Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни" по предмету "Окружающий мир" в 3 классе.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

"Здоровый образ жизни". Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. ("Школа России").

Актуализация и расширение знаний школьников о здоровом образе жизни.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.

(УМК «Школа России»)

Тема: « Здоровый образ жизни».

Цель: актуализация и расширение знаний школьников о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

2.Сформировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

3.Способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Компьютер, презентация, карточки – иллюстрации по теме «Питание», учебник, рабочая тетрадь, бумага для рисования в парах, «светофор».

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Наступило утро,

А за ним и день.

Верю, что удача

Постучится в дверь.

Если улыбнёмся,

В нашем дружном классе

Станет всем теплей!

-Здравствуйте, ребята.

-Улыбнитесь мне и друг другу.

- Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!

-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какой большой раздел мы заканчиваем изучать?

(Мы и наше здоровье).

-Давайте повторим пройденный материал и выполним несколько заданий.

1задание:

«Назови органы по изображению».

Лёгкие, желудок, печень.

2 задание:

Продолжите высказывания

– Пищевод, желудок, кишечник – составляют… (пищеварительную систему).

– Носовая полость, трахея, бронхи образуют…(дыхательную систему)

– Сердце и кровеносные сосуды – это… (кровеносная система).

3 задание:

- Какая из девочек правильно сидит за партой? (первая)

-При рождении каждому человеку даётся в подарок здоровье, и мы должны сохранять его в течение всей жизни.

-Ребята, а кто из вас хочет быть здоровым? Поднимите руки.

3.Мотивация учебной деятельности

Жил на свете мальчик Ох,

Сам собою был неплох.

Только рос он слабым, хилым

В городской своей квартире.

Умываться - никогда!

Если намочусь - беда!

Он ругает все на свете.

Пожалейте его, дети!

Он все кашляет, чихает,

Как здоровым стать, не знает.

- Почему мальчик Ох слабый, хилый?

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?(Он незакалённый, не соблюдает правила Здоровья)

-Давайте расскажем , как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней, а заодно составим виртуальный журнал по названием «Здоровый образ жизни».

-Как вы думаете, что будет на страницах этого журнала?

- Странички журнала познакомят с правилами сохранения и укрепления здоровья, которые пригодятся нам в повседневной жизни.

- Мы узнаем, что значит вести здоровый образ жизни.

4. Работа по теме урока.

Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем  «здрав», «здоров». - Какие слова мы говорим друг другу при встрече?

(Здравствуйте. Как ваше здоровье?, Доброго здоровья., Будьте здоровы!)

- А вы задумывались когда- нибудь, почему мы говорим  именно эти слова?

(Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека.)

- Ребята, а что такое здоровье?

  (Ответы детей.)

- Давайте сейчас найдём толкование слова – здоровье. ( Один ученик ищет в словаре)

 (Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма. его полное физическое и психическое благополучие.)

- Ребята, а зачем человеку здоровье?

(ответы детей)

Узнаем, каковы же Правила здорового образа жизни.

Первый лист нашего журнала – «Соблюдай чистоту!»

Гигиена – мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья.

- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда.

Кто знает сказку «Мойдодыр»? Назовите автора. Чему учит эта сказка?

Почему человек должен содержать свое тело в чистоте?

У Чистоты есть помощники. Давайте отгадаем загадки и узнаем их:

Вафельное и полосатое,

Гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою.

Что это такое? (Полотенце)

Лег в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала -

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

Ей руки, ноги, спину трут.

Скажите, как её зовут? (Мочалка)

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло)

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят … (Душ)

- Молодцы! Не забудем также, что в чистоту мы обязаны содержать и свой дом, тогда инфекции нам не страшны.

Второй лист журнала “ Правильно питайся!”

-Ребята, а что еще нужно человеку, чтобы быть здоровым?

- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (чтобы жить, чтобы была сила)

(рассказ подготовленного ученика о правильном питании)

От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду”.

- Посмотрите на фото пищевого рациона мальчика и скажите, правильно ли он питается? (ответы детей)

Работа в группах.

- У вас на партах листочки бумаги. Изобразите на них и подпишите  рисунки продуктов, полезных для здоровья.

Проверка: выступление пар учащихся.

-Какой сделаем вывод? (Каждый должен заботиться о правильном питании).

5.Физкультминутка.

Выполняйте прыжки, если я назову признаки правильного образа жизни, и замрите без движения, если упомяну нарушения здорового образа жизни и вредные привычки.

Но сначала скажем хором:

«Мы умеем думать,

умеем рассуждать.

Что полезно для здоровья,

то и будем выбирать!»

(Учитель называет: соблюдение гигиены, курение, питание одними сладкими продуктами… и т.д.)

6. Продолжение работы по теме урока.

Третий лист журнала: «Сочетай труд и отдых!»

- Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

Чтение стихотворения (ученик).

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в 7 часов.

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку,

И убрать свою кроватку!

Душ принять, и завтрак съесть,

А потом за парту сесть!

Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных черных шин.

На уроках ты сиди и всё тихо слушай,

За учителем следи, навостривши уши!

