Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию  при решении нестандартной учебной задачи (создания модели зоопарка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

Урок разработала:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Терехова Елена Александровна

Февраль, 2017г.

Тема урока: «Чудесное путешествие»

Тип урока:  урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: расширить и углубить знания учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию при решении нестандартной учебной задачи (создания модели зоопарка).

Задачи:

  1. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (Урок-путешествие).
  2. Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
  3. Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.
  4. Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

- окружающий мир – уметь определять принадлежность животного к тому или иному классу животных, используя основные признаки;

- технология – выполнять аппликацию из бумаги по образцу;

 - математика – знать геометрические фигуры на плоскости, уметь решать задачи с помощью формул;

 - литературное чтение -  знать стили и типы речи, уметь составлять текст описание в научном стиле.

Метапредметные:

·  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

·  Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

·  Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Личностные: способность ставить цели и строить жизненные планы.

Оборудование: рабочая тетрадь по окружающему миру (1 часть), конверты с образцом аппликации и геометрическими фигурами, картинки с изображениями вольеров зоопарка,  карточки для решения задач по математике, планы текста  и картинки деревьев, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте. Рассмотрите задание на странице    в рабочей тетради. (Один ребёнок вслух  читает задание) Сегодня мы на уроке совершим экскурсию.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш класс часто посещает музеи, театры, планетарий, библиотеки, другие культурные учреждения нашего города. Слайд 1

- Ребята, посмотрите на слайд и назовите объекты,  изображённые на нём. (ТЮЗ, планетарий, музей им. Радищева, музей краеведения, зоопарк)

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Какой объект лишний и почему? (Зоопарк. В нашем городе нет зоопарка) 

Совершенно верно. На слайде зоопарк города Пензы. Но, если я всё же приглашаю вас совершить экскурсию в зоопарк, как будет звучать тема урока. (Экскурсия в зоопарк) Слайд 2

- Как совершить экскурсию по зоопарку, которого нет? ( Совершить виртуальный тур. Прочитать в книге. Придумать его.)  Можно создать модель Саратовского зоопарка. Попробуйте определить цель нашего урока: (Создать модель зоопарка для нашего города). Открываю таблицу. 

- Ребята, как вы думаете, знания, по каким предметам нам понадобятся? (Ответы детей: окружающий мир, литература, география и т.д.) Мы не будем спорить, а начнём создавать модель и выясним, знания, каких предметов нам в этом помогут.

  1. Выполнение аппликации. (Интегрирование технологии и математики)

- Начнём работу с определения, что называют зоопарком? (Это учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного.) Слайд 3

- Для любого зоопарка нужны животные. Перед вами конверты, выложите содержимое на парту. Что перед вами? (Геометрические фигуры.)

-Назовите их. (Треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, трапеция, четырёхугольник параллелограмм) Слайд 4

- Какая фигура лишняя и почему? (Круг, все остальные относятся к многоугольникам.)

-Каждая группа получает образец, по которому делает аппликацию. Раздаю образцы, дети работают в группах.

- Кто у вас получился? Проверка заданий по группам. (У ребят получились аппликации окуня, совы, зебры и волка. )Знания и умения по каким предметам помогли создать аппликации? ( По технологии и математике.)

-  К какому классу животных относится животные, которые вы склеили? Назовите основные признаки.( Дети дают ответы:

Класс рыбы

Класс птицы

Класс млекопитающие

Живут под водой.

Дышат жабрами.

Тело покрыто чешуёй.

Плавники.

Откладывают икру.

Живут на суше.

Тело покрыто перьями.

Есть клюв.

Имеют 2 крыла (многие летают) и 2 лапы.

Высиживают яйца.

Живут на суше.

Тело покрыто шерстью.

Имеют 4 конечности (лапы).

Живородящие.

Выкармливают детёнышей молоком.

Итоги на слайдах 5,6,7

- На какие группы делятся все животные по типу питания? ( Растительноядные, хищники, всеядные) Ваши животные относятся к каким группам?

 - Для классификации животных мы использовали знания… (По окружающему миру.)

5. Решение задач по формулам. (Интегрирование окружающего мира и математики)

- Настало время разместить наших животных в вольеры. Открываю таблицы с вольерами. В какой вольер вы разместите своё животное и почему? (Объяснения детей. Рыбу – в аквариум, т.к. среда обитания вода. Зебру -  в загон, она животное травоядное. Волка – в вольер, волк хищное животное, его огораживают от посетителей рвом. Сову – в клетку. Клетка огорожена со всех сторон, чтобы птица не улетела.) Размещаем животных.

