Конспект урока "Овощи"
план-конспект урока по окружающему миру

Лебедева Наталья Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_ovoshchi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Овощи

Цель: продолжать формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания овощей.

Задачи:

  1. Образовательные: уточнение понимания и смысла, значения новых слов, активизация словаря, отработка умения задавать вопрос и составлять простое предложение, образовывать прилагательные от существительных, развитие устной речи с помощью описания иллюстраций по теме «Овощи».
  2. Коррекционно-развивающие: развитие общей и мелкой моторики, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
  3. Воспитательные: воспитание мотивации к учению, эмоциональной отзывчивости, потребности в общении.

Оборудование: презентация, тематические и предметные картинки по теме «Овощи», трафареты овощей и контуры стаканов, музыкальные фрагмент И.П. Чайковский «Осенняя пора», пособие – картинка кастрюли, карточки с напечатанными на них новыми изученными словами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит музыкальный отрывок И.П. Чайковский Времена года « Осенняя песня».

Загадка.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)

- Наступила осень – первый осенний месяц - сентябрь. И нужно собирать урожай, который уродился в огороде. Ребята, сегодня на уроке мы отправимся к бабушке Клаве в гости, она уже старенькая и ей тяжело одной убирать урожай, а мы ей поможем. Если вы согласны, тогда в путь!

2. Введение в тему: Упражнение в узнавании и различении овощей.

« Отгадай загадку, найди предмет» (На рисунке изображены контуры овощей, частично наложенные друг на друга)

А у бабушки на грядке

Выросли загадки.

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это?(горох)

Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редиска)

В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,


Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.(тыква)

Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен (помидор - томат).

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

Вводная беседа: Что выросло у бабушки на грядке? Как можно назвать эти предметы одним словом? Где они растут? Когда поспевают? Какие ещё овощи знаете? Назовите ваш любимый овощ.

Сообщение темы и целей урока: Сегодня мы с вами поговорим об овощах. Вы узнаете, как они растут, какие условия им нужны.  Узнаем, какие блюда можно из них приготовить, и чем они полезны.

3.Изучение нового материала:

Упражнения в составлении вопросов по опорному плану.

Игра « Угадай предмет»

Учитель показывает учащимся мешочек с овощами и просит их отгадать, какие овощи лежат в мешочке, используя картинки-символы: изображения палитры (цвет), геометрических фигурок (форма), большого и маленького кругов (размер), изображение языка (вкус).

Ученики, используя схему из картинок-символов, задают вопросы учителю о цвете, форме, величине, вкусе.

-Большой или маленький?

-Какого цвета?

-Какой по форме?

-Кислый, горький или сладкий на вкус?

Затем эти же вопросы один ученик задает другому.

4.Физкультминутка (выполнение движений под стихотворение)

А сейчас немного на огороде поработаем, поможем бабушке собрать урожай. Встали, работаем все вместе. А что значит работать всем вместе? Как по- другому можно сказать? (синоним – сообща, вместе (наречие), дружно, коллективно).  Выражение: рука об руку. Как понимаете? Что можно выполнять рука об руку?(трудиться, бороться, стоять)

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

- Молодцы! Трудолюбивые ребята! Собрали для бабушки богатый урожай!

-  Ребята, что значит быть трудолюбивым? ( усердный, старательный) Подберите слово противоположное по смыслу (ленивые)

- Что значит богатый урожай?(обильный, достаточный)

- А если бы овощи на огороде не уродились, а как бы мы сказали про урожай? (бедный, скудный).

Игра «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

1 команда: Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки), кабачок (вершки)

2 команда: Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), тыква (вершки).

Игра «Повар».  Теперь вы знаете, какая часть у овоща съедобная, можно приготовить и обед. Превращаемся в   воображаемых поваров и готовим щи.

На доске вывешивается пособие - картинка, на которой нарисована кастрюля, дети поочередно подходят к доске и выставляют свои картинки с изображением овощей, необходимых для приготовления щей.

Щи -талочка

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Полторы головки лука.

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжен

— Кочерыжка, выйди вон!

(М. Бородицкая)

  • Сколько овощей вы насчитали?
  • Что такое кочешок капусты, кочерыжка?(твердый стебель кочана капусты) а как ещё называют кочан капусты? (вилок)
  • Из чего готовят щи?

-А в каком виде можно есть овощи? (тушеном, вареном, жареном, соленом)

- Какие ваши любимые блюда из овощей?

- Из овощей можно приготовить ещё и сок.

Игровое упражнение «Приготовь сок» Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты овощей (свекла, морковь, помидор - томат). Нужно обвести контур овоща на стакан и раскрасить в нужный цвет.

«Какой у тебя овощ?» — «Морковь».

«Какой ты приготовил сок?» — «Морковный» и т. д.

Учитель. У бабушки на огороде выросли  волшебные овощи, которые умеют говорить. Они приготовили для вас небольшую сценку.

Выходят ученики в шапочках овощей.

Овощи. 

Кто из нас, из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Свёкла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!

Морковь.

Ты уж, свёкла, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Лук.

Я - приправа в каждом блюде.
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук.

Учитель. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно!

Учитель.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.

Учитель: Все овощи полезные. В каждом из них есть витамины.

5.Закрепление изученного материала.

Упражнение в составлении  описания объектов. Учащимся раздаются картинки овощей. Дети не должны показывать другим учащимся, а посмотрев на свою картинку, должны назвать: форму, цвет, вкус, что можно приготовить из этого овоща.

Учитель дает образец, затем учащиеся сами пробуют описывать овощ.

Например: «Красный, круглый, небольшой, кисло-сладкий, сочный. Из него можно приготовить салат и сок».

Подведение итогов урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Славно мы сегодня потрудились у бабушки в огороде,  работали дружно, сообща. Собрали богатый урожай!

- С какими новыми словами познакомились? Прочитаем их на карточках и стрелочками соединим слова - «друзья» и слова противоположные по смыслу.

Помидор

Вилок

Кочан

Томат

Дружно

обильный

богатый

старательный

Трудолюбивый

Сообща, вместе

Богатый

Ленивый

Трудолюбивый

Бедный

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оценка деятельности учащихся: особенно активны были ..., интересные вопросы поставил ... и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...