Главные вкладки

    Конспект открытого урока на тему "Когда придет суббота?"
    учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

    Прокаева Светлана Сергеевна

    В данной работе представлен конспект урока на тему "Когда придет суббота?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx32.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели деятельности учителя: развивать представления о времени (прошлое, настоящее, будущее); определять последовательности дней недели и смены времен года.

    Тип урока: решение частных задач.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

    Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.

    Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.

    Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

    Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

    Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на

    участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

    Образовательные ресурсы: карточки с названием дней недели, диск «Мир природы», электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.

    Сценарий урока

    I. Организационный момент. Психологический настрой.

    Прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Встаньте правильно.

    Тихо садитесь.

    II. Самоопределение к деятельности (слайд 2)

    - Древняя мудрость гласит:

    Послушай и ты узнаешь, посмотри и ты увидишь, сделай и ты научишься.

    - Как вы понимаете эти слова?

    - Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

    - Хорошо, тогда приступаем к работе.

    III. Постановка учебной задачи (слайд 3)

    • Отгадайте загадку.

    Оно всегда бежит вперед

    И никогда не устает. (Время.)

    • Знакомо ли вам слово «время»?
    • А когда вы его слышали?
    • Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
    • Что нам предстоит узнать?
    • Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Время». И для начала нам предстоит выяснить: (слайд 4)

    1. Что такое время?

    2. Как движется время?

    3. Научиться различать прошлое настоящее и будущее.

    4. Узнать, из каких дней состоит неделя.

    5. Когда придет суббота?

    IV. Открытие детьми нового знания

    1. Что такое время?

    • Для начала давайте выясним, что обозначает слово «время». В толковом словаре С.И. Ожегова, так говорится о нем:

    1. Определенный момент, в который совершается что-то, смена часов, дней, лет.

    2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

    • А теперь представьте себе, что мы попали в сказку, где злой волшебник собирается остановить время. Посмотрите в окно, понаблюдайте за окружающими предметами и скажите, успел ли волшебник остановить время или нет.
    • Почему вы так думаете, объясните. (Время продолжает идти, так как вокруг нас все время что-то изменяется: птица пролетела, деревья шевелятся, человек прошел, в автобусе закрылись двери и т.д.)
    • Совершенно верно. В нашей сказке время не остановилось, и в действительности оно никогда и не может остановиться, потому что время — это постоянное изменение окружающего нас мира. Обозначим время в виде схемы.

    https://fhd.multiurok.ru/8/9/d/89d6a8212d12d31f66484ec09368a389099fdfd1/plan-uroka-koghda-pridiet-subbota_1.jpeg

    • Во времени никогда ничего не повторяется. Как это изобразил художник? (Фигурки в схеме не повторяются.)
    • Сможете продолжить схему времени.

    2. Прошедшее, настоящее и будущее.

    • А теперь нам предстоит выяснить, как же движется время? У вас в рабочих листах, помещена прямая, изображающая ход времени. (У учителя данный рисунок представлен на доске.)
    • Расположите на данной прямой прошлое, настоящее и будущее. Для того чтобы выполнить задание правильно, вам нужно быть очень внимательными. Прежде всего, давайте изобразим в центре прямой круг. (Дети рисуют в рабочих листах, а учитель — на доске.)
    • Что мы делаем сейчас, в настоящий момент? Ответьте хором. (Рисуем.)
    • Обозначим настоящее время буквой Н, вписав ее в кружочек. (Дети печатают в рабочих листах, учитель — на доске.)
    • Но нам еще нужно поместить в нашу схему прошлое и будущее. Что мы делали до того, как у нас начался урок окружающего мира?
    • Верно, но это время уже ушло от нас, растаяло, как облако. Оно осталось в прошлом. Обозначим прошлое буквой П и поместим ее в облачко, которое уже ушло от нас.
    • Что мы будем делать, когда у нас закончится второй урок? (Мы будем пить чай)
    • Как мы назовем время, в котором мы будем пить чай? (Будущее.)
    • Обозначим будущее время, то есть то время, которое наступит за настоящим, буквой Б и поместим ее в ракету, устремленную в будущее. (Дети выполняют данное указание.)

