Проект "Плесень - это тоже грибы"
проект по окружающему миру (2, 3 класс)

Ващенкова Галина Геннадьевна

Этот проек создан для научной конференции "Земля-наш общий дом". Где мы стали победителями. Фото можно добавить в приложении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_-_plesen.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

           «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

ученика 2 класса

Плесень - это тоже грибы

                                            Хамитов Тимур

                                            Руководитель: Ващенкова Г.Г.

П. Павловский – 2018 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение                                                                                           3 стр.
  2. Этапы работы над проектом.                                                          4 стр.
  3. Исследовательская работа                                                              5 стр.
  4. Заключение.                                                                                      8 стр.
  5. Приложение                                                                                      9 стр.
  6. Литература                                                                                      20 стр.                                                                            

                                         

                                                       

ВВЕДЕНИЕ

        Мне 8 лет, я учусь во 2 классе. Проживаю в п. Павловский. А мой брат учится в 7 классе. И у него было домашнее задание вырастить на хлебе плесень. Я в классе рассказал об этом. А  учитель спросил нас, а знаем ли мы, что такое плесень? Мы давали разные ответы. Тогда Галина Геннадьевна сказала, что это гриб. Мы были очень удивлены.  Наши лесные колки богаты грибами. В нашей семье все любят не только кушать блюда с грибами, но и собирать их. Я знаю, что грибы бывают съедобные [1] и несъедобные [2]. Но то, что плесень – это грибы, я не знал. И когда мы с Галиной Геннадьевной выбирали тему исследовательской работы, я решил узнать про этот гриб.

 Цель моей работы:  доказать, что плесень – это гриб, изучить его свойства и применение.

Объект исследования – плесень.

Задачи:  

 - Плесень – это гриб съедобный или ядовитый?

  - Какую пользу или вред наносит нашему здоровью плесень?

 - Как бороться с плесенью, если она вредна?

Для этого мне нужно знать:

 - откуда появляется плесень?

 - где растет этот гриб? – (вырастить плесень в домашних условиях).

- чем полезна плесень?

- Чем  вредна  плесень? Как с ней бороться?

 - вызвать интерес у одноклассников к изучаемой теме.

Временные рамки создания проекта - с сентября по декабрь месяц 2018года.

Основные этапы работы над проектом.

1. Организационный этап:( сентябрь)

   -  Знакомство с темой проекта - "Плесень – это тоже грибы"

   -  Составили план работы .

    - Установили сроки выполнения проекта.

2. Подготовительный этап: ( сентябрь - октябрь ).

   - Работа с научной литературой (словари, энциклопедии, справочники)

       - Выращивание плесени в домашних условиях.

  - Наблюдения, фотографирование предметов, на которых растёт плесень. 

3. Этап реализации: (ноябрь, декабрь)

 -   Оформление и защита проекта в классе.

 - Принять участие в муниципальной научно – практической конференции «Земля – наш общий дом».

Свою исследовательскую работу я начал с того, что нашёл  в Большом толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определение: «Плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах,  большей частью в виде зеленовато – сероватых или желтоватых пятен». Так же я узнал, что существует множество форм грибов, не похожих друг на друга. Некоторые, например, бактерии и дрожжи, состоят из одной клетки, и рассмотреть их можно только в микроскоп [3]. Но большинство грибов состоит из огромного количества бесцветных волокон. Их называют мицелий [5], или грибница. Отростки грибницы проникают внутрь того материала, на котором они растут и добывают таким образом питательные вещества.

Затем, вместе с учителем выбрал продукты для выращивания плесени.  Мы решили взять хлеб, молоко, лимон, чай, сахар, соль.  

Я взял  два кусочка хлеба, положил их в разные одноразовые контейнеры. Затем  один из них поставил  в холодильник, а другой на шкаф. Прошло 3 дня. В холодильнике кусочек хлеба остался без изменения [7]. А вот на хлебе, который лежал  в тёплом  месте, на нём появился белый пушистый налёт [8], который с каждым днём становился всё темнее и  темнее [9]. Значит, появление плесени зависит от температуры и влажности. Чем выше влажность и температура, тем быстрее растёт этот гриб.  Плесень на хлебе может быть разной: серой, черной, белой и даже розовой. Плесень я рассмотрел под микроскопом [4], грибница состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки (похоже на много ниточек). Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и  расширяются на концах (как маленькие головки). В этих чёрных головках образуются споры. Размножается плесень обрывками грибницы или спорами.  Это гриб – мукор. [6]. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. [10]

 Но что делать, если плесень покрыла хлеб: выбросить или срезать и подать на стол? Чем опасна плесень для человеческого организма?  Небольшой кусочек хлеба, на котором была замечена плесень, не вызовет сильного отравления. Но может привести к расстройству желудка, поэтому не стоит кушать такой хлеб. Если появилась черная плесень на хлебе, то лучше не срезать кусок, а сразу выбрасывать всю буханку, потому что чёрная плесень самая опасная для человека. Это, пожалуй, самый страшный для многих людей вид плесени и самый распространенный. Чаще всего этот вид плесени можно увидеть на стенах помещений [11], в отсыревших ванных комнатах и санузлах. Такая плесень  может вызывать повышенную утомляемость, головные боли, кожные заболевания и  заболевания дыхательных путей.

Зеленая плесень  часто встречается на фруктах, овощах.  Но особенно зеленая плесень «любит» молочные продукты. Молоко, которое я поставил в холодильник, плесенью не покрылось [12], а вот то молоко, что стояло на подоконнике покрылось плесенью [13]. Если вы увидели такую плесень в стакане сметаны, в заварном чайничке [14]  или в баночке с томатной пастой [15], то не нужно избавляться от верхнего слоя, а выбрасывайте продукт сразу же. 

Плесень не растет на соли и сахаре. Потому, что эти продукты сами впитывают влагу, а при повышении температуры скомковались [16].

Но плесень, оказывается,  может быть полезной. В начале 20 века учённые обнаружили, болезнетворные бактерии погибают в присутствии зелёной плесени. Плесневый гриб - пеницилл, оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Из этого гриба делают лекарство – пенициллин. Этот антибиотик спас миллионы человеческих жизней [17]. И в наши дни значительную часть антибиотиков получают из различных видов плесневых грибков.  Причем плесень, которая появляется на еде без нашего участия, не содержит пенициллина и не имеет никаких полезных свойств.

  А с помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры - Рокфор, Стилтон [18].

                                             

                                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы выяснили, что плесень бывает разная, как съедобная, так и несъедобная. Сказать однозначно, что плесень опасна для всех, нельзя. Некоторые человеческие организмы никак не отреагируют на небольшое количество грибка, попавшего с пищей. У других людей, даже небольшой кусочек плесневого хлеба может вызвать сильнейшее отравление, вплоть до появления рвоты, тошноты или диареи. Чтобы избежать этого, нужно соблюдать правила и сроки  хранения продуктов. А в больших  количествах плесень очень опасна. Споры плесени могут через дыхательные органы попасть в лёгкие или бронхи, тем самым вызовут тяжёлые заболевания. Поэтому в помещение, где  мы живём или находимся,  должно быть чисто и сухо.                       

        

                     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. Издательство
  2. Энциклопедия «Я познаю мир. Растения». -Л.А. Багрова
  3. Атлас – определитель «От земли до неба» - А.А. Плешаков.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать расширению знаний учащихся о грибах.Предметные результаты: уметь отличать с...