Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Монгуш Азиана Арсеньевна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа основана на программе начальной школы «Школа России» А.А. Плешакова.

Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;        

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру. 

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

                                                                                        Место курса в учебном плане

          На изучение курса «Окружающий мир»  в 1-4 классах отводится  270 ч .  Рабочая программа для 1 класса составлена  на 66ч (33 учебные недели). В неделю проводится по 2 занятия.

Планируемые результаты изучения курса в 1 классе

       Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                               

Требования к знаниям и умениям  учащихся по окружающему миру к концу 1 класса


Иметь представление о следующих связях в рамках изученного материала:
Между живой и неживой природой;
Между деятельностью человека и состоянием природы;
Между представителями разных поколений в семье, школе, в ближайшем окружении.
Владеть общеучебными умениями:
Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;
Уметь ориентироваться в учебнике;
Различать заданные объекты по названным признакам.

Иметь представление о следующих явлениях и объектах:
О непрерывном развитии мира и его изменчивости;
О значении Солнца для жизни на Земле;
О разнообразии природы России.

Знать:
Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
Основные части растений;
Правила поведения в общественных местах и на улице;
Правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству).

Уметь:
Различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
Использовать в общении правила вежливости.

 

Ресурсное обеспечение 

Учебная и методическая литература: 

Учебник «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2012 год.  Автор Плешаков А.А.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2012 год. Автор А.А. Плешаков.

Учебно-методические пособие:

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс к УМК А.А. Плешакова/ М.: Просвещение.

Список литературы для реализации программы для учителя:

  1. Анащенкова С., Бантова М.,Бельтюкова Г.. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва «Просвещение» 2011г.
  2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
  3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь №1,2 Москва «Просвещение» 2011г.
  4. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Москва «Просвещение»2011г.
  5. Примерная программа по учебным предметам. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
  6. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение»2011г.

Для ученика:

  1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2 Москва «Просвещение» 2011г.

А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. Москва «Просвещение» 2011г

Календарно-тематическое планирование

Дата             проведения

Тема урока

Планируемые результаты

  По плану

Факти

чески

       Предметные

   Метапредметные

     Личностные

                                                                                                 Первая четверть (18 ч)

1

04.09.

Вводный урок. Задавайте вопросы!

Усвоение первоначальных сведений о сущности

и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ( в пределах изученного);

- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ориентироваться в учебнике , понимать условные обозначения.

-называть характерные признаки, описание по плану, умение моделировать и строить;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения  к школе,

понимание необходимости учения ;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

2

06.09.

Что такое наша школа?

3

11.09.

4

13.09.

Что у нас на школьном дворе?

5

18.09.

Что мы знаем о правилах дорожного движения?

6

20.09.

Что такое Родина?

7

25.09.

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

8

27.09.

Проект «Моя малая Родина»

9

02.10.

Что у нас над головой?

10

04.10.

Что у нас под ногами?

11

09.10.

Что общего у разных растений?

12

11.10.

Что растет на подоконнике?

13

16.10.

Что растет на клумбе?

14

18.10.

Что это за листья?

15

23.10.

Что такое хвоинки?

16

25.10.

Кто такие насекомые?

17

06.11.

Кто такие рыбы?

18

08.11.

Кто такие птицы?

19

13.11.

Кто такие звери?

- умение анализировать, сравнивать, описывать по плану, распознавать;

- умение распознавать, группировать, сравнивать и рассказывать;

- выполнять задания, оценивать свои результаты;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию;

- описывать и характеризовать факты.

 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и

умственной форме.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает  и видит, а что нет.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному

уровню.

20

15.11.

Что окружает нас дома?

21

20.11.

Что умеет компьютер?

22

22.11.

Что вокруг нас может быть опасным?

23

27.11.

На что похожа наша планета?

24

29.11.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

25

04.12.

Как живет семья? Проект «Моя семья»

26

06.12.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

27

11.12.

Откуда в наш дом приходит электричество?

28

13.12.

Как путешествует письмо?

29

18.12.

Куда текут реки?

30

20.12.

Откуда берутся снег и лед?

31

25.12.

Как живут растения?

32

27.12.

Как живут животные?

                                                                                                 Третья четверть (18 ч)

33

15.01.

Как помочь птицам зимой?

природы и людей ;

- умение проводить опыты, наблюдать, исследовать, выделять характерные особенности, формулировать выводы.

П: Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов .

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

34

17.01.

Откуда берется и куда девается мусор?

35

22.01.

Откуда в снежках грязь?

36

24.01.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

                                                                                                      Где и когда? (10 ч)

37

29.01.

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- умение сравнивать, находить, аргументировать выбор, наблюдать изменения;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края.

Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

К: контролировать действие партнера.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

38

29.01.

Когда придет суббота?

39

31.01.

Когда наступит лето?

40

12.02.

Где живут белые медведи?

41

14.02.

Где живут слоны?

42

19.02.

Где зимуют птицы?

43

21.02.

Когда появилась одежда?

44

26.02.

Когда изобрели велосипед?

45

28.02.

Когда мы станем взрослыми?

46

04.03.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

                                                                                                   Почему и зачем? (20 ч)

47

06.03.

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?

- умение сопоставлять, моделировать , анализировать схемы, исследовать, обсуждать;

- называть цвета радуги, запомнить их расположение;

- описывать по плану своего домашнего питомца, рассказывать, презентовать свой проект;

- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, рассказывать о поступках людей, формулировать правила поведения в природе, определять с помощью атласа-определителя цветы и бабочек;

- различать, группировать, находить в учебнике информацию.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать аналогии

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- выделять существенную информацию из прослушанного;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать аналогии.

П: Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

К: контролировать действие партнера;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- адекватное понимание причин успешности/неуспеш-ности учебной деятель-

ности.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения  к школе и принятия образца «хорошего ученика»;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

48

11.03.

Почему Луна бывает разной?

49

13.03.

Почему идёт дождь и дует ветер?

50

18.03.

Почему звенит звонок?

51

20.03.

Почему радуга разноцветная?

52

01.04.

Почему мы любим кошек и собак?

53

03.04.

Проект «Мои домашние питомцы»

54

08.04.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

55

10.04.

Зачем мы спим ночью?

56

15.04.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

57

17.04.

Почему надо чистить зубы и мыть руки?

58

22.04.

Зачем нам телефон и телевизор?

59

24.04.

Зачем нужны автомобили?

60

29.04.

Зачем нужны поезда?

61

01.05.

Зачем строят корабли?

62

06.05.

Зачем строят самолёты?

63

08.05.

Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

рассказывать об их устройстве, сравнивать старинные и современные виды;

- понимание роли и значения родного края в природе;

-овладение основами экологической грамотности.

64

13.05.

Зачем люди осваивают космос?

65

15.05.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66

20.05.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?