    Прошлое время –

    То, что было, прошло:

    Вчера мы писали,

    Солнце ушло.

    Настоящее время

    Приходит теперь:

    Мы пишем имя,

    Бегает зверь.

    Будущее время

    Еще не пришло:

    После уроков

    Пойдем мы в кино.

    3. Как движется время? (слайд 5)

    • А теперь давайте уточним, как же движется время. Прочитайте цепочки слов и выберите из них ту, которая, по вашему мнению, правильно отражает ход времени.

    Прошлое Будущее Настоящее

    Прошлое Настоящее Будущее

    Будущее Прошлое Настоящее

    • Время постоянно движется из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

    (слайд 6)

    • Посмотрите, что было в прошлом. Что можно встретить сейчас. А что будет в будущем

    4. Вчера, сегодня, завтра (слайд 7)

    • Внимательно прочитайте слова из двух столбиков.

    Сегодня прошедшее

    Завтра настоящее

    Вчера будущее

    • Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова. Свой ответ начните со слов: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что...», «Я считаю, что...»
    • А как назовем время, которое было до вчера? (Позавчера.)
    • А как назовем время, которое будут после завтра? (Послезавтра.)

    V. Физкультминутка

    Мы ногами топ-топ.

    Мы руками хлоп-хлоп.

    Мы глазами миг-миг.

    Мы плечами чик-чик.

    Раз - сюда, раз – туда.

    Повернись вокруг себя.

    Раз – присели, два – пристали.

    Ванькой - встанькой словно стали.

    Руки к телу все прижали.

    И подскоки делать стали.

    Раз – два, раз – два,

    Заниматься нам пора.

    VI. Продолжение работы над новым материалом

    5. Дни недели

    • А как еще по-другому назвать время вы узнаете, отгадав загадку:

    Братцев ровно этих семь,

    Вам они известны всем,

    Каждую неделю кругом

    Ходят братцы друг за другом,

    Попрощается последний,

    Появляется передний.

    • Что это?

    - Верно, оказывается, когда мы упоминаем то или иное событие, мы называем дни недели. Давайте назовем их хором.

    • А вы никогда не задумывались, почему дни недели так называются? (Диск «Мир природы»)
    • . Потом выходной день неделю стали называть воскресеньем. Он был посвящен Богу, потому что, по Библии, в этот день воскрес Иисус Христос. Это название сохранилось до наших дней.
    • Прочитаем названия дней недели. (прикрепить карточки на доску)

    Вот неделя. В ней семь дней,

    Поскорей знакомься с ней.

    Первый день по всем неделькам

    Носит имя понедельник.

    Вторник - это день второй,

    Он стоит перед средой.

    Серединочка - среда

    Третьим днем была всегда.

    А четверг - четвертый день –

    Шапку носит набекрень.

    Пятый - пятница-сестрица –

    Очень модная девица.

    А в субботу - день шестой –

    Отдыхаем всей гурьбой.

    И последний - воскресенье –

    Назначаем днем веселья.

    Завтра снова в школу нам –

    Будет интересно там!

    VII. Закрепление знаний и способов действий.

    1. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

    • А теперь мы поупражняемся в назывании дней недели. Поиграем в игру «Лови, бросай, дни недели называй». Я буду бросать мячик и называть дни недели. Тот, кому попадет мячик, должен будет назвать день недели, следующий по порядку. Например, я называю понедельник. Какой день недели должен назвать тот, кому попадает мяч?
    • Начинаем игру.

    2. Игра «Какой день недели спрятался?»

