Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Журавлёва Венера Равильевна

Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_3_kl.docx441.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

     Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России».

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат» за 2019-2020 уч.год

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

создание   условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;

общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 3 КЛАССЕ.

В результате изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Основные содержательные линии:

  • Человек и природа
  • Человек и общество
  • Правила безопасной жизни (реализуется через изучение тем предыдущих разделов)

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Тематическое распределение количества часов.

№ п/п

Разделы

Количество часов

Рабочая программа по классам

Примерная программа

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Человек и природа.

138

132

37

32

34

29

2

Человек и общество.

90

95

20

23

19

33

3

Правила безопасной жизни.

25

22

3

7

10

2

4

Проверочные работы.

17

19

4

6

5

4

5

Итого:

270

268

64

68

68

68

III КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы,  разумное существо.  Внутренний мир человека.  Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (11 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

3 класс (68ч)

Раздел

Тема урока, содержание учебного предмета

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Кол-во часов

Как устроен мир (6 ч.)

Человек и природа.

Природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела «Как устроен мир». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Человек. Проект «Богатства, отданные

людям»

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир, оценивать богатство внутреннего мира человека, работать в паре, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе проекта дети учатся: определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группе, собирать материал в дополнительной литературе, подбирать иллюстративный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.

1

Человек и общество.

Общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство как часть общества, сопоставлять формы правления в государствах мира работать в группе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Что такое экология

Экологические проблемы и способы их решения. Заповедники, национальные парки, их роль в

охране природы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, анализировать текст учебника, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе, моделировать в виде схемы воздействие человека на природу, работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках.

1

Проверочная работа

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Эта удивительная природа (19 ч.)

Человек и природа.

Тела, вещества, частицы 

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать понятия тела, вещества, частицы, классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ, наблюдать опыт с растворением вещества, работать в группе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Разнообразие веществ 

Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала и кислоты. Практическая работа: ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре, работать со взрослыми, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Воздух и его охрана

 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, анализировать схему с целью определения состава воздуха, исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход, вывод, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре, работать со взрослыми, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Вода. Пр.р «Свойства воды» 

Вода. Свойства воды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства водыРаботать в паре, работать со взрослыми, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Превращение и круговорот воды в природе

 Круговорот воды в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, высказывать предположения о состояниях воды в природе, различать три состояния воды, формулировать выводы Работать в паре,  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Берегите воду! 

Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать цифровые данные из учебника, Работать в паре, работать со взрослыми, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Как разрушаются камни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе, наблюдать процесс разрушения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента, характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них, работать со взрослыми, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Что такое почва. Пр.р «Состав почвы» 

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, анализировать рисунок из учебника, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, обсуждать рассказ,, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Разнообразие растений

Растения, их разнообразие

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, доказывать, что растения разнообразны. Знакомиться с группами растений по материалам учебника, Работать в группе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Солнце, растения и мы с вами 

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью схемы. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Размножение и развитие растений.

Размножение и развитие растений

Пр.р «Плоды путешествуют»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев, выявлять роль животных в размножении и развитии растений, работать с терминологическим словарём, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Человек и природа.

Охрана растений

 Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растения, Красной книге, правилах поведения в природе, обсуждать материалы книги  «Великан на поляне». Оформлять памятку «Берегите растения»,формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Разнообразие животных

 Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,  актуализировать сведения о  животном мире, полученные в 1-2 классах, классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками, приводить примеры животных разных групп, с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определённой группе, работать с электронным приложением к учебнику, работать с терминологическим словарём формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» 

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,  характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания, характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группе, собирать материал в дополнительной литературе, подбирать иллюстративный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы

1

Человек и природа.

Размножение и развитие животных 

Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,  характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Обсуждать материалы книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» о размножении животных, работать с терминологическим словарём, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Охрана животных

 Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,  актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, обсуждать меры по охране животных, формулировать правила поведения в природе, готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее. Создать книжку-малышку «Берегите животных»,формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

В царстве грибов 

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать строение шляпочных грибов, различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, моделировать различие грибов-двойников, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Великий круговорот жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать организмы-производители , организмы-потребители и организмы-разрушители, моделировать круговорот веществ в природе, рассказывать о круговороте веществ на Земле

1

Проверочная работа

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Мы и наше здоровье (11 ч.)

Человек и природа

Организм человека

 Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания  по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе, характеризовать системы органов человека, обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены, анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника, практическая работа в поре: измерение роста и массы тела человека, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа

Органы чувств 

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану, распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств,, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Надёжная защита организма. Пр.р «Знакомство с внешним строением кожи»

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, практическая работа: изучить свойства кожи, характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи, работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Опора тела и движение

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физкультминутки, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа

Наше питание. Пр.р «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания, обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров», работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Проект «Школа кулинаров»

1

Человек и природа.

Дыхание и кровообращение. Пр.р «Подсчёт ударов пульса» 

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе, характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме, моделировать строение дыхательной системы, характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме, моделировать строение кровеносной системы, обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, практическая работа в паре: измерять пульс у членов своей семьи, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа

Защита проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» 

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядный материал, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

Человек и природа.

