Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру 4 класс «Первобытный мир – первые шаги человечества».
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Балуева Светлана Вячеславовна

    Разработка урока по теме "Первобытный мир-первые шаги человечества"

    аудио, презентация, конспект, доп.материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx104.77 КБ
    Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.04 МБ
    Файл kartinka.docx970.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК»

    Открытый урок по окружающему миру по теме:

    «Первобытный мир – первые шаги человечества».

    4 класс

    Учитель: Балуева СВ

    Тема. Первобытный мир – первые шаги человечества.

    Тип урока: ОНЗ.

    Форма урока: урок – исследование.

    Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.

    Задачи:

    образовательные:

      создать образ эпохи Первобытного мира,

      учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;

    развивающие:

      развивать у учащихся умения:

    -   сравнивать,

    -   формулировать вопрос,

    -   работать с текстом, картой, иллюстрацией;

    воспитательные:

        формировать:

    -     познавательный интерес к окружающему миру,

    -     навыки учебного сотрудничества.

    Оборудование:

        демонстрационный материал:

    -     карточки:

    рисунки

         раздаточный материал:

    тесты :

    Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

    Выбери в какое время ты живешь?

    Выбери исторические источники:

    • новое время;  
    • древний мир;  
    • средние века;  
    • новейший мир;  
    • первобытный мир;  

    • новое время;
    • древний мир;
    • средние века;
    • новейший мир;
    • первобытный мир

    • твой учебник математики;
    • каменный топор;
    • народная сказка;
    • икона XY века;
    • твоя школа;

    Учебно-методический комплект:

                    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Человек и Человечество». М. : «Баласс», 2014.

                    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. . Учебник для 4 класса (1-4),  «Человек и человечество»,  часть 2. М.: «Баласс», 2014.

                    Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Баласс»,2014.

     

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок, 
    Постарайтесь все понять, 
    Интересное узнать.

    1. Актуализация знаний

    Вспомним материалы прошлых  уроков.

    1. Цепочка 3+1(3человека у доски, задают вопросы друг другу, четвертый задает вопросы каждому)

    Тему вы узнаете если отгадаете ребус

    http://www.netnado.ru/prilojenie-2-zashtrihuj-risunok-otgadaj-rebus-i-zapishi-slovo/8114_html_m506dd764.jpg

    1. Работа в парах

    Тест (1-2) мин, проверка

    1. Постановка проблемы.

    Сегодня мы начнём изучение исторической эпохи. Как вы думаете о чём пойдёт разговор сегодня?

    По 4 картинкам определите

    http://www.e-reading.link/illustrations/1003/1003050-i_049.jpg http://www.e-reading.link/illustrations/1003/1003050-i_067.jpg http://www.topauthor.ru/uploads/2013-04/original/33cbdcf743556c9fc50d18bece904b00.jpeg https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSBY5iN9KamXWefxwi-Ev57YMLQdyiJRb_qPVgPfFY4TmqlXE6gdrW4TkMo

    Жил на свете первобытный человек 
    Он впервые в жизни видел даже снег 
    Строил хижины и убивал он дичь 
    И бросал он обезьянам громкий клич

    Сегодня тема урока "Первобытный мир - первые шаги человечества"

    Давайте подумаем, что мы уже знаем о первобытных людях? ? И что бы нам хотелось узнать о них?

    Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них? Задание в тетради №2(с33)

    Найдите отличие и сходство первобытных людей от животных (картинки)

    - Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

    - Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

    - А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

    - Что не поняла Анюта?

    - Какой возникает вопрос?

    4. Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

     Поиск решения проблемы

    Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? (Сравнить Первобытный мир с детством)

    - Мы знаем, когда появился первый человек.

    А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).

    Расселение первобытных людей по планете.

    - Какая территория изображена на ней?

    - Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

    - В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

    - Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

    - Проследим по карте, как расселялись древние люди?

    - Что означают на этой карте условные знаки?

    - Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

     Вывод: осваивали планету-карточку на доску!

    Физминутка

    Покорение природы людьми первобытного общества

    Выполните задание на стр.50 (Работа в группах  ) 

    1 группа: признаки стаи.

    2 группа: признаки общины древних людей.

    3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

    4 группа: признаки общины людей современного вида.

    Лидеры группы представляют работу.

    Почему должны были трудиться сообща? (Одному сложно выжить)

    Чтение текста на стр.47

    Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умение одеваться, готовить пищу, общаться)

    Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

    Но всё это происходило не в один год, потребовались тысячелетия…менялось время, менялся человек (4 слайда)

    Послушаем сообщения детей о том, как человек приучал животных, строил первые жилища, устраивал быт.

    Первобытная мораль Театрализованное представление (стр.50-51)

    • Представьте, что так рассуждали бы современные люди, согласились бы вы с ними?
    • Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

    Вывод: первые представления о добре и зле.

    1. Выражение решения проблемы

    - А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

    Слайд «Вставьте пропущенные слова»

    Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

    В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

    Итоги урока.

    • Что мы хотели выяснить? (Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?)
    • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Дети отвечают)
    • Оцените свою работу: что показалось трудным, непонятным; что было наиболее интересным?

    Домашнее задание.

    • Стр.47-51 в учебнике
    • Стр.34 №3, 4 в тетради.

     

     Дополнительные материалы к уроку.

    Как люди приручили собак

    Одомашнивание собак относится к концу каменного века.  Предком собаки был волк. Стаи диких собак постоянно следовали вслед за людьми - ведь около своих стоянок люди частенько оставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости. Люди не прогоняли собак - ведь первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. 

    Позже собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

    О жилищах первобытных людей.

    Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь и первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи они постоянно переходили с места на место. В местах с более суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердей или бревен и так защищали себя от непогоды и нападения зверей. Со временем накат стали приподнимать и укладывать в виде шалаша. Так появились дома, в каких в далеком прошлом жили и славяне, и германцы, и другие народы.

    В строительстве жилищ древние люди были весьма изобретательны. Древние жители Сибири, например, возводили их из мамонтовых бивней или из китовых ребер, обтягивая их шкурами.

    Это интересно

    Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты - основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

    Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды - плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити - это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти - появились шерстяные ткани.

    В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь - это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    C:\Users\балуевы\Desktop\1 001.jpgC:\Users\балуевы\Desktop\1 001.jpgC:\Users\балуевы\Desktop\1 001.jpgC:\Users\балуевы\Desktop\1 001.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Окружающий мир. 4 класс ОС "школа2100"Первобытный мир-первые шаги человечества

    В плане урока представлен тест, презентация и современные технологиУрок интересен разнообразием методов иприёмов. К каждому этапу поставлена цель и предполагаемый результат....

    открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

    Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа XXI века.

    Конспект урока позволяет формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор....

    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме: "Петр Первый - необычный царь"

    Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России....

    Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")

    Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")...

    Открытый урок по окружающему миру "Сентябрь – первый месяц осени.

    Цели урока:обобщить знания детей о характерных признаках осени;развивать внимание, наблюдательность, сообразительность;воспитывать бережное отношение к природе.Обороудование: интерактивная доска,...