    • А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Какой день недели спрятался?».
    • У меня на доске карточки с фигурными числами. Каждое число обозначает день недели. Как вы думаете, какой день недели соответствует каждой из карточек? Почему вы так решили?
    • Я буду убирать карточки, а вы должны будете назвать, день недели, соответствующий убранной карточке.
    • Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
    • Назовите вчерашний день по отношению к «пропавшему».
    • Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
    • Назовите завтрашний день по отношению к «пропавшему»
    • Покажите понедельник.
    • Выберите карточку, которая соответствует сегодняшнему дню недели.

    3. Игра «А ну-ка., угадай»

    • А теперь поиграем в игру «А ну-ка, угадай».
    • Я - среда, какой день недели был вчера?
    • Я - понедельник. Какой день недели будет послезавтра?
    • Я - суббота. Какой день недели будет завтра?

    VIII. Включение нового знания в систему знаний.

    1. Работа по учебнику

    • Какой сегодня день недели?
    • Какой день недели был вчера?
    • Какой день недели будет завтра?
    • Итак, если сегодня вторник, то скажите Муравьишке, когда же придет суббота?
    • А воскресенье?
    • А есть ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?
    • Распределите дни недели по порядку.
    • Прочитаем еще раз названия дней недели с.9 учебника.

    2. Логическая задача (слайд 8)

    • Посмотрите на двух мальчиков. Кто из ребят скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно? Почему вы так думаете?

    3. Чтение стихотворения

    • Сегодня на уроке мы говорили о днях недели. Ой, ребята, какой день недели пропал? (учитель убирает карточку со словом понедельник)
    • Ребята, куда девался понедельник? Об этом вы узнаете из шуточного стихотворения Ю. Мориц «Куда девался понедельник?»

    - Где бездельник Понедельник?-

    Спрашивает Вторник.

    - Понедельник - не бездельник,

    Никакой он не бездельник,

    Он отличный дворник.

    Он для повара Среды

    Притащил бадью воды.

    Кочегару Четвергу

    Смастерил он кочергу.

    Но приходила Пятница

    Скромница, опрятница.

    Он оставил всю работу

    И поехал с ней в субботу

    К Воскресенью на обед.

    Передал тебе привет.

    IX. Подведение итогов урока

    - Время ничто не остановит. Вот скоро закончится и время нашего урока. Так из минуток складываются часы, из часов — дни, из дней — недели, из недель года, из годов — целая жизнь. Важно проводить время с пользой, развиваться, совершенствовать себя.

    - А иначе может произойти, как в сказке Е.Л. Шварца. (слайд 9) (Учитель читает отрывок из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».)

    Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

    - Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.

    А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

    И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

    - Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

    А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

    - Кто меня зовет?

    - Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.

    - А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.

    - А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

    Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

    - Ой!

    Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

    - Тетя Наташа, что с вами?

    - Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

    - Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик. – Я - Петя, ученик третьего класса.

    - Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.

    Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:

    Мама! - и выбежал прочь из школы. Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

    Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

    - Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.

    - Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.

    - Простите, нет, — ответила мама.

    Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

    Сказка заканчивается словами: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

    - Помните:

    Если день прошел не зря

    От восхода до заката,

    То ему благодаря

    Станешь мудрым ты когда-то

    Только тот, только тот

    Жизнь счастливо проживет,

    Кто весь день трудиться любит —

    А не кто наоборот.

    А ленивым, если честно,

    Жить совсем неинтересно.

    Э. Булгакова

    X. Подведение итогов урока

    Какая задача стояла перед нами на уроке?

    - Выполнили мы эту задачу?

    - Какое задание показалось самым интересным?

    - Над чем еще нужно поработать?

    XI. Рефлексивно-оценочный (Слайд 10)

    - Продолжите предложение:

    * Сегодня на уроке я узнал…

    * Теперь я могу…

    * Своей работой на уроке…

    - С каким предложением согласны?

    • Урок полезен, все понятно
    • Лишь кое-что чуть-чуть неясно
    • Еще придется потрудиться
    • Да, трудно все-таки учиться.

    XII. Рекомендации для занятия дома

    1. Запомнить по порядку названия дней недели.

    2. Рабочая тетрадь с. 6-8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

    Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

    Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

    В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

    Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

    В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...