Умей предупреждать болезни

Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать факторы закаливания, формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию, составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, регулярно проводить закаливание своего организма, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Здоровый образ жизни 

Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность/неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

1

Наша безопасность

(8 ч.)

Правила безопасности.

Огонь, вода и газ 

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, ктуализировать знания об опасностях в быту, полученные в1-2 классах, характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа, моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр, называть наизусть телефоны экстренного вызова родителей, соседей, анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги ,работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Чтобы путь был счастливым

 Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах, работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения, обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными, выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте, моделировать свои действия в ходе ролевой игры, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Дорожные знаки

 Дорожные знаки

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах. Анализировать разные  типы знаков, обсуждать . как они помогают пешеходам, выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков, моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Проект «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС, интервьюировать ветеранов ВОВ. Военнослужащих. Сотрудников полиции. Пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов, презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

1

Правила безопасности.

Опасные места 

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его, работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Природа и наша безопасность 

Правила безопасного поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать опасности природного характера, находит в атласе-определителе  «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах, обсуждать рассказ «Опасные двойники». Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Правила безопасности.

Экологическая безопасность.

 Пр.р «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, моделировать  пути поступления загрязнённых веществ в организм, обсуждать проблему экологической безопасности и мере по охране окружающей среды, практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Проверочная работа

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы теста  и оценивать достижения на уроке

1

Чему учит экономика

 (12 ч.)

Человек и общество.

Для чего нужна экономика 

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, раскрывать понятия экономика, потребности, товары, услуги.

Различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг, характеризовать роль труда в создании товаров и услуг, работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Природные богатства и труд людей – основа экономики 

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль науки в экономическом развитии, работать со взрослыми: выяснять роль профессии родителей в экономике, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Полезные ископаемые. Пр.р «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о полезных ископаемых, полученных в 1-2 классах, определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба», характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых, работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах, практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану, обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, определять с помощью атласа-определителя культурные растения, характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности, исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и природа.

Растениеводство Пр.р «Знакомство с культурными растениями» 

Дикорастущие и культурные растения.

Культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

Человек и природа.

Животноводство

 Домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах, классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животных, выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности, исследовать. Какие продукты животноводства использует семья в течение дня, работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Какая бывает промышленность. 

Какая бывает промышленность.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности, характеризовать труд  работников отраслей промышленности, работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности , какие крупные предприятия есть в регионе, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Проект «Экономика родного края»

В ходе проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села), оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты. Альбома, коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края», презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

1

Человек и общество.

Что такое деньги. Пр.р «Знакомство с современными российскими монетами» 

Товары и услуги. Роль денег в экономике.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и купли-продажи, раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран, практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Государственный бюджет

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы, определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства, моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Семейный бюджет 

Государственный и семейный бюджет.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы, выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья, моделировать семейный бюджет, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Экономика и экология 

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах, характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов, моделировать экологические прогнозы, работать со взрослыми: выяснять. Какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Проверочная работа

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы теста и оценивать достижения на уроке

1

Путешествие по городам и странам (12 ч.)

Человек и общество.

Золотое кольцо России

Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, узнавать достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям, составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу, моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры, с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Города Золотого кольца России

1

Человек и общество.

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея(фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки, оформлять экспозицию музея, готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

1

Человек и общество.

Наши ближайшие соседи

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией, работать с терминологическим словариком, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

На севере Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы, соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей, составлять вопросы к викторине по странам севера Европы, работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

Что такое Бенилюкс Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса, описывать достопримечательности стран Бенилюкса, используя  дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам, работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

1

Человек и общество.

В центре Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, , моделировать достопримечательности из пластилина, работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

По Франции и Великобритании 

Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,  работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, узнавать и описывать достопримечательности Франции по фотографиям, у, составлять вопросы для викторины о Франции, работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

На юге Европы

 Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы,  работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Человек и общество.

По знаменитым местам мира

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, обсуждать цели международного туризма, работать с картой, описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности, находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

1

Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность/неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

1

Человек и общество.

Защита проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядный материал, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-экскурсия, урок-путешествие, урок проект и др.).

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  Основными формами текущего контроля  являются: устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, практические работы

3 Тематический план курса «Окружающий мир»

На изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 268 ч. В 1 классе — 64ч (2 ч в неделю, 32 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки окружающего мира  отводится по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Учебник: А. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. 1-2ч. – М.: Просвещение

3 класс

Окружающий мир  (68 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир?

6

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

11

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

12

Итого

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

3 класс

№ урока в году

№ урока в теме

Изучаемый раздел, тема урока.

Кол-во часов

Дата по плану

Примечание

I четверть (16 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

1

1                

Человек и природа

Природа

1

4.09

2

2

Человек и природа

Человек. Проект «Богатства, отданные людям»

1

6.09

3

3

Человек и общество

Общество

1

11.09

4

4

Человек и природа

Что такое экология

1

13.09

5

5

Человек и природа

Природа в опасности!

