Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Работа посвящена изучению развития творческих способностей младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира

                                                                                        Выполнила:

                                                                                 Феткуллова Гельися Велиджановна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 МБОУ СШ № 85 г. Ульяновск

                                                       

                                                           

                                                       

                                                         Ульяновск, 2019 г.

Введение

Актуальность темы проекта

     В наше время существует потребность в людях творческих и нестандартного мышления. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

     Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели:
 развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
   
Стандарт начального общего образования  по окружающему миру направлен на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-  воспитание
 потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

   

 Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления

     Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. Мой опыт преподавания в начальных классах позволил мне увидеть противоречия:

  • между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
  • между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями, навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

     Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопросы: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках окружающего мира?»

    Исходя из вышеизложенного, была сформулирована методическая тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира»

Цели работы – раскрыть творческие способности младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи:

  • представить максимальные возможности для проявления творческих способностей;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • прививать интерес к творчеству, поиску;
  • учить мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать.
  • развивать поисково-исследовательские компетенции.

Ожидаемые результаты.

Применение творческих заданий на уроках позволит:

- проявить  творческие способности;

- повысит мотивацию к обучению;

- привить интерес к творчеству, поиску;

- мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- развить поисково-исследовательскую компетенцию.

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, общительными.

Основная часть

1. Раскрытие  понятия «Творчество»

     Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.[1]

                  Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

     В ходе выполнения методической работы определена структура творческих способностей:[2]

Творческие способности.

Компоненты:

Содержательно-операционный

Мотивационный

Мировоззренческий

Рефлексивный

Эмоциональный

Коммуникативный

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому мышлению, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.

Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:

1) Способность отстаивать свою творческую позицию.

2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.

Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.

Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

  • подготовка (зарождение идеи);
  • созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
  • озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  • проверка.

Определены показатели развития творческих способностей:

  • владение большим объёмом информации;
  • самостоятельный перенос усвоенного материала на новый материал;
  • установление причинно-следственных связей;
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
  • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;
  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;
  • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
  • поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов
  • внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

2. Формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей

Формы обучения.

     Необходимо наряду с традиционными формами уроков окружающего мира применять и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, экскурсии, проблемный урок, урок-викторина,  урок-встреча, урок- «Эврика», урок-конференция и другие.

Методы обучения

    В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.

1. Репродуктивные методы:

  • инструктаж;
  • практическая тренировка;
  • методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.

2.  Программированное обучение:

  • метод алгоритмов;
  • метод аналогий;
  • проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.

3.Методы дифференциации:

  • каждодневного применения самостоятельной работы;
  • постепенного нарастания сложности;
  • решение одной и той же задачи различными средствами и др.

4.Методы самооценки и самоконтроля.

5.Метод работы в группах.

6.Эвристические методы:

  • метод мозгового штурма;
  • извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
  • индивидуальной образовательной траектории;
  • рефлексии и др.

7.Метод проектов.

  3. План реализации проекта.

     Проект реализуется в рамках проведения урока на тему: «Тела и вещества» (программа «Планета знаний»)

Этап проекта

Мероприятие, форма

Промежуточный результат

Организационный

Цель – активизация учащихся

Объявление темы урока

Активизация учащихся к обучению

Основной:

Постановка цели и задач урока

Цель – сформулировать цель и тему урока

С помощью наводящих вопросов, дети самостоятельно формулируют тему и цель урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

Основной:

Коллективно-творческая деятельность

Цель – включить детей в активную учебную деятельность

Работа с интерактивной доской, отгадывание загадок, деление предметов на группы, приведение собственных примеров

Повышение интереса к теме урока

Основной:

Исследовательская работа

(по группам)

Цель – проверить полноту и осознанность усвоения знаний

Учащиеся делятся на три группы, получают индивидуальные задания, исследуют предметы, находят сходства и различия, делают выводы

Формируется умение самостоятельно ставить цель на основе того, что уже известно, умение планировать, определять последовательность выполнения работы;

Формируется умение анализировать предметы, делать выводы, а также учитывать мнение других участников группы.

Основной:

проблемная ситуация

(работа в паре, дифференцированный подход)

Учащиеся, работая в паре, делят слова на группы (1 пара – на три известные, 2 пара – определяют эти группы и затем делят слова, 3 пара – самостоятельно придумывают примеры)

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение.

Основной:

частично-поисковый метод

(индивидуальная работа, дифференцированный подход)

Цель – закрепить умение находить, показывать и называть «тела » и «вещества»

У каждого на парте лежат листочки с заданиями, где необходимо изделия подчеркнуть: синим цветом, а вещества – красным.

Формируется умение работать с информацией, представленной на листочках

Домашняя работа

Цель – дать ребенку возможность самостоятельно выбрать домашнюю работу

Учащимся предлагается на выбор домашнее задание: либо тестирование на выбор, либо подготовить сообщение об одном из изученных веществ

Повышение интереса к изучаемому

Заключительный

Цель – зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Подведение итогов, фронтальный опрос, оценивание выполнения задания

Формируется умение адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха, связывая усилия со стараниями, трудолюбием.

Контрольно-оценочный блок:

  • усвоение нового материала (через беседу, тестирование, практические работы);
  • оценка выполненной самостоятельной работы  

Заключение

В своей работе на уроках окружающего мира применению различные формы работы, методы и приёмы. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.

Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо правильно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.  

     Реализую заявленную цель через использование: различных форм организации познавательной деятельности учащихся (фронтальную, групповую, парную, индивидуальную); методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся, организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.

     Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы,  определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом.

     Таким образом, можно сделать выводы: при изучении окружающего мира с учетом применения нетрадиционных форм работы, методов и приемов у школьников раскрываются творческие способности, повышается мотивация к обучению, развиваются мыслительные операции.

Список используемой литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: центр Академия, 2002.

2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.

3.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. Учебник в 2х частях. Изд. «Астрель», 2010 г.

4. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие.- /С. Лободина. -Питер, 1997.-256с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. –М., 2009.

6. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. : Просвещение, 1989.-160с.

7. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.

8. Шмелева Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников предмету «Окружающий мир».// Начальная школа – 2010.-№3.

Интернет-источники

1.  http://5ballov.ru/referats/preview/40596

2.. http://lib.convdocs.org/docs/index-242939.html


[1] http://5ballov.ru/referats/preview/40596

[2] http://lib.convdocs.org/docs/index-242939.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира.

   В наше время существует потребность в людях творческих и нестандартного мышления. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к ...