Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Толченицына Наталья Андреевна

 

         Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе посвящена теме «Откуда в наш дом приходит электричество?» к УМК «Школа России» (учебник «Окружающий мир»», 1 класс под редакцией Плешакова  А.А.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_v_nash_dom_prihodit_el-vo.doc153.5 КБ
Файл otkuda_v_nash_dom.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

Выполнила:

Толченицына Наталья Андреевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №451 Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019

Аннотация

        Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе посвящена теме «Откуда в наш дом приходит электричество?» к УМК «Школа России» (учебник «Окружающий мир»», 1 класс под редакцией Плешакова  А.А.).

        Методическая разработка данного урока направлена на знакомство школьников со схемой выработки электричества и со способом его доставки потребителю, формирование у них представления о значении электричества и электроприборов в жизни современного человека и о необходимости соблюдения правил безопасного обращения с электроприборами.

Структура урока построена в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом возрастных особенностей учащихся 1 класса. Открытие новых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся. В приложении содержится дополнительный материал, который может быть использован при подготовке к урока по данной теме или включен в урок по усмотрению учителя.

Разработка урока может быть полезна учителям начальной школы, студентам педагогических колледжей и педагогических ВУЗов.

Пояснительная записка

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Откуда в наш дом приходит электричество?»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Сформировать представление о выработке электричества и его значении в жизни человека

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • сформировать представление о том, как вырабатывается и поступает в дом электричество;
  • показать роль электричества в быту, познакомиться с бытовыми электроприборами;
  • научить безопасному обращению с электроприборами.
  1. Развивающие:
  • развивать связную речь;
  • развивать умение осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать понимание значения электричества в жизни человека;
  • воспитывать осознание потенциальной опасности электричества в доме и необходимости соблюдения правил безопасности при использовании бытовых электроприборов.

Формируемые УУД:

1. Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции. 

2. Познавательные:

  • уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
  • уметь добывать новые знания из рассказа учителя и материалов учебника
  • уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  1. Коммуникативные:
  • учиться точно выражать свои мысли, делать выводы.

Основные понятия урока: Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

Материально-техническое обеспечение урока:

- учебник «Окружающий мир»», 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1, Плешаков А.А. , - М.: Просвещение, 2016.

- рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс. В 2ч. Ч.1, Плешаков А.А., - М. Просвещение, 2016.

- мультимедийный проектор;

- презентация;

- воздушный шарик, шерстяная ткань, мелко нарезанная бумага.

 

Конспект урока

  1. Организационный момент

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2. Повторение пройденного материала

- Вспомним, что вы узнали о воде на прошлом уроке? (Возможные ответы учащихся: Вода нужна и важна для человека. Только несколько дней человек может прожить без воды. Вода утоляет жажду, убивает микробов.)

- Откуда в наши дома приходит вода? (Возможные ответы учащихся: Вода приходит в дома по водопроводу.)

- Можно ли пить речную воду? Почему? (Возможные ответы учащихся: Пить речную воду нельзя, потому что она загрязненная. Люди специально изобрели очистные сооружения для того, чтобы в дома поступала чистая вода.)

3. Актуализация знаний и умений. Определение темы урока
- Что делает человек, если он входит в тёмную комнату? (Возможные ответы учащихся: Человек включает свет.)

- Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем и загорится электрическая лампочка. Почему же горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:

(презентация, слайд 2) Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Возможные ответы учащихся: Об электричестве, откуда оно берется.)

- Откройте учебники. Прочитайте тему урока на стр. 62. (Откуда в наш дом приходит электричество?) На этот вопрос вам сегодня предстоит ответить.

–Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Учащийся читает.) Сегодня на уроке вам предстоит проследить путь электричества в наш дом. Вы научитесь правильно обращаться с электричеством и электроприборами. 

