Открытый урок по окружающему миру. 4 класс. На заре человечества.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Очкаева Даяна Эрдниевна

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе

                         

Учитель начальных классов: Очкаева Д.Э.

МБОУ «СОШ № 23» г.Элиста.

Тема урока: На заре человечества.

2017 г.

ЦЕЛЬ:

  • рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки(отличия);
  • развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой;
  • воспитывать интерес к истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды из жизни первобытных людей; учебник "Человек и природа" (авторы Вахрушев А.А., Раутиан, О.А.Родыгина ) 4 класс, 1 часть издательство " БАЛАСС" 2008г.

ХОД УРОКА

Презентация.

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

А) Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического существа(защита рисунков).

Б) Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог стр. 62

- Какие мнения высказывают наши герои?

- Какой у вас возник вопрос?

- Могут ли из современных обезьян произойти люди? (Ответы детей)

Учитель: Откуда мы взялись? Как человек появился на Земле? Найдется ли на свете более темная тайна и более важная для всех нас загадка? Похоже мы готовы смириться с любой недосказанностью, кроме этой. Может быть, мы надеемся, что узнав тайну своего происхождения, сумеем ответить на не менее актуальный вопрос: зачем мы здесь? Существует немало предположений о происхождении человека, но наиболее научно-доказуемым является утверждение, что наши предки - древние обезьяны, которые могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предками человека:

В) Сообщение темы урока

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Ответы детей )

Тема нашего урока " На заре человечества :" (Слайд 1)

А эпиграфом к нашему уроку послужат такие слова: "Человек - удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя:"(Слайд 2)

3. Совместное открытие знаний

Учитель: Подобно всем прочим животным, обитающим ныне на Земле, человек произошел от доисторических предков, живших миллионы лет назад. Самыми ранними предками людей были небольшие пушистые зверьки, жившие 200 млн. лет назад в одно время с динозаврами. Эти существа очень медленно и постепенно эволюционировали.

Пока палеонтологам удалось найти очень мало ископаемых останков ранних предков человека , и сегодня невозможно воссоздать полную картину происхождения человеческого рода. И все же по прошествию млн. лет эти обезьяноподобные существа спустились на землю и стали жить внизу, на земле.

Рассмотрим, как менялся человеческий облик. Чем современный человек отличался от своих предков?

На машине времени мы отправимся в прошлое Земли.

Каждая исследовательская группа работала в определенном направлении, собирала и отбирала материал по определенному этапу доисторического развития человеческого рода и сегодня представит его нам.

Перед нами доисторический примат (Слайд 3), названный дриопитеком

Рассказ первой исследовательской группы.

Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и гориллы, - наши родственники, не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки - скорее всего вымершие дриопитеки ("древесные обезьяны"). Они обитали на деревьях в африканских тропических лесах около 15-6 млн. лет назад. Одни из дриопитеков остались жить в лесах и от них произошли современные обезьяны, а другие начали приспосабливаться к жизни в открытых пространствах - в африканских саваннах и степях.

Учитель: Какой "след" оставил дриопитек на Земле после себя?(Ответы детей)

Главное - дриопитеки спустились на землю и стали приспосабливаться к жизни в открытых пространствах. Они выполнили свою роль в развитии человеческого рода и на смену им пришли австралопитеки.

Рассказ второй исследовательской группы.

Австралопитек - обезьяно - человек (Слайд 4). Мы в Африке. На карте показаны места, где были найдены останки обезьяно - человека.

Это самые первые люди Земли, следы которого были обнаружены в 20 - х годах 20 века учеными Раймондом Дартом и Бруманом в Африке и Азии.

Австралопитек сочетал в себе признаки обезьян и человека. Обитали около 601 млн. лет назад. С хорошо развитой мускулатурой и длинными, как у человекообразных обезьян, руками, они вели в основном растительноядный образ жизни. (Слайд 5) Питались в основном ягодами, плодами с твердой кожурой, сочными кореньями. Запасать еду впрок они не научились, поэтому им приходилось бродить с места на место в поисках корма. Выкапывали коренья с помощью палки, т.е. использовали готовые предметы в качестве орудий добывания пищи и защиты от хищников.

(Слайд 6) В 60 -х годах 20 века супруги Мэри и Луис Лики в Танзании нашли остатки скелетов существ, которые не только использовали, но и изготавливали простейшие орудия труда из гальки. За это его прозвали человек умелый. (Слайд 7)

Эти люди имели небольшой рост (до 150 см) и вес около 40-50 кг. Их мозг невелик, около 600-700 куб. см. У них были крупные зубы и сильные челюсти, способные пережевывать грубую пищу.