- В зоопарках, которых по-настоящему заботятся о животных, тщательно организуют среду обитания: рассчитывают количество корма, учитывают, какого размера должны быть вольеры и т.д. Для того, чтобы жизнь наших животных была комфортной, мы тоже выполним расчёты. В этом нам помогут формулы, с которыми мы познакомились на уроках математики. Переверните листочки и решите задачи. Дети решают задачи. 

- Сравните свои результаты, с результатами ребят в группе.  Зачитайте задачу, которую решала ваша группа. Какая формула помогла решить задачу? Зачитайте ответ.(Проверка работы групп:

      1.  Сколько  воды войдёт в аквариум, если его длина 6 м, ширина 4 м, а высота 3 м?

V = a * b * c

6 * 4 * 3 = 72 (м3)

Ответ: 72 м3 воды войдёт в аквариум.

      2.  Одна сова за день съедает  3 мышки. Сколько мышей она съест в феврале (28 дней)?                                                                                                         Реши задачу, запиши формулу для этой задачи, если а – количество мышей за один день, в – количество дней, с – всего мышей за месяц.

C = a * b

3 * 28 = 84 (мышки)

Ответ: 84 мыши съест сова в феврале.

     3.  Какой длины нужно построить забор вокруг загона прямоугольной формы, если его длина 36 м, а ширина 27м? 

P = ( a + b ) * 2

( 36 + 27 ) * 2 = 126 (м)

Ответ: 126 метров длина забора.

  1. Для одного волка необходим вольер площадью 200 м2. Хватит ли места волку, если длина вольера 23 м, а ширина 9 м? 

S = a * b

23 * 9 = 207 (м2)

Ответ: волку хватит места в вольере.)                                              

                                                                                                       

- Молодцы! Выполнить расчёты нам помогла …( Математика)

6. Составление научного текста. (Интегрирование окружающего мира, литературного чтения и русского языка)

- Во всех зоопарках рядом с вольерами обязательно вывешивается информация о животном, для чего это делают? ( Для того, чтобы посетители узнали об обитателях зоопарка).

- Правильно. Мы тоже разместим рядом с вольерами такую информацию. К какому стилю речи будет принадлежать текст? ( К научному.) Назовите характерные черты научного стиля. (Точность, логичность, чёткость.) По типу речи это будет повествование, описание или рассуждение? (Описание.)

- Составим план текста.

 ( 1. Название животного. 2. Места обитания. 3.  Внешний вид ( окраска, размеры, характерные черты) 4. Питание)

Слайд 8

- Выберите, кто будет писать текст. Коллективно составьте его и запишите.

Дети коллективно составляют текст и зачитывают его.

- Ребята на столах лежат статьи из энциклопедии о животных, сравните свои тексты со статьями.

7. Домашнее задание.

- Умницы! У нас получился макет  Саратовского зоопарка. А каких животных ещё вы бы поместили сюда? Вернёмся к    странице рабочей тетради. Прочитайте ещё раз задание. Это задание вы выполните дома.

8. Итог урока.

- Вспомним тему нашего урока. (Экскурсия в зоопарк) Удалось нам посетить зоопарк, которого пока ещё нет? ( Да) Как нам это удалось? ( Мы создали модель) Знания и умения, полученные на каких уроках, нам помогли достигнуть цели? (Окружающего мира, математики, технологии и литературного чтения.) Сделайте вывод: достаточно ли знаний по одному предмету, чтобы решить задачу, которую перед нами ставит жизнь? ( Нет)

9. Рефлексия.

- В нашем зоопарке не хватает деревьев. У вас на столах лежат изображения деревьев, обсудите, работа, какой группы вам понравилась больше других, и прикрепите деревья рядом с вольером, который они создали.

Дети прикрепляют деревья.

 - Наш зоопарк ждёт своих посетителей. Урок окончен, спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Тема урока: «Чудесное путешествие » Урок разработала: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Терехова Елена Александровна Февраль, 2017г.

Слайд 3

Чудесное путешествие в зоопарк.

Слайд 4

Что называют зоопарком? Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного.

Слайд 6

Какие геометрические фигуры перед вами?

Слайд 8

Рыбы. Живут под водой. Дышат жабрами. Тело покрыто чешуёй. Имеют плавники. Откладывают икру.

Слайд 9

Птицы Живут на суше. Тело покрыто перьями. Есть клюв. Имеют 2 крыла и 2 лапы. Многие летают. Высиживают яйца.

Слайд 10

Млекопитающие. Живут на суше. Тело покрыто шерстью. Имеют 4 конечности (лапы). Живородящие. Выкармливают детёнышей молоком.

Слайд 12

Формулы V = a ⋅ b ⋅ c C = a ⋅ b P = ( a + b ) ⋅ 2 S = a ⋅ b

Слайд 14

План рассказа. Название животного. Места обитания. Внешний вид (окраска, размеры, характерные черты) Питание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...