Конспект урока по окружающему миру ""Определение горных пород " 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Дарья Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_gornyh_porod.doc817.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                      ФИО учителя  Естишина Е.Я.

Школа: № 148                                                                                                                     ФИ студента: Смирнова Д., 42 гр.

Класс: З «в»                                                                                                                                                        ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

              Кабинет: 104                                                                

            Время занятия: 14:55-15.35

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Полезные ископаемые. Определение горных  пород.»

Цели деятельности учителя:

Формирование представления о разнообразии горных пород и минералов, их использовании и происхождении

    Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь использовать в речи термины  «горная порода», «полезные ископаемые», «магматические», «осадочные», «метаморфические»;
  • уметь определять простейшие породы;
  • уметь сравнивать простейшие породы;

      Личностные:

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • формировать интерес к природе, к бережному отношению к природе;

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Эльконин- Давыдов» 3кл., презентация, раздаточный материал.

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности.

Словесный: беседа.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь. Не забывайте о нашей системе жетонов, будьте активны.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Словесный: слово учителя.

Практический: устный счет.  

5 мин.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.

- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера». 

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.

 Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная .

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.

-  О чем эта  сказка?

Отвечают на вопросы учителя.

Литосфера- это твердая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии.

Про полезные ископаемые.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Наглядный: презентация,

7 мин.

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- Верно, сегодня мы с вами побываем в царстве камня, исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека.

- Какую цель мы поставим?

 Они рождаются, живут и умирают, как живые существа.

Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов. Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Состав и свойства горных пород зависит от состава и свойств тех минералов, из которых она состоит.

Полезные ископаемые. Определение горных пород.

Узнать, какие есть полезные ископаемые

Слушают учителя.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Открытие новых знаний.

Наглядный: презентация, учебник.

6 мин.

Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и т.д.

Горные породы состоят из минералов. Героиня Льюиса Кэрролла Алиса говорила: « Кажется, горчица – минерал. – конечно, минерал,- подтвердила Герцогиня. Минерал огромной  взрывчатой силы. Из неё делают мины и закладывают при подкопах» . Что же такое минерал?  На древнем латинском языке  слово « камень» означает «минера» - минерал. Минералы – вездесущи.

В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются, друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. 
Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом.

Посмотрите на слайды, на которых изображены самые разнообразные минералы.
«Малахитовая шкатулка», «Гранатовый браслет», «Лунный камень»… Так на страницах любимых книг впервые приоткрывается мир минералов. Но рассказы о сокровищах пиратских сундуков и о добыче удачливых похитителей бриллиантов далеко не исчерпывают красоту, разнообразие и таинственность этого мира. Ведь минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблескивающие на музейных полках, но и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и золотой песок в лотке старателя, и снежинки, медленно опускающиеся на землю.

- Ребята, а вы не задумывались, как возникли эти горные породы?

        У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других - в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.

О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты.

-  Что же такое магма?

        В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и другие элементы.        Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, образуя горные породы, которые называются магматическими. Магма может застыть на глубине (глубинные) и выйти на поверхность – излившаяся.

 Глубинная – гранит, габбро, диорит;

Всем вам известна горная порода – гранит. Эта горная порода состоит из следующих минералов:
Полевой шпат (розовый, красный или серый)
Слюда (чёрный)
Кварц (молочно - белый)
В зависимости от их сочетания гранит может быть красным, розовым, темно- или светло – серым.

- А сейчас внимательно послушайте сказку: 

О каком свойстве ГП идет речь?

Жили в одной горе два камня: серый гранит да желтый пирит. Гранит грелся на солнышке и всегда молчал. А золотистый пирит  считал себя очень красивым и важничал. Однажды пришел к горе геолог. Ударил молоток по граниту и весело сказал: «Друг! Какой ты чудесный камень!» Обрадовался серый. Пирит, услышал это, и закричал: «Молоток! Разве ты не видишь, что я золотом блещу!?» Только дотронулся молоток до пирита, он на мелкие кусочки и рассыпался. Гранитом серым теперь дороги мостят, выкладывают набережные. Гранитные дома веками стоят. А хвастливый пирит от зависти стал таким едким и злым, что делают из него серную кислоту.

Обсуждение сказки. Нравственные черты горных пород.

- О каком свойстве ГП идет речь?

Излившаяся – базальт, андезит, липарит, пемза.

Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности)

Вулкан демонстрация опыта в видео.

Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу (легкая, много пустот, не тонет в воде – демонстрация), если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы – вулканическое стекло.