Он довольно хорошо передвигался на 2-х ногах. Они еще не умели охотиться в одиночку на крупную дичь и действовали группами для добывания дичи и защиты от хищников, швыряя в них камнями.

Учитель: Подведем итог сказанномуКаковы "достижения" австралопитека (Ответы детей) (Слайд 8)

Следующий этап развития человеческого рода - появление питекантропа. Следы его появления нашли и в Африке, и в Европе, ив Азии.

Рассказ третьей исследовательской группы.

Питекантроп - древнейший человек. (Слайд 9)

Человек прямоходящий (архантроп) с обезьяноподобным лицом и мощным надглазным валиком появился около 1 млн. лет назад и вымер около 250 тыс. лет назад .Они широко расселились в теплых районах мира.

Впервые останки были обнаружены на остове Ява в конце 19 века голландским ученым антропологом Дюбуа. Эти существа имели сравнительно крупный мозг, около 900 куб. см.

Сначала они строили жилье из веток, чтобы укрыться от хищников и холодных пронизывающих ветров, а потом находили места в пещерах. Люди старались делать обжитые места.

(Слайд 10) Мужчины отправлялись на охоту и заранее между ними определялась роль каждого: разведка, нападение, защита. Добычу они делили между всеми членами общины. Жили группами по 15-20 человек. Женщины в основном занимались поисками падали, сбором растительной пищи и, безусловно, заботами о жилье и детях. (Слайд 11)

Вели в основном кочевный образ жизни. Во время сильных засух он бросал обжитое жилье и двигался за стадами травоядных, т. е. он перестал зависить от плодов Земли, поскольку мяса, т. е. животных ему хватало.

Сначала огня они боялись, но потом увидели страх животных перед огнем и стали ловить их в момент, когда те убегали от пожара. Они загоняли животных в западню с помощью горящих веток и бросали бола (специальное оружие), которое заплеталось в ногах животных и оно падало на землю. Он был искусным охотником и рыболовом. Изготавливал копья, пробивавшие даже шкуру слона. (Слайд12).

Огонь они добывать не умели и поддерживали горящие ветки на лесном пожаре, но постепенно научились и этому. (Рассказ о способах добывания огня по слайду). Какой-то момент они обратили внимание, что мясо животных, погибших во время пожара вкуснее, и тогда стали бросать мясо в огонь, чтобы оно стало вкуснее.

Огонь дал им тепло, свет, позволил проникнуть в более суровые климатические районы.

Возможно, они собирались около костра и делились дневными впечатлениями, т. е. древнейший человек мог издавать членораздельные звуки.

Учитель: Подведем итог сказанному. Каковы "достижения" питекантропа ? (Ответы детей) (Слайд 13)

Благодаря использованию огня, неандерталец широко расселился на территории Земли.

Рассказ четвертой исследовательской группы.

Неандерталец - древний человек. (Слайд 14)

Неандерльцы, древние ископаемые люди-палеотропы, обитавшие 250-35 тыс. лет назад в Европе, Азии и Африки. (Слайд 15) Они усовершенствовали орудия, изобретенные питекантропами. Теперь у них появились остроконечники, каменные ножи, скобели, проколки - сверла:

(Слайд 16) Их форма стала более правильной и разнообразной.

Неандертальцы могли изготавливать одежду из шкур животных и первыми использовали огонь для приготовления пищи. (Слайд 17)

Умели строить простые жилища, но предпочитали жить в пещерах.

Предприимчивые и смелые, они отваживались забираться в пещеры, куда уходили в зимнюю спячку огромные пещерные медведи. (Слайд 18) высота этих животных достигала 2,5-3 метра. Люди убивали крупных животных, вооружившись копьями, камнями, дубинками. Возможно, они верили, что черепа и кости медведей обладают магической силой. Когда медведь испускал дух, они отрезали ему голову и уносили в свою пещеру. Там они помещали ее в специальную яму, где хранились черепа других медведей, убитых ранее. Скорее всего, они расчитывали на какой-то магический эффект.

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становились прочнее. (Слайд 19)Понимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умерших сородичей: например, слоны забрасывают их ветками. Может быть, прятали своих покойников и предки неандертальцев? Они специально рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребения, причем многочисленные, делали в пещерах. Хоронили всех- женщин, детей, старых охотников. Нередко такие погребения окружали камнями, в них оставляли оружие, череп какого - нибудь небольшого животного и цветы. Останки посыпали красной охрой или клали кусочки минерала рядом с умершим. Вероятно, красный цвет уже тогда воспринимался как цвет жизни.