После школы отдыхай: но только не валяйся,

Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!

Пообедав, можешь сесть выполнять задания.

Всё в порядке, если есть воля и старание.

- Чему учит это стихотворение? (соблюдать режим дня, сочетать труд и отдых)

-Ребята, а как вы сочетаете труд и отдых?

-У современного школьника много возможностей для отдыха и развлечений. Среди них компьютер, телевизор. Некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дня чтение книг, прогулки, игры на свежем воздухе. Не забывайте помогать родителям. Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимо. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.

Все мы должны помнить, что каждый из вас должен как можно больше бывать на свежем воздухе и заниматься закаливанием своего организма. Одним из важных мероприятий по укреплению здоровья является закаливание.

В нашей стране много людей, чей возраст около сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закалённое тело. Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе, в группе мы регулярно проветриваем помещение - это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.

Успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.

Первое правило - закаливание нужно проводить постоянно.

Другое правило - закаливание нужно проводить постепенно. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды.

Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться. Чаще бывайте на свежем воздухе, старайтесь бывать на улице в солнечную погоду.

Помните: солнце, воздух, и вода - самые верные наши друзья. Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.

Повторим, какие правила закаливания мы можем назвать?

(Закаливание водой, воздухом, солнцем).

Четвертая страница журнала-  «Больше двигайся!»

- По мнению учёных, ежедневные физические упражнения прибавляют в среднем 6-8 лет жизни. Однажды был поставлен эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней. И что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, пропал аппетит. Они стали плохо спать, снизилась работоспособность. А участники второй группы были бодры и чувствовали себя прекрасно.

- Какой можно сделать из этого вывод?

-Значит, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят пользу в том случае, если они включены в режим дня и выполняются систематически.

- Особенно полезны занятия спортом. Если часто заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.

– Какими видами спорта вы занимаетесь летом? Зимой?

- Какие спортивные секции или кружки посещаете? А зарядку делаете? Зачем она нужна?

- Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру (мышцы), сердце и другие органы. Заставляют глубже дышать, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.

- Проведём конкурс на лучшую зарядку.

7.Физкультминутка

(Каждая команда по очереди показывает зарядку под музыку).

8. Продолжение работы по теме урока.

 Я предлагаю вам отгадать загадки о зимних видах спорта.

Загадки о зимних видах спорта.

1.Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -

Значит там игра – …. (Хоккей)

2. На льду танцует фигурист,

Кружится, как осенний лист.

Он исполняет пируэт,

Потом двойной тулуп… Ах, нет!

Не в шубе он, легко одет.

И вот на льду теперь дуэт.

Эх, хорошо катаются!

Зал затаил дыхание.

Вид спорта называется… (Фигурное катание)

3. Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега. (Лыжи)

4. Про этот спорт

Я много слышал:

Воздушный акробат на лыжах. (Фристайл)

5. Очень трудно быть, не спорьте,

Самым метким в этом спорте.

Просто мчаться по лыжне,

То под силу даже мне.

Сам попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Лёжа навзничь, из винтовки.

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон.

Спорт зовётся … (Биатлон)

И в заключение, давайте договоримся, что никогда не будем нарушать заповеди Здоровья. К сожалению, сегодня многие портят себе здоровье вредными привычками - это курение, употребление спиртного и наркотиков. Все они оказывают разрушительное воздействие на организм человека, и испортят здоровье, даже если все остальные правила вы будете соблюдать.

9. Самостоятельная работа.

Много пословиц и поговорок сложено о здоровье.

 Продолжите пословицы.

Чистота – залог …(здоровья).

Овощи – кладовая …(здоровья).

Курить – здоровью …(вредить).

Здоровье дороже …(денег).

В здоровом теле – здоровый …(дух).

Выполнение заданий на закрепление в рабочей тетради с. 84 №1,3

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте проверим себя и ответим на главный вопрос: что значит вести здоровый образ жизни?

- Чтение вывода в учебнике, с.153.

- Быть здоровым – это быть бодрым, весёлым, работать с хорошим настроением. Необходимо беречь здоровье: соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься спортом, не заводить вредных привычек, сочетать труд и отдых.

-Как вы думаете зачем мы познакомились с правилами ЗОЖ?

-В течение вашей жизни в каком возрасте можно будет пользоваться правилами ЗОЖ?

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

Запомните волшебные слова:

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Я узнал (а)…

Я буду...

Я не буду...

Оцените себя с помощью «Светофора».

12. Домашнее задание:

Нарисовать запрещающие знаки к правилам ЗОЖ.

По учебнику стр.150-153


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

Методическая разработка урока+ презентация "Умножение на однозначное число", 3 класс

В методической разработке представлен подробный конспект урока математики "Умножение на однозначное число", 3класс, УМК "Начальная школа XXIвека". Урок-путешествие по подводному миру. ...

Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"

Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...

Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"

Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса  "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...

Методическая разработка урока физкультуры по ФГОС, для учащихся 3 класса. Тема урока «Осанка – стройная спина».

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел "Гимнастика"...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...