1

18.09

6

6

Проверочная работа

1

20.09

Эта удивительная природа (19 ч)

7

1

Человек и природа

Тела, вещества, частицы 

1

25.09

8

2

Человек и природа

Разнообразие веществ 

1

27.09

9

3

Человек и природа

Воздух и его охрана

1

2.10

10

4

Человек и природа

Вода. Пр.р «Свойства воды» 

1

4.10

11

5

Человек и природа

Превращение и круговорот воды в природе

1

9.10

12

6

Человек и природа

Берегите воду!

1

11.10

13

7

Человек и природа

Как разрушаются камни

1

16.10

14

8

Человек и природа

Что такое почва. Пр.р «Состав почвы» 

1

18.10

15

9

Человек и природа

Разнообразие растений

1

23.10

16

10

Человек и природа

Солнце, растения и мы с вами 

1

25.10

II четверть (14ч)

17

11

Человек и природа

Размножение и развитие растений.

Пр.р «Плоды путешествуют»

1

13.11

18

12

Человек и природа

Охрана растений

1

15.11

19

13

Человек и природа

Разнообразие животных

1

20.11

20

14

Человек и природа

Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» 

1

22.11

21

15

Человек и природа

Размножение и развитие животных 

1

27.11

22

16

Человек и природа

Охрана животных

1

29.11

23

17

Человек и природа

В царстве грибов 

1

4.12

24

18

Человек и природа

Великий круговорот жизни

1

6.12

25

19

Проверочная работа

1

11.12

Мы и наше здоровье (11 ч)

26

1

Человек и природа.

Организм человека

1

13.12

27

2

Человек и природа.

Органы чувств 

1

18.12

28

3

Человек и природа.

Надёжная защита организма. Пр.р «Знакомство с внешним строением кожи»

1

20.12

29

4

Человек и природа.

Опора тела и движение

1

25.12

30

5

Человек и природа.

Наше питание. Пр.р «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах»

1

27.12

III четверть (20ч)

31

6

Человек и природаи.

Проект «Школа кулинаров»

1

15.01

32

7

Человек и природа.

Дыхание и кровообращение. Пр.р «Подсчёт ударов пульса» 

1

17.01

33

8

Человек и природа.

Защита проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» 

1

22.01

34

9

Правила безопасности.

Умей предупреждать болезни

1

24.01

35

10

Правила безопасности.

Здоровый образ жизни 

1

29.01

36

11

Проверочная работа

1

31.01

Наша безопасность (8 ч)

37

1

Правила безопасности.

Огонь, вода и газ

1

5.02

38

2

Правила безопасности.

Чтобы путь был счастливым

1

7.02

39

3

Правила безопасности.

Дорожные знаки

1

12.02

40

4

Правила безопасности.

Проект «Кто нас защищает»

1

14.02

41

5

Правила безопасности.

Опасные места 

1

19.02

42

6

Правила безопасности.

Природа и наша безопасность 

1

21.02

43

7

Правила безопасности.

Экологическая безопасность.

 Пр.р «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

1

26.02

44

8

Проверочная работа

1

28.02

Чему учит экономика (12 ч)

45

1

Человек и общество.

Для чего нужна экономика.

1

4.03

46

2

Человек и общество.

Природные богатства и труд людей – основа экономики 

1

6.03

47

3

Человек и природа.

Полезные ископаемые. Пр.р «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» 

1

11.03

48

4

Человек и природа.

Растениеводство Пр.р «Знакомство с культурными растениями» 

1

13.03

49

5

Человек и природа.

Животноводство

1

18.03

50

6

Человек и общество.

Какая бывает промышленность. 

1

20.03

IV четверть (17 ч)

51

7

Человек и общество.

Проект «Экономика родного края»

1

1.04

52

8

Человек и общество.

Что такое деньги. Пр.р «Знакомство с современными российскими монетами» 

1

3.04

53

9

Человек и общество.

Государственный бюджет

1

8.04

54

10

Человек и общество.

Семейный бюджет 

1

10.04

55

11

Человек и общество.

Экономика и экология 

1

15.04

56

12

Проверочная работа

1

17.04

Путешествия по городам и странам (12 ч)

57

1

Человек и общество.

Золотое кольцо России

1

22.04

58

2

Человек и общество.

Города Золотого кольца России

1

24.04

59

3

Человек и общество.

Проект «Музей путешествий»

1

29.04

60

4

Человек и общество.

Наши ближайшие соседи

1

6.05

61

5

Человек и общество.

На севере Европы

1

8.05

62

6

Человек и общество.

Что такое Бенилюкс

1

13.05

63

7

Человек и общество.

В центре Европы

1

15.05

64

8

Человек и общество.

По Франции и Великобритании 

1

20.05

65

9

Человек и общество.

На юге Европы

1

22.05

66

10

Человек и общество.

По знаменитым местам мира

1

27.05

29.05

67-68

11-12

8.03 – праздничный день

Приложение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1 – 4 классы)

Устные ответы

Отметка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает

учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует

требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Отметка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание

учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей

части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем

контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тексту, так и отдельно по разделам.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически

последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В - в 2 балла, уровня С -в 3 балла.

80-100% – от максимального количества баллов - отметка «5»

60-80% – отметка «4»

40-60% – отметка «3»

0-40% – отметка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...