Люди не только осознавали необходимость заботиться о слабых и больных, они получали возможность это делать. Для того чтобы тяжело раненый человек выздоровел, о нем необходимо было заботиться, делиться с ним пищей. В погребениях находили скелеты явно тяжело больных людей, а в одном обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли добывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающее поколение ,но и слабых, больных стариков. Наверное в таких условиях начали складываться представления о хорошем и плохом в отношениях людей, т.е. моральные нормы.

Учитель: Подведем итог сказанному. Каковы "достижения" неандертальца ? (Ответы детей) (Слайд 20) " Достижения" неандертальца.

Это интересно!

Интересен тот факт, что неандертальцы и кроманьонцы, о которых далее пойдет речь, сосуществовали в Европе в течении нескольких тыс. лет. Об их взаимоотношениях пока ничего не известно. Зато установлено, что около 30-40 тыс. лет назад неандертальцы вымерли, а кроманьонцы остались.

Одной из версий является то, что неандертальцы не сумели выжить в изменяющихся климатических условиях. Возможно, его закаленный холодами организм не перенес теплого климата. Другая версия, что он был менее искусным охотником , чем кроманьонец, и не выдержал конкуренции, а во время очередного оледенения, когда дичи стало меньше, вымер от голода. Между ними могла произойти роковая для неандертальцев война за охотничьи угодья. Но это лишь догадки!

Рассказ пятой исследовательской группы.

Кроманьонец - современный человек (Слайд 21)

Появились около 40-10 тыс. лет назад. Свое название имя получили по названию грота Кро-Маньон во Франции, где впервые были обнаружены их останки. Они были выше ростом (около 170 см) и стройнее неандертальцев, имели выступающий подбородок, более высокий лоб и не такие мощные надбровные дуги.

(Слайд 22)Они строили деревянные хижины, ловили рыбу, охотились на оленей и антилоп, и постепенно переходили к оседлому образу жизни. Кроманьонцы научились делать новые орудия (резцы, копьеметалки, дротики с каменными наконечниками). (Слайд 23) Они занимались хозяйством, одомашнили волка и превратили его в собаку, своего лучшего друга.

Изготавливая орудия и домашнюю утварь, они развили художественный вкус. (Слайд 24) Это была настоящая культурная революция. Впервые открытые в пещере Альтамира (в Испании) изображения животных, привели в изумление всех ученых мира.

Пещерная живопись отличалась жизненной выразительностью, хотя рисовали животных не для красоты, а в практических целях - для колдовства, надеясь что с его помощью обеспечить себе удачную охоту, т. е. речь идет о зарождении религии. Также наскальные рисунки показывают и образ жизни людей того времени. Появились первые украшения.

Постепенно власть над окружающим миром все возрастала и позволила увеличиваться и численности людей . Нужда в постоянном источнике пищи привела к переходу к оседлой жизни. Около 10 - 11 тыс. лет назад человек освоил земледелие и скотоводство, приручив лошадь, свинью, козу, кошку. Зародилась письменность. (Слайд 25)

Учитель: Вот такой долгий путь развития , по мнению ученых, прошел человек разумный, к которому относимся и мы.

- Как мы ответим на вопрос урока?

- Могут ли из современных обезьян произойти люди? (Ответы детей)

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа с рабочей тетрадью

Задание №1, 3, 5,стр. 25-26.

Ответы на вопросы учебника стр. 65 №8.

5. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что является главным условием исторического развития человека?(Передача общественного опыта)

Вывод: стр. 65

А знаете ли вы, что еще 15 - 17 веках мореплаватели, землепроходцы сообщали все новые сведения о диких народах, о людях незнакомых с добычей и применением металлов, которые утварь и орудие изготавливали из камня, дерева, раковин морских моллюсков. Еще в середине 19 века, в начале 20 века ученые находили "современных первобытных людей" (Слайд 26), в отдаленных уголках Австралии, в Африке (бушмены), в Северной и Южной Америке (индейские племена). Эти люди ничего не знали о земледелии, использовали простейшие орудия труда и кочевали в поисках пищи. На слайде изображены австралийские аборигены. Один австралиец изготавливает каменное орудие. Другая фотография показывает , как абориген возвращается с охоты на кенгуру и в руках у него копье и копьеметалка. На третьей фотографии изображено орудие австралийцев: бумеранг, зернотерка в центре, каменный топор, наконечники копий, горпуны, клевец.