- Все ли минералы одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком? 

Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. 

Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Если попробуем разбить – то у нас это получится! Оказывается твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими.

^ Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.

  1. Когда магма остывает на больших глубинах медленно, то образуются крупнокристаллические горные породы – гранит

  2. Но бывает, так что магма, внедрившись в земную кору не может прорвать ее, находясь в земной коре, она остывает быстрее – сотни и тысячи лет. За это время идет образование разнообразных рудных горных пород – так образовался магнитный железняк. Почему его так назвали? (учащиеся проверяют на компасе)

  3. Когда магма прорвет земную кору в том или ином месте. Мы, говорим, что происходит извержение вулкана. При извержении вулкана не происходит образования рудных месторождений, так как магма остывает быстро на поверхности Земли. 
    Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу (легкая, много пустот, не тонет в воде – демонстрация), если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы – вулканическое стекло.

    - Какой мы можем сделать вывод?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму

Прочность

Нет, все разные

Все эти горные породы образовались из застывшей магмы, поэтому называют магматическими.

Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный: беседа.

Наглядный:

Учебник.

4- 5 мин

Следующая группа – осадочные.

        - Почему осадочные? 

Под влиянием ветра, текучих вод, колебаний температуры и других воздействий разрушаются скалы. Обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками, оседают во впадинах и низинах. Осевшие обломки уплотняются, из них образуются такие ГП как песчаник, глина, известняк, галька, валуны. Это обломочные ГП.

        Следующая группа – химические. Это соли, гипс, которые оседают на дне водоёмов ( работа со схемой)    

Можно ли есть камни?  

В воде морей и океанов и некоторых озер растворено много химических веществ.. При изменении условий эти вещества осаждаются на дне водоемов. Со временем они уплотняются и превращаются в ГП. (гипс, поваренная соль).

Метаморфические горные породы:

Сказка продолжается. Глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, кварцит. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? 


Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава и свойств первоначальных пород ( метаморфоз) метаморфические.
Из одних пород образуются другие:

 песок - песчаник - кварцит - кварц;

 известняк- мрамор;

 гранит - гнейс;

 графит – алмаз

глина – глинистый сланец

каменного угля – алмаз.


- Какой можем сделать вывод?

Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил.- «Здравствуй, красная девица, заморская царица, 
не вели казнить, вели слово молвить! » — «Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?» — 
«Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его! » - «Ну что ж, отгадаешь ты мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» — «Загадывай, ~ сказал Иван-царевич, — попробую отгадать!»  
Что сперва в воде родится. 
А потом воды боится?
Черен, как ворон ,
А греет, как Солнце.
Белый, как сахар, но не сладкий, 
Пока руки им не испачкаешь,
Ума- разума, не наберешься

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл. 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это?

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу.


Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…

Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?» — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». — «Вот тебе Ключ Земли, — отвечает царевна. — Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!» .
Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения
Январь - гранат 
Февраль - аметист 
Март - аквамарин 
Апрель - алмаз 
Май - изумруд 
Июнь - жемчуг 
Июль - рубин 
Август - хризолит
Сентябрь - сапфир
Октябрь - опал
Ноябрь - топаз
Декабрь - бирюза

Особое место среди камней занимают драгоценные камни.

Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше.

Высказывают свои предположения.

Чем ближе он к ядру. Тем жарче становится.

Эти горные породы образовались на большой глубине под действием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими.

Соль

Уголь

Мел

Нефть

Глина

Торф

Гранит

Руда

К: умение полно и точно выражать мысли; планирование учебного сотрудничества, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону.

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник.

- Я сейчас раздам вам небольшие задания. Вам надо х решить, подписать и сдать.

1. Соедини линиями названия полезных ископаемых и сооружений для их добычи.

каменный уголь

шахта

железная руда

нефть

карьер

известняк

глина

скважина

природный газ

Этап рефлексии деятельности.

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник, учебная презентация.  

5 мин.

Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии . Похвалил его царь за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич». Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

Друзья мои!!!
Спасибо Вам за помощь в поисках
Ключа Земли! Желаю успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались Вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать

Держу я камень на ладони,

И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать.

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.

Закончите мысль: сегодня на уроке:
 Я узнал
 Я был удивлён
 Я открыл для себя
 Я пришёл к выводу
 Я всё же не понял

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать своё мнение.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

На уроке была просмотрена презентация.

Просмотрен видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=p6QZ0SYH4sA&t=311s   (ютуб)

Выполнено задание в рабочей тетради ( таблица)

Кавандиш Анастасия 3В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...