4. Усвоение новых знаний

- Ребята, согласитесь, без электричества невозможно представить нашу жизнь. Без него не могли бы работать заводы, фабрики, школы, детские сады, больницы, железнодорожный транспорт. Не могут работать и электроприборы. Какие электроприборы заставляет работать электричество? Помогите Муравьишке Вопросику отгадать загадки про них.

(презентация, слайд 3) Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)

(презентация, слайд 4) Полюбуйся, посмотри – 
Полюс северный внутри! 
Там сверкает снег и лед, 
Там сама зима живет. (Холодильник)

(презентация, слайд 5) То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. 
(Утюг)

(презентация, слайд 6) Чудо-ящик — 
В нём окно. 
В том окошечке кино.

(Телевизор)

- А как вы думаете всегда ли у людей было электричество? (Нет.) А как же люди жили без электричества раньше? Хотите узнать историю о том, как появилась электрическая лампочка? (презентация, слайд 7)

- В давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра. Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел. В домах использовали палочки поменьше. Полено расщепляли на тоненькие щепки лучины. Света от лучины было мало. Лучина быстро сгорала. Словом, было неудобно! (презентация, слайд 8)

- Поэтому люди изобрели свечу.  Но свечи опасны. И они быстро сгорают. Потом появились масляные лампы. Люди заметили, что если кусочек верёвочки поджечь, он будет хорошо гореть . Наливали в маленькую мисочку масло, опускали в него фитиль из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Позже появилась керосиновая лампа. В них вместо масла наливали жидкость керосин, которая хорошо горела. Сверху на такую лампу надевали стекло. (презентация, слайд 9)

-Керосиновую лампу заменило электричество и электрическая лампа.

5. Физкультминутка

Вот лягушка поскакала. Здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.) Походили, порезвились, и на травку опустились! (Дети садятся за парты.)

6. Углубление нового знания

- Откуда же электричество попадает в лампочку, заставляет работать электроприборы? Кто из вас, снимая одежду, слышал пощёлкивание? Это электрический ток. Сейчас мы проведём опыт. Я возьму воздушный шарик, потру его о кусочек шерстяной ткани. Теперь подношу его к листочкам бумаги. Что произошло? (Возможные ответы детей: Листики бумаги приклеились, прилипли.) Это происходит благодаря электрическому току. (презентация, слайд 10)

- Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны.  Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы, и, конечно, много трудятся. (презентация, слайд 11)

- Люди построили большие мощные электростанции, которые вырабатывают электричество. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, солнца и ветра. (презентация, слайд 12) Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

- Ребята, а что произойдёт, если электричество перестанет поступать по проводам? (Возможные ответы учащихся: В домах не будет света, перестанут работать электроприборы, не смогут работать заводы, школы, больницы, городской транспорт.)

- Поэтому, ребята, электроэнергию нужно беречь. А как это можно сделать? (Возможные ответы учащихся: Выключать свет, когда он не нужен, отключать электроприборы, когда уходите из дома, пользоваться энергосберегающими лампочками.) 

7.Физкультминутка

- Ребята, давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете электрические приборы? Я буду называть различные вещи, нужные в быту. Если я назову электроприбор – хлопайте в ладоши. Если я назову не электроприбор – приседайте.

 - Газовая плита (приседают), электрочайник (хлопают), свечка (приседают), телевизор (хлопают), веник (приседают), пылесос (хлопают), кастрюля (приседают), микроволновая печь (хлопают), холодильник (хлопают), ложка (приседают).

8. Закрепление новых знаний                                                              
- Ребята, а как же работает маленький карманный фонарик или ваши поющие игрушки, если они не подключены к розетке?( Возможные ответы учащихся: Они работают от батареек.) (презентация, слайд 13)

- Правильно, они работают благодаря батарейкам. Запас электричества хранится  в батареях. Батареи бывают разные по форме и размеру. Давайте вспомним, какие предметы могут работать от батарейки? (Возможные ответы учащихся: От батареек работают пульт от телевизора, часы, фонарик, игрушки, компьютерная беспроводная мышь, фотокамера.)