6. Домашнее задание.

Стр. 62-65, ответить на творческие вопросы. Выполнить одно задание в тетради на выбор (стр. 25-26).

Рекомендация литературы для чтения по данной теме.

Использованная литература.

  1. Как это было на самом деле... - М.: ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест (перевод с анг.) ,2002.
  2. Удивительная планета Земля. - М.: ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест (перевод с анг.) , 2003.
  3. Удивительное путешествие в древность. - Смоленск.: "Русич", 2002.
  4. Энциклопедия "Доисторическая жизнь". - М.: "Росмен" , 1997.
  5. "Эрудит". - М.: "Махаон" , 2003.

Тема урока: На заре человечества.

Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Задачи урока:

1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

Оборудование:

1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

2. Выставка творческих работ учащихся.

3. Презентация “На заре человечества” с

использованием ИКТ.

4. Экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

– Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

(Ответы учащихся)

– По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

С-2. Чем же человек отличается от животного?

(Ответы учащихся)

III. Сообщение темы урока.

Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

С-3. “На заре человечества”

С-4. “Первые предки”

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

С–5. “Древесные жители”

Это были древесные животные, напоминающие по своему

строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

линии животных, ставших впоследствии предком человека.

С-6. Почему современного человека называют разумным?

(Ответы учащихся)

– Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

(Ответы учащихся)

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

(Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

– На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

С-9. Почему охотились сообща?

Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

С-10. Первые орудия труда

Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

С-11. Орудия труда сделанные людьми.

С-12. Каково было основное занятие древних людей?

(Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

– Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или

соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

(Ответы учащихся)

– Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

С –14. Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?

(Ответы учащихся)

– В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами.

С-15. В чем жили неандертальцы?

(Ответы учащихся)

С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

С-19. Вследствие чего возникла религия?

(Ответы учащихся)

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

(Ответы учащихся)

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

– Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

– Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

IV. Закрепление.

С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

– Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

С-29С-30. Соотнесите людей и животных.

Найдите сходство и различие.

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

V. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.

– Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил, 
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо– инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл –
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Слайд 2

«Человек удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя…»

Слайд 3

Дриопитек Около 15…6 миллионов лет назад

Слайд 4

Австралопитек (обезьяно-человек) Около 6…1 миллионов лет назад

Слайд 5

Австралопитек (обезьяно-человек)

Слайд 6

Австралопитек (обезьяно-человек)

Слайд 7

Австралопитек ( обезьяно-человек)

Слайд 8

Хорошо передвигался на двух ногах. Использовал простейшие орудия труда. Жил большими группами (стадами) для добывания пищи и защиты. Вел кочевой образ жизни. «Достижения» австралопитека

Слайд 9

Питекантроп (древнейший человек) Появился около 1 миллионов лет и вымер около 250 тысяч лет назад

Слайд 10

Питекантроп (древнейший человек)

Слайд 11

Питекантроп (древнейший человек)

Слайд 12

Питекантроп (древнейший человек)

Слайд 13

Усовершенствовал орудия труда. Стал искусным охотником и рыболовом. Научился добывать и использовать огонь. Жил в построенных жилищах и пещерах группами по 15…20 человек. Заложил первые «человеческие» отношения (нормы морали, обычаи, правила поведения). Появились первые членораздельные звуки. «Достижения» питекантропа

Слайд 14

Неандерталец (древний человек) Около 250…35 тысяч лет назад

Слайд 15

Неандерталец (древний человек)

Слайд 16

Неандерталец (древний человек)

Слайд 17

Неандерталец (древний человек)

Слайд 18

Неандерталец (древний человек)

Слайд 19

Неандерталец (древний человек)

Слайд 20

Достиг высокого уровня обработки камня. Заложил основы религии и религиозных обрядов. Научился лечить сородичей и ухаживать за больными. «Достижения» неандертальца

Слайд 21

Кроманьонец (современный человек) Около 40…10 тысяч лет назад

Слайд 22

Кроманьонец (современный человек)

Слайд 23

Кроманьонец (современный человек)

Слайд 24

Кроманьонец (современный человек)

Слайд 25

Кроманьонец (современный человек)

Слайд 26

Современные «первобытные» люди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс «Первобытный мир – первые шаги человечества».

Разработка урока по теме "Первобытный мир-первые шаги человечества"аудио, презентация, конспект, доп.материал...