Главные вкладки

    Методическая разработка урока .
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Красильникова Елена Павловна

    Технологическая карта к уроку" Окружающий мир"  по теме : " Красная книга России. Красная книга Республики Башкортостан"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Технологическая карта урока.40.68 КБ
    Файл Приложение.17.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    УМК « Перспектива». 1 класс.

    Ход урока: 

    Целевой блок

    Тема

    Красная книга России. Красная книга Республики  Башкортостан.

    Цель

    Знакомство с  Красной книгой , с редкими и исчезающими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу.

    Формировать УУД:

    • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
    • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Планируемые результаты

    Предметные: 

    -формировать представление учащихся о редких  и исчезающих видах животных и растений, занесённых в Красную книгу;

    -актуализировать и дополнить знания детей о животных и растениях, занесённых в Красную книгу;

    совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.

     Личностные:

    -развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; использовать справочную  литературу для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся;

    -мотивировать учащихся к бережному отношению к природе.

    Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Инструментальный блок

    Задачи урока

    Образовательные: познакомить с представителями редких и исчезающих видов  животных и растений, занесенных в Красную книгу России, в Красную книгу Республики Башкортостан. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Тип урока

    Открытие новых знаний.

    Учебно-методический комплекс

    - учебник «Окружающий мир» для 1-го класса Плешаков А. А. Часть 2, стр. 54-55.

    - Красная книга России;

    - Красная книга Республики Башкортостан;

    -презентация «Красная книга России»;

    -видеоурок «Красная книга России»;

    - алгоритм самооценки.

    Организационно-деятельностный блок

    Основные понятия

    Красная книга, редкие и  исчезающие животные и растения.

    Организация пространства

    Фронтальная, индивидуальная.

    Межпредметные связи

    Экология, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Мотивационный

    этап.

    - Здравствуйте, друзья!

    - Здравствуй, природа! Здравствуйте леса и поля, моря и озёра, реки и горы! Здравствуйте птицы и звери! Если бы человек каждый день вот так здоровался со всем, что его окружает, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим.

    Эмоциональный настрой на урок.

    Личностные

    УУД

    2.

    Актуализация знаний.

    Природа нашей Родины богата  и  удивительно прекрасна, но в то же время-  беззащитна  перед человеком . Все люди  любят природу, но, к сожалению, не все её берегут.

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

         На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Но пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно, а некоторые находятся  на грани исчезновения. Задумались люди: как не допустить исчезновения ни одного вида живого существа. Появилась необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от уничтожения живой природы. В 1948 году учёные мира создали  Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и напечатали их в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

    -Что вам известно  о Красной книге?

    -Что ещё вы хотели бы узнать?

    -Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

    Учащиеся слушают  рассказ учителя.

    Учащиеся делятся своими знаниями.

    Познавательные

    УУД

    Познавательные

    УУД

     Коммуникативные УУД

    3.

    Самоопределе-

    ние к деятельности

    - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

    - Определите цель урока.

    - Чему мы научимся?

    - Для чего это надо знать?

    Учащиеся высказывают предположение.

    С помощью учителя определяют цель урока.

    Учащиеся высказывают предположение .

    Предметные

    УУД

    Познавательные

    УУД

    4.

    Работа по теме урока.

    А) Рассказ учителя по теме урока  (сопровождается показом презентации).

    Б) Работа по учебнику.

    В)Просмотр видео-урока        «Красная книга России».

    1. Рассказ  о Красной книге.

    -Красная книга - это список редких и исчезающих видов животных и растений. Красная Книга рассказывает о месте обитания этих видов, об их численности  и о причинах её сокращения.

    - Почему выбран именно красный цвет?

    -Красный цвет, как сигнал светофора, цвет опасности! Он предупреждает нас, людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле,  они нуждаются в нашей защите, и их надо спасать.

    Первая Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные.

    А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

    Чёрные страницы-  исчезнувшие виды животных, которых уже нет на Земле! Морская корова , странствующие голуби. 

    На   красных страницах поместили тех   животных, которые находятся на грани исчезновения  (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

    На жёлтых страницах находятся те,  редкие виды , численность   ( количество) быстро сокращается

     ( розовый фламинго , джейран, бобр).

    На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены. (Лопатень, анаконда).

    На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. (синий кит, белка-летяга). 

    На зелёных страницах – животные, которых удалось сохранить и восстановить  (Зубр, атлантический морж).

    2.Демонстрация Красной книги России.

    -Сегодня мы  поподробнее поговорим о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России.

    3. Работа по учебнику.

    Откройте учебник  на с. 54-55. Внимательно рассмотрите рисунки животных и растений, которые занесены в Красную книгу России.

    -Какие животные  и растения из Красной книги изображены на страницах учебника?

    - Прочитайте на с. 54 рассказ о зубрах.

    - Что вы узнали о зубрах?

    -Прочитайте второй отрывок самостоятельно.

    -Почему  белых  журавлей стали выращивать   в специальном  питомнике?

    -Прочитайте на с. 55 рассказ о жуке- дровосеке .

    -Что  интересного вы узнали о дровосеке реликтовом ?

    -Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено?

    -Прочитайте вслух рассказ о растении женьшень.

    -Как вы думаете, какая часть этого растения наиболее ценная?

    -Прочитайте рассказ о растении Венерин башмачок.

    -Как вы думаете , почему его так назвали?

    -Прочитайте вывод  по теме урока на с. 55 учебника .

    4. Просмотр видеоурока.

    -Посмотрите видео « Красная книга России».

    -Что нового и интересного вы узнали  о жизни животных и растений, занесённых в Красную книгу ?

    -О чём бы  вы рассказали своим друзьям, родителям?

    Учащиеся слушают рассказ учителя.

    Учащиеся высказывают предположения.

    Учащиеся рассматривают на слайдах презентации  фото представителей редких и исчезающих  видов животных и растений.

    Учащиеся работают по учебнику.

     Рассматривают рисунки.

    Знакомятся с содержанием материала  учебника.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Учащиеся просматривают видеоурок.

    Ответы учащихся.

    Познавательные

    УУД

    Коммуникативные

    УУД

         Регулятивные

    УУД

     Предметные

    УУД

    Познавательные

    УУД

    Коммуникативные УУД

    Познавательные

    УУД

    Коммуникативные УУД

    5.

    Физминутка

    (музыкальная)

    У жирафа- пятна…

    Учащиеся выполняют  физминутку .

    6.

    7.

    Продолжение работы по теме урока.

    Закрепление.

    1. Животные и растения из Красной книги России.

    - Продолжим знакомство с редким и исчезающими животными и растениями из Красной книги России.

    - Послушайте рассказ о некоторых из них

    ( Приложение 1).

    2. Животные и растения из Красной книги Республики Башкортостан.

    -   Каждый регион, область  нашей страны имеет свою Красную книгу, в которой находятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Красную книгу имеет и Республика Башкортостан.

    - Познакомимся с представителями  из Красной книги Республики Башкортостан.

    Демонстрация  Красной книги Республики Башкортостан.

    -Внимательно послушайте рассказ- описание  и подумайте ,о каком животном(растении) идёт речь?

    ( Приложение2)

    1.Тест по теме: « Красная книга».

    - Предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме сегодняшнего урока.  Из предложенных вариантов ответов вам  необходимо выбрать  только один- верный.  Запишите букву- ответ  на листочке.

    1.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных?

    А)энциклопедия;

    Б) Красная книга;

    В) учебник» Окружающий мир».

    2. Почему для этой книги выбран красный цвет?

    А) это красивый цвет;

    Б) это яркий сигнал;

    В)это сигнал опасности.

    3. Закончи определение: «Красная книга – книга, которая содержит сведения…»

    А) о редких растениях;

    Б) о исчезнувших животных;

    В) о редких растениях и исчезнувших животных.

    4. Какое из этих растений занесено в Красную книгу? Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень».

    А) одуванчик;

    Б) женьшень;

    В) камыш.

    5. Какая птица занесена в Красную книгу?

    А) Белый журавль;

    Б)воробей;

    В) голубь.

    - Проверьте, как вы выполнили свою работу.

    2. Составление правил охраны природы.

    -Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы редкие и исчезающие  виды животных и растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

    - Давайте составим правила охраны природы.

    Послушайте стихотворение В. Лунина «Никого не обижай» .

    Никого не обижай-

    Ни пчелу, ни мушку,

    Ни улитку,

    Ни жучка - темненькое брюшко,

    Ни кузнечика,

    В траве скачущего ловко,

    Ни блестящую в листве божию коровку,

    Ни синичку, ни дрозда,

    Ни крота слепого…

    Ни за что, никогда не обижай живого.

    Берегите природу!

    Учащиеся слушают рассказ учителя.

    Учащиеся рассматривают на слайдах презентации  фото представителей редких и исчезающих  видов животных и растений.

    Учащиеся рассматривают на слайдах  фото, определяют животное (растение) из Красной книги РБ, подходящее под описание.

    Учитель читает вопрос и варианты ответов.

    Учащиеся  самостоятельно выполняют задание.

    Самопроверка.

    Ответы учