Урок по Окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Природные зоны России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_rossii_4_klass_-_otkrytyy_urok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природные зоны России 4 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания о природных зонах

Задачи: формирование универсальных учебных действий

  1. Познавательные – принимать и сохранять учебную задачу при работе над опорной таблицей; оценивать правильность выполнения действий по установленным критериям  и вносить необходимые коррективы.
  2. Коммуникативные – умение договариваться и приходить к общему решению; грамотно задавать вопросы.
  3. Регулятивные – умение обобщать, проводить сравнение, классификацию по полученной таблице.
  4. Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации; проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон».

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта: таблицы «Сравнительная характеристика природных зон», лист оценивания.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Целеполагание

- Готовы ли вы сегодня начать работу в группах? Давайте вспомним правила работы в группах.

- Работая по природным зонам, что у нас получилось.

- Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

- Перед вами лежит таблица «Сравнительная характеристика природных зон»

- Наша задача  -  наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний.

 - Что такое природные зоны?  (Природными зонами называются крупные области со сходными природными условиями, животным и растительным миром).    СЛАЙД  1

- Вспомним закон природной зональности.  (Правильное чередование природных зон от полюса к экватору, соответствующее изменению климата называется законом природной зональности.   СЛАЙД  2

- Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.  (Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня).

- По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.  2. Климат. 3. Типичные представители растительного мира.

4. Типичные представители животного мира

- Занесите сведения о своей природной зоне.

- Что будем делать дальше?  ( Выслушивать сообщения групп)

- Ваш рассказ будет оцениваться по критериям. Перед вами «Листок оценивания». После выступления каждой группы  у вас будет 30 секунд на обсуждение. Выставляется одна оценка от группы.

  1. Открытие нового знания

- Группы «исследователей», подготовили сообщения о своей природной зоне.

- Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

- Итоги выступления

 «Исследователей Ледяных пустынь» подведут участники группы «Исследователи пустыни»;

«Исследователей тундры» - «Исследователи Ледяных пустынь»

«Исследователей Лесной зоны» - «Исследователи Тундры»

«Исследователей Степи» - «Исследователи Лесной зоны»

«Исследователей Пустыни» - «Исследователи Степи»

- Остальные группы также работают с целью корректировки неверных ответов, внесения дополнений, уточнений.

Доклады группы «Исследователи  Ледяных  пустынь»    СЛАЙДЫ  5 – 22

СЛАЙД  23

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

Доклады группы «Исследователи Тундры»    СЛАЙДЫ  24 – 38

СЛАЙД  39

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

Доклады группы «Исследователи  Лесной  зоны»    СЛАЙДЫ  40 – 55

СЛАЙД  56

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

Доклады группы «Исследователи  Степи»    СЛАЙДЫ  57 – 70

СЛАЙД  71

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

Доклады группы «Исследователи Пустыни»    СЛАЙДЫ  72 – 82

СЛАЙД  84

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

3. Первичное закрепление

- В результате обработки информации и фиксирования результатов получилась опорная таблица для сравнительной характеристики природных зон.

-  Давайте теперь сменим вид деятельности и поработаем «Испытателями».

(Дети одной группы задают вопрос другой группе.)

Например:

 «Где более тёплый климат?»

 «В какой из зон растениям приходится выживать в трудных условиях?»

 «В  какой из зон более богатая растительность?»

«В  какой из зон более разнообразный животный  мир?»

«В какой из зон вы бы хотели жить? Почему?»

 

4. Решение задач на повторение

- Теперь вам всё понятно о природных зонах. Самая интересная информация о каждой зоне лежит у вас на столе. Прочитайте и составьте вопрос.

- Например:  Какая птица от страха прячет голову в песок? (Страус)

                     

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка)

-  Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

 1. Учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

 2. Создать опорную таблицу «Сравнительная  характеристика природных зон».

-  Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

- Подведём итоги по нашему оцениванию.

Итак: группа «Исследователи  Ледяных  пустынь»   набирает   ...  б.  и т.д.

- Поднимите руку - кто получил удовлетворение, пользу сегодня на уроке?

- О какой природной зоне вы бы хотели узнать ещё?

Дополнительный материал

Ледяные пустыни

1. Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не тает снег и лёд. И хотя летом солнце светит круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла не достаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. Над горизонтом солнце поднимается не высоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега и льда отражает его лучи.

Арктическая зима - это длинная ночь. Солнце несколько месяцев отсутствует на небе. Стоят лютые морозы. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

2. Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Жир и густой мех защищают его от холодов, а белый мех маскирует его на снегу и делает незаметным. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

3. Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Но даже там, где нет льдов растения погибают из-за сильных ветров. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы можно было устоять против ветра.

Едва сходит снег весной, как уже появляются первые цветы. Развиваются они очень быстро, потому что солнце светит круглые сутки. А в более благоприятных условиях ледяной пустыни Арктики даже встречаются островки лугов.

4. Природа Антарктики (Южный полюс) еще беднее арктической. Ведь толщина ледяного покрова здесь достигает 1,5 (полтора) км! Поэтому растительность встречается только на побережье материка (Антарктиды). Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида.

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы, размах крыльев которых достигает 4-х метров! Всю жизнь они проводят под водой, добывая рыбу.

Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Эти птицы утратили способность летать, их крылья превратились в плавательные ласты. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Тундра

1. Если проводить сравнение тундры с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура все равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении ее земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. А дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озера и болота. Их очень много в тундре.

2. Что же может произрасти в таких местах? Ведь даже само название зоны по-фински означает «безлесная плоская вершина».

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Так им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и березок. Если же дерево стоит одно, то пока оно растет, ветер уродует его до неузнаваемости. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозеленая. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры летом становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время. Как будто голубые капельки, разбрызганы на зеленых мхах незабудки, колокольчики, желтеют полярные маки, тянутся к солнцу ромашки. Яркие цвета нужны, чтобы привлекать насекомых-опылителей, которых не так уж много. К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

3. Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

Как пингвин является самым красивым животным ледяной зоны, так в тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю меньше скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

Степи

1. В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Степь похожа на тундру своими просторами. Но это сходство внешнее: ведь тундра – суровый и бедный край, а степь – достаточно благоприятное место для жизни.

Климат степи континентальный, засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Все время дуют сильные ветры, случаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

2. Степные растения за один сезон вырастают на полную свою высоту (около 1 метра). А вот кукуруза, если ее поливать, вырастает намного выше человеческого роста всего за 3 месяца.

Ранней весной, когда только-только сошел снег, степь прямо вспыхивает желтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы. И все это цветение исчезает в течение одной-двух недель. Остаются лишь злаки: ковыли, типчак, тонконог. Но и они потом пропадают, и к середине лета степь выгорает так, что трудно себе представить, какой она была весной.

3. Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары или холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов поселяются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы – сайгаки, косули, лисицы. Все они хорошие бегуны. Чем больше в степи травы, тем больше крупных травоядных. И тем больше хищников.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

Лесная зона

1. В умеренном тепловом поясе находится лесная зона.

Если двигаться от тундры к югу, то все чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом все более рослые, пока, наконец, не попадешь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги. Там, где климат теплее, однородные хвойные леса переходят в смешанные, а затем в лиственные. Широкая и непрерывная полоса проходит через всю Евразию и Северную Америку.

2. Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура зимой опускается до -70 градусов. Да и теплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: березу, осину, ольху.

Животный мир также намного разнообразнее и богаче, чем в тундре. В тайге обитают пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут белка, соболь, колонок, горностай, заяц, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таежных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики, глухари, тетерева, дятлы, клесты.

3. Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются  дуб, липа, клен, вяз, ясень, черемуха, рябина, дикая яблоня, груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Если в смешанных лесах еще встречаются животные тайги, то в лиственных их заметно меньше. Здесь появляются другие звери и птицы: выхухоль, черный хорек, норка, иволга, черный дрозд. А в болотистых местах встречаются дикие кабаны – прямые предки домашних свиней. Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного дикого быка взята на учет. Он занесен в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

Пустыни

1. Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в тоже время самые загадочные и удивительные места. Они пугают своей неприступностью. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днем температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше, а в тропических пустынях – до +58 градусов. Ночью же жара спадает нередко до 0 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

2. Каменистая пустыня похожа на булыжную мостовую. Глинистая пустыня напоминает растрескавшийся асфальт. Песчаная пустыня похожа на пляж, только воды нигде нет. Поверхность ее покрыта барханами – песчаными волнами высотой с человека или выше. В понижениях пустынь образуются солончаки. Под жарким солнцем вода здесь быстро испаряется, а соль остается в виде белых подушек, похожих на иней.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растет саксаул. Листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Еще одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоев почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-желтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

3. Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы, соколы, вороны устраивают гнезда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромное расстояние пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд. Он может питаться травой, которая не усваивается организмом других животных, мало пьет, переносит длительный голод за счет своих горбов, в которых откладывается запас жира.

Таблица.    Сравнительная характеристика природных зон

Название природной зоны

Местонахождение

Климат

Животный мир

Растительный мир

зима

лето

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Умение представлять изученный материал.

Критерии

Балл

Ледяные пустыни

Тундра

Лесная зона

Степь

Пустыня

1

Превосходно

3

2

Большинство участников группы рассказали интересно

2

3

Было интересно

1

Всего:

9 б. - 12 б. - «5»

5 б. - 8 б. - «4»

0 б. - 4 б. - «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...