Главные вкладки

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.
    статья по русскому языку (2 класс) по теме

    Майорова Татьяна Фарвазовна

    Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_mayorova_doc.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

                                                «Ребёнок дышит воздухом творчества: он хочет

                                                  рисовать, петь, сочинять – и  нужно лелеять

                                                  эту способность его души. Меньше всякого рода

                                                  запретов – больше свободы, фантазии».

                                                                                                                           К.Г.Паустовский

    Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творческой может быть любая деятельность: научная, художественная, производственно-техническая, хозяйственная и т.д. Масштаб творчества может быть самым разным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.

    Творчество определило открытия в науке и искусстве, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности человека. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.

    Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Считается, что научное творчество связано с направленностью на поиск «логически возможного» в отличие от «логически необходимого», что приводит к неожиданным результатам. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание невозможно в полном отрыве от чувственного. Поэтому важное значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и оперирование ими.

    Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Об этом часто пишут и говорят применительно к дошколятам. Моменты творчества достаточно заметны  и в младшем школьном возрасте, когда дети вносят элементы фантазии в процесс познавания: для  учеников начальных классов характерны неожиданные сопоставления, необычные предположения. Сама новизна предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми.

    Бурно развивающееся в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление играет важную роль не только на ранних этапах развития, оно может стать предпосылкой творческой деятельности  взрослого человека.

    Конечно, всему этому предшествует огромная работа, которую с учетом возрастных особенностей проводит учитель. М.Р. Львов в своей книге «Школа творческого мышления» сказал: «Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного,  все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ребёнку и учителю».

    На примере своего опыта я хочу познакомить с нетрадиционными подходами к обучению родному языку младших школьников. Родной язык – язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью. Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности родного слова, развивая детское творчество.

    Мне очень близки принципы гуманно-личностных педагогических технологий, идеи творческих мастерских. В учебно-воспитательном процессе стараюсь создавать условия для развития творческих способностей детей. Чтобы побудить ребенка к творчеству, необходимо найти такое задание, выполнение которого потребует от него опоры на себя, принятия независимого решения, использования своего внутреннего опыта. Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь находить и использовать новые формы постановки учебной задачи. С этой целью я разработала и провела следующие творческие мастерские письма.

                                     Творческая мастерская письма «Дом»

    1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

    2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…».

    3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.

    4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.

    5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.

    6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.

    7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

    8. Напишите сочинение.

     

    ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ

    В идеальном доме комфортно, красиво и удобно. В нем царит чистота и уют. В таком доме тихо и спокойно.

                                       Ксения О.  

    9. Рефлексия.

    Творческая мастерская письма «Я и моя жизнь»

    1. Напишите на листе слово «Я». Закройте глаза. Заглянем в себя, в свою маленькую жизнь. Почувствуем себя, увидим и услышим себя. Кто я? Какой я? Откройте глаза и напишите все о своем «я».

    2. Перелистайте картины вашей маленькой жизни. Я называю картину, а вы записывайте в столбик слова, которые возникают у вас: «Мой дом», «Праздничный стол», «Новый год», «После дождя», «Интересная книга», «Любимая песня», «Школа», «Мои друзья».

    3. Искренне ответьте на вопросы:

    - Что я люблю в себе?

    - Мое настроение чаще?

    - Свет в моей жизни?

    - Маленькие хитрости в моей жизни?

    - Моя печаль?

    - Моя радость?

     - Для чего я живу на свете?

    3. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

    4. Напишите сочинение.

    НОВЫЙ ГОД

    Новый год для меня – это самый лучший в мире праздник. Я жду его с нетерпением, потому что в Новый год исполняются все желания. Однажды я написала Дедушке Морозу письмо со своим желанием, а он прислал подарки мне и братику. В ответ мы отправили ему благодарность от всей нашей семьи. Это был самый лучший Новый год в моей жизни!

                                          Юля Ф.  

    ЖИЗНЬ

    Я живу для того, чтобы петь, танцевать и съездить за границу. А еще жизнь дана, чтобы любить своих маму, папу и близких. Жизнь – это интересно!

                                               Ксения О.  

    5. Рефлексия.

    Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»

    Немало встречается злого

    В любой человечьей судьбе,

    А скажут лишь доброе слово –

    И легче на сердце тебе.

    Но доброе слово такое

    Не каждый умеет найти,

    Чтоб справиться другу с тоскою,

    Невзгоды осилить в пути.

    Нет доброго слова дороже,

    Заветного слова того,

    Но редко, друзья мои, все же

    Мы вслух произносим его.

                                               Марк Шехтер

    1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.

    2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает  к себе другие слова. Напишите эти слова.

    3. Слово и образ – ниткопись.

    Передайте образ слова доброта нитью на бархатной бумаге: «Если это доброта, то…».

    4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».

    5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

    6. Напишите сочинение.

    ДОБРОТА

    Доброта – это когда человек любит свою маму, когда делает все с добротой и лаской и дружит с друзьями. Доброта – самое хорошее слово на свете.

                                    Даша М.

    ДОБРОТА

    Доброту вы встретите всегда. Утром говорят: «Доброе утро», днем: «Добрый день», вечером: «Добрый вечер». Говорите всем эти добрые слова каждый день и доброта всегда будет рядом с вами.

                                     Эвелина Е.  

    7. Рефлексия.

    Творческая мастерская письма «Слово-магнит»

    Древняя пословица права:

    Да, язык – великое богатство.

    Только надо записать слова,

    А не то бесследно разлетятся…

                                                   Тоголок Молдо,

                                                    киргизский поэт

    1. Слово – живое существо, способное радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слово бывает доброе или злое. Произнесите любое слово и напишите его на листе.

    2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Напишите эти слова.

    3. Еще раз напишите ваше «слово-магнит» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.

    4. Напишите сочинение.

    СОЛНЫШКО

    Солнышко – это как свет в душе. Это радость и нежность. Бывает, что оно прячется за облака, а потом выплывает веселое и доброе.

                                             Ксения О.  

    МАМА

    Мама – это  лучшее слово на свете. Моя мама самая красивая, ласковая и любимая. С ней можно гулять и радоваться солнышку, птицам и деревьям.

                                            Даша М.  

    5. Рефлексия.

    Представленные здесь детские творческие работы созданы прямо на уроке во время выполнения предложенного задания. Конечно, эти работы не лишены недостатков, но это не главное. Важно то, что каждая творческая работа – результат детского самовыражения в слове. Дети пишут искренне, высказывая свои мысли и чувства.

    Питательная среда детского творчества – ощущение тайны, которую так хочется разгадать. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.

    Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растёт мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

    Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

    «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

    Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

    Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

    Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....