- Откройте рабочие тетради на стр. 41, номер 2. Рассмотрите рисунки. Назовите приборы, которые работают от розетки. Соедините их линиями с розеткой. (Учащиеся выполняют задание.)

- А какие приборы работают от батареек. Соедините их линиями с батарейками. (Учащиеся выполняют задание.)

- Чем удобны электроприборы, работающие на батарейках? (Возможные ответы учащихся: Их можно носить с собой.)

- Сыграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами на партах конверты, в которых по четыре картинки. Нужно внимательно рассмотреть предметы на картинках, посовещаться с соседом по парте и решить, какой предмет лишний и почему. У каждого ряда свое задание. Приступайте. (Учащиеся выполняют задание в течение 2-3 минут.)

- Давайте проверим, нашли ли вы лишние предметы. Отвечают по одному представителю от каждого ряда. (презентация, слайд 14) Проверка задания для 1 ряда: Лишняя керосиновая лампа, т.к. все предметы связаны с электричеством, а она нет. (презентация, слайд 15) Проверка задания для 2 ряда: Лишняя сковорода, т.к. все предметы – электроприборы, а она нет. (презентация, слайд 16) Проверка задания для 3 ряда: Лишняя микроволновая печь, т.к. все предметы работают на батарейках, а она нет.

- Чтобы электричество и электроприборы были нам друзьями и помощниками, надо знать несколько простых правил безопасности. На экране будут появляться рисунки-памятки. Попробуйте к каждому рисунку составить правило. 

(презентация, слайд 17) – Заслушиваются ответы учащихся. Верный ответ: Не прикасайся к оголённым проводам.

(презентация, слайд 18). – Заслушиваются ответы учащихся. Верный ответ: Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками.
- Давайте прочитаем на стр. 62, какие правила приготовила для нас Мудрая Черепаха. (Учащиеся читают правила.)

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Вернемся к учебной задаче урока. Мы проследили путь электричества в наш дом. Опишите его. (Возможные ответы учащихся: Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам.)

- Почему надо беречь электроэнергию? Как этого можно добиться? (Возможные ответы учащихся: Без электричества в домах не будет света, перестанут работать электроприборы, не смогут работать заводы, школы, больницы. Для того, чтобы ее сберечь нужно выключать свет, когда он не нужен, отключать электроприборы, когда уходите из дома, пользоваться энергосберегающими лампочками.)

- Рекомендации для занятий дома: Назвать электроприборы, которые есть дома, обсудить со взрослыми правила обращения с ними.)

- Оцените своё настроение на уроке. Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, узнали много нового, вам было интересно, «зажгите» - лампочку, лежащую на парте (приложение 1, рисунок 1), т.е. оживите её. Нарисуйте ей веселые и радостные глазки, ротик. Если вы считаете, что на уроке работали плохо, многое для вас осталось непонятным – нарисуйте грустное выражение лица.

- Урок окончен. Спасибо вам за работу!


Заключение

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природосообразного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Представленная методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе посвящена теме «Откуда в наш дом приходит электричество?» к учебнику «Окружающий мир, 1 класс» под редакцией Плешакова  А.А., входящему в УМК «Школа России». В приложении к методической разработке представлен дополнительный материал, который по усмотрению учителя также может быть использован при изучении темы .

В ходе изучения данной темы учащиеся научаться отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии, а также узнают и запомнят правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. К метапредметным результатам предложенного урока можно отнести: формирование умения оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); формирование умения предлагать собственные способы решения, а также осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

        Цели и задачи урока, проведенного по данной методической разработке, были достигнуты.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с.
  2. Нефедова Е.А., Узорова О. В. Большая книга загадок. – М.: АСТ, 2005. – 814 с.
  3. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков и др. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
  4. Окружающий мир. Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учреждений. / Ю. И. Глаголева, Л. С. Ильюшин, Т. Г. Галактионова, Н. И. Роговцева. – СПб.: Просвещение, 2012. – 148 с.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.
  6. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В  2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
  7. Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Окружающий мир: 1 класс» / - М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 334 с.

Приложение 1

Картинки по запросу электрическая лампочка рисунок

Рисунок 1. Лампочка для рефлексии

Приложение 2

Дополнительный материал

Загадки по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

1. Ночь. Но если захочу –

Щелкну раз – И день включу.

(Выключатель)

2. По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электричество)

3. Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

4. Мигнет, моргнет,

В пузырек нырнет,

В пузырек под потолок –

Ночью в комнате денек!

(Электрическая лампочка)

5. Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек –

Загорелся огонек.

(Электрическая лампочка)

6. Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает.

(Электросчетчик)

7. Слоненок механический
Гудит от электричества,
Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом.
Что под хобот попадет,
Все летит в его живот.

(Пылесос)

8. Может зверь, а может робот. 
Хвост имеет он и хобот. 
Он визжит-жужжит мотором, 
А питается он сором.

(Пылесос)

9. Удивительный Обжора
Проглотил он кучу сора.
Сам наелся до отвала
И квартира чище стала.

(Пылесос)

10. Нам технический прогресс
Подарил сундук чудес –
Там продуктов всяких тьма,
Охраняет их зима.

(Холодильник)

11. Белый дом забит добром, 
В нём продуктов разных воз.
Нет окошек в доме том, 
А хозяин в нём - мороз.

(Холодильник)

12. Стоит на кухне белый дом.
Ох, и холодно же в нём.
В каждой комнате  -   продукты,
Яйца, овощи и фрукты.

(Холодильник)    

13. В Полотняной стране, по реке Простыне 
Плывет пароход то назад, то вперед, 
А за ним такая гладь - 
Ни морщинки не видать.

(Утюг)

14. Всю одежду лично
Выгладит отлично -
Дело не в количестве,
Дело в электричестве.

(Утюг)

15. Треугольный и горячий
Все морщинки быстро спрячет,
Бегает туда-сюда,
Булькает внутри вода.

(Утюг)

16. Подойду к коробке,
Нажму на кнопку.
Коробка проснется,
Такое начнется:
Мультфильмы покажет,
Про погоду расскажет.
Все интересно!
Как там им не тесно?

(Телевизор)

17. Есть в доме большой и волшебный экран.
В нём можно увидеть зверей дальних стран,
Мультфильмы и новости. Даже
Как что-то готовить, расскажет!
Мой папа футбол часто смотрит на нём.
Но чёрным бывает экран этот днём.
Покуда вокруг никого –
Пока не включили его!

(Телевизор)

18. В этом ящике волшебном
Кнопки есть и есть экран.
В нём мелькают очень часто
Президенты разных стран.

(Телевизор)

Сказки и рассказы по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

1. Сказка «Средь дремучих лесов»

Средь зеленых лугов вилась - не торопилась речка Ленивка. Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет - Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь!

Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми...

Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов. Нот однажды подошли к речке жители соседнего села:

- Ленивка, а Ленивка! Не стыдно тебе лентяйничать?! Принялась бы ты, голубушка, за дело. Силища-то в тебе огромная таится!

- Это еще за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки

качать, тогда, пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, - отвечала речка.

        - Да уж известное дело! На это ты мастерица! Нет, голубушка, другую службу нам сослужи - света у нас электрического в деревне не хватает. Вот и добудь его.

- Что вы, добрые люди! Работать - это не по мне, - зашумела речка. Уговаривали ее, уговаривали - все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.

На другой день снова к речке на поклон пошли.

- Передумали мы, Ленивка. Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной - всего-то и дел.

Ленивка упрямится: не желаю в тесноте жить - и все тут. Согласилась  лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет разлиться во всю ширь. Так и перегородили ее строители стеной-плотиной.

Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила своими волнами с пути ее смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену - надоело. И потекла она тогда в обход плотины, где для нее нарочно оставили лазейку.

Но людям этого мало. Снова зовут:

- Ленивка, а Ленивка!

- Что еще надо? Я слово сдержала, потеснилась - и хватит. Просите, не просите - работать все равно не буду.

- Да кто же тебя, глупая, работать заставляет? Мы развеселить тебя хотим, позабавить: хотим игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают, да колесики с  деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам шлеп-шлеп - колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?

  • Ох, хороша! - отвечает речка. - Вот бы и мне такую!
  • Подыщем, но ведь ты же не ручей - река. Для тебя мы игрушку побольше, покрепче смастерим.
  • Скорей давайте мне вашу игрушку!

В тот же день пришли на речку строители и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело, инструменты собрали и на* прощание сказали:

-        Вот тебе игрушка, забавляйся!

А Ленивка того и ждала - как набросится! на игрушку. Про камышинки и думать забыла.

Играла, играла - смотрит: опять люди на берегу. Не стала Ленивка дожидаться, что они скажут. Первой заговорила:

  • За игрушку спасибо, по душе мне пришлась. А работать, просите, не просите, все равно не стану.
  • Вот заладила! Да у нас к тебе совсем другой разговор. Видишь, построили мы домик. Хотим в нем машину поставить тоже с колесиком. Но вот беда - вертеть-то его будет некому. Может, ты поможешь? Тебе так и так колесо-игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.

        -Только и всего? - обрадовалась речка. - Это мне не жалко.

        Люди скорей поставили в домике машину. Да какую! Которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока - провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, бьет что есть силы по лопаткам водяного колеса. По одной  шлеп, по другой - шлеп, по третьей, по четвертой. Колесо вертится, заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет - лампочки зажжет, на ферму заглянет - электродоилкой коров подоит, электромашинкой овец пострижет, электронасосом вводу из глубокого колодца накачает.         

        - А Ленивка?
А Ленивка (хотя какая же она теперь Ленивка, если, сама того не

зная, вовсю трудится!) каждый вечер, едва зажгутся повсюду электрические огни, тяжело вздыхает, выплескивает на берег волну и сама себя утешает

Вот и ладно, вот и хорошо. Видать, соседи и без меня обошлись, видать, другого помощника подыскали. - И еще усерднее принимается вертеть свою любимую игрушку.

Работает, старается. На том сказка про маленькую речку и кончается.

2. История про большие реки.

На свете не счесть больших, могучих рек с громадными электростанциями: Волга, Днепр, Дон, Ангара, Лена, Кама, Обь, Иртыш, Енисей…

Вот уж где плотины, так плотины! Протянулись от берега до берега на несколько километров. По верху плотины – прямая, как стрела, шоссейная дорога. Внутри этой многоэтажной громадины просторные залы с машинами, вырабатывающими электрический ток. Под ними кружатся «речкины игрушки» - большущие водяные колеса с лопатками-лопастями или ковшиками.

А по соседству – удивительная водная дорога для кораблей. Им ведь через плотину не перепрыгнуть. Протянулась корабельная дорога рядом с плотиной, и по ней, как по водяной лестнице, из шлюза в шлюз поднимаются корабли. День и ночь идут разные суда – с нефтью и досками, с тракторами и зерном, с картофелем и арбузами.

Большие реки и их большие электростанции освещают города – далекие и близкие. Ток, который они дают, мчит по рельсам электропоезда, добывает в шахтах уголь, в рудниках – железную руду, на нефтепромыслах – нефть. Он заставляет работать на заводах и фабриках много-много различных станков.

3. Что горит в лампочке?

Посмотрим, как устроена лампочка. Вот пузатый стеклянный баллончик, вот на удлиненной его части металлический цоколь с нарезкой, чтобы лампочку можно было ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. Она то, металлическая спиралька, и горит в лампочке.

Когда электрические лампочки только появились, их огонек сравнивали с огоньком свечки. Одна светила, как 15 свечей, другая ярче как 30. А вообще-то электрическая лампочка никакого отношения к свечам не имеет. Свеча горит, потому что горит. А лампочка не горит, а светит. И за это надо сказать спасибо электрическому току.

Мчится ток по проводам, но они не светятся. Потому что провода – медные или алюминиевые – хорошо пропускают электрический ток. Но вот добежал ток до спиральки-волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, поэтому-то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит лампочка.

4.  Почему, если лампочка лопнет, она еще и хлопнет?

Если бы в лампочке горел огонь, то внутри нее должен был быть воздух. Огню воздух необходим, иначе погаснет. Но в том-то и дело, что никакого огня в лампочке нет. Это только так говорится — лампочка горит, а на самом деле она вовсе не горит, только светится. Если бы лампа и вправду была накачана воздухом, вот тогда бы ее спиралька непременно вспыхнула и тут же сгорела. Дело в том, что у металлов есть пренеприятное свойство — на воздухе разрушаться. А когда металл нагревают, раскаляют, он разрушается еще быстрее. Если раскалить докрасна стальную балку, с ней ничего не случится. А если это тонюсенькая, с волосок, металлическая спиралька лампочки? Да она через секунду рассыплется.

Потому-то воздух в колбу не накачивают, а, наоборот, выкачивают из нее. Там внутри пустота — безвоздушное пространство, и раскаленная током спиралька не разрушается, не «горит». Но если лампочку случайно уронили — стекло, конечно, разобьется, воздух с треском ворвется в пустоту стеклянного пузырька, и спиралька-волосок мигом разрушится, «сгорит».

Вот поэтому, если лампочку невзначай уронить, она не только лопнет, но еще и хлопнет.

Интересные факты по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

  • Первый электрический двигатель был создан в 1835 г. Энергию он получал от батареи, поскольку сетевого электричества в то время еще не было.
  • Англичанин Джозеф Свои изготовил долговечную электрическую лампу в 1878 г. На следующий год подобную лампу сконструировал Томас Эдисон. В лампе Эдисона электрический ток проходил через обугленный кусочек бамбука, заставляя его светиться.
  • До появления холодильников свежую пищу хранили в погребах либо в ящиках, выложенных льдом. Тающий лед заменяли новым. Холодильные установки были разработаны в конце XIX века. Однако лишь в 50-х гг. XX в. домашние холодильники завоевали популярность.
  • Пылесос в 1901 г. запатентовал англичанин Хьюберт Бут. Первую машину Бута приходилось арендовать вместе с людьми, управляющими ею.
  • Микроволновые печи появились в 50-х гг. XX в. Их использовали компании, владевшие предприятиями общественного питания. Микроволновые печи готовят большинство блюд во много раз быстрее электрических или газовых печей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по Окружающему миру 1 класс Школа России "Откуда в наш дом приходит электричество?" Выполнила: Толченицына Наталья Андреевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2019

Слайд 2

Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно . Электричество

Слайд 3

Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу .

Слайд 4

Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет .

Слайд 5

То назад, то вперед Ходит-бродит пароход. Не остановишь – горе, Продырявит море.

Слайд 6

Чудо-ящик — В нём окно. В том окошечке кино .

Слайд 7

лучина Из истории…

Слайд 8

свеча Керосиновая лампа

Слайд 9

Электричество

Слайд 10

Электроны

Слайд 11

Электростанции Солнечная Ветряная Гидроэлектростанция

Слайд 12

Откуда в наш дом приходит электричество?

Слайд 13

Источники электрического тока

Слайд 14

1 ряд

Слайд 15

2 ряд

Слайд 16

3 ряд

Слайд 17

Не прикасайся к оголенным проводам!

Слайд 18

Не берись за электроприборы мокрыми руками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Урок окружающего мира 1 класс по теме :"Откуда в наш дом приходит электричество?"

Открытый урок с использованием  современных технологий...

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»

Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....