронтальная.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV

Физминутка.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Работа
по учебнику.

Составление рассказа

Звучит песня «Катюша». Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения, напевая строки из песни

-Посмотрите на карту. Покажите города, давшие достойный отпор врагу

- Найдите во втором абзаце текста слова, определяющие его основную мысль

-Давайте рассмотрим рисунок на стр. 141. Обратите внимание на первые предложения под картинкой. Как вы думайте, какие слова являются ключевыми в этих предложениях? («герои войны», «не жалеть своих жизней ради нашей Родины»)

- Подумайте и скажите, какие качества объединяли людей того времени, и чего не хватает нашему поколению, на ваш взгляд?

Дают ответы

Составляют рассказ

Индивидуальная

ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

V.  Включение изученного в систему знаний.

Сочинения учащихся о своих прадедах.

- Ребята, как вы считаете, что объединяет эти сочинения о прадедах? Какими чувствами наполняются наши сердца от услышанного?

Ответы учащихся.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учеб-

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ника и рассказа учителя); владеют логическими операциями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

VI. Итоги урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Групповая работа.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

- Ребята, перед вами карточки со словами. Составьте из них предложения.

- Герои рождаются в боях.

- Мужество сильнее страха.

- Героями надо гордиться.

- Наша Родина могучая и доблестная.

- Мы гордимся нашей Родиной.

- Мы любим нашу Родину.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Что такое мир?

- Для чего нужен мир на земле?

- Подумайте и скажите, чем, на ваш взгляд, должно дорожить наше нынешнее поколение?  (« Мы должны помнить о подвиге наших прадедов». «Память о героях войны должна жить в наших сердцах». «Мы никогда не должны забывать то, что люди во время войны не щадили себя, давая достойный отпор врагу ради мира, нашего светлого будущего на земле». «Мы обязаны дорожить этим и должны любить и беречь друг друга».

- У кого из вас остались вопросы по уроку?

- На следующем уроке мы продолжим изучение этого раздела.

- Давайте вместе споем песню о нашей великой победе, о героическом подвиге нашего народа!

Звучит песня «День Победы» в исполнении учителя и учащихся.

Составляют предложения.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные 0


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VII. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Написать письмо солдату.(5 – 7 предложений). По учебнику стр. 146 «Проверь себя».

- Ребята, у вас на столе лежат смайлики трёх видов, поднимите тот смайлик, который соответствует вашей оценке урока.

- Если вам понравился наш урок, покажите смайлик зеленого цвета.

- Если сегодняшний урок показался кому-то из вас неинтересным, покажите смайлик желтого цвета.

- А если совсем не понравился урок, покажите смайлик красного цвета.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Профессия человека, который обезвреживает мины. (сапёр)
  2. Синоним к слову Родина.  (Отчизна)
  3. Место прохождения службы (Армия)
  4. Боевая подруга, спасавшая жизнь солдатам на фронте. (медсестра)
  5. Самое известное в Мире российское оружие. (автомат)
  6. Город –герой в Крыму.(Керчь)
  7. Как называют человека, совершившего подвиг. (герой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...