урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока: «Нет в России семьи такой…»

Цель: формировать представление о семейной памяти - основе исторической памяти народа на основе документов (письма, фотографии, наградные документы, газетные публикации) и реликвий Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., хранящихся в семьях как свидетельство человеческой  судьбы и истории народа.

 Задачи:

1) формировать умения применять теоретические знания при выполнении заданий;

2) развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

3) развивать навыки работы с дополнительной литературой, историческими материалами;

4) активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ;

5) воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ;

6) создавать условия для раскрытия творческих способностей и самореализации учащихся;

7) развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

8) вырабатывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обсуждать значение семейных воспоминаний; сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях; характеризовать документы, реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945.

Оборудование: карта России, презентация, выставка семейных реликвий военного и послевоенного времени (расставить по классу небольшими экспозициями),  мультфильм «Сказка сказок» Ю.Б. Норштейна, аудиозапись стихотворения К.М.Симонова «Жди меня…»

Ход урока

I.  Введение в работу

мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.

А теперь посмотрите на соседа по парте. Пожелайте друг другу успеха. Давайте настроимся на работу. Я вам тоже желаю успеха, надеюсь, что вы мне будете активно помогать в сегодняшней работе.

   Наш урок предлагаю начать такими словами:

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

II. Актуализация

организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового материала», выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали оружейного грома. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как обрываются сны. Вам трудно поверить в то, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Война уходит всё дальше. И всё же я хочу, чтобы вы помнили о тех, кто погиб на войне. Война-это страшно: это кровь, муки, смерть...

Война-это наша общая память. У памяти нет срока давности…

Одна война,
Война другая, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о войне мы прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: Правы                                                                          

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,                                  

Чтоб не забылась та война:                                        

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

1. Индивидуальный опрос.

Каждый человек в годы Великой Отечественной войны внес свой вклад для победы нашего Отечества. Мужчины защищали нашу Родину на фронте, сражаясь с врагом. А женщины, старики и дети трудились в тылу. Это был очень тяжелый труд - люди работали сутками, притом что везде царил голод, холод и полная разруха.

-Как трудились для защиты Отечества наши земляки?

( Учащиеся  рассказывают о родственниках - участниках трудового фронта в годы Великой Отечественной войны.)

2.Индивидуальное задание.

(Работа по карточкам.)

Карточка 1. Почему Гитлер планировал уничтожить Москву?

Карточка 2. Каким был лозунг трудового фронта?

Карточка 3. Какие награды получали герои трудового фронта?

Карточка 4. Что такое трудовой фронт?

III. Создание проблемной ситуации.

создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

- Сейчас мы прослушаем запись песни «Вечный огонь» (сл. Е.Д. Аграновича, муз. Р.М.Хозака).

- Какие слова из песни стали названием темы урока?

- Что такое вечный огонь?

- Как вы понимаете название темы урока?

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Рассмотрите изображение ордена. Прочитайте, как он называется. (Орден Александра Невского)

- Прочитайте, кого награждали этим орденом?

- Что вы знаете о молодежных поисковых отрядах? Какой вклад они вносят в сохранение памяти о подвигах наших предков?

IV.  Поиск решения проблемной ситуации.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое  знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

-Сейчас вы познакомитесь с текстом. Читая текст, обратите внимание на то, кого называют беженцами, кого в своих воспоминаниях Ирина Николаевна Алексеева называет маленькими старичками?

- Кого называют беженцами?

- Бывают ли беженцы в наше время?

- Как вы думаете, в чем больше всего нуждаются эти люди?

В годы войны женщины и дети спешно покидали свои дома, целыми эшелонами бежали на Урал, в Сибирь. По дороге немецкие самолеты бомбили поезда. Многие дети теряли родителей, оставались сиротами.

-Как выглядели эвакуированные дети в воспоминаниях Ирины Николаевны?

Почему она назвала их маленькими старичками?

-Как она скрасила их жизнь?

- Посмотрите на иллюстрации вещей из семейного архива Ирины Николаевны. Почему она до сих пор хранит эти книжки?

 Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Руки подняли вразлет -

Появился самолет.

Мах крылом туда - сюда,

Делай раз и делай два.

Флюгер есть теперь у нас,

Завращаемся сейчас.

Ветер справа, ветер слева,

Флюгер вертится умело.

V. Закрепление

организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. 

- Рассмотрите фотографии и рисунки из семейных архивов

-Рассмотрите рисунок вашей сверстницы. Расскажите о своих впечатлениях.

- Найдите фотографии выпускников школ, ушедших на фронт.

- Что вы можете прочитать на лицах этих ребят?

- Найдите фотографии экспонатов, связанных с боевыми действиями.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы для рефлексии:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

Дом. задание: обязательная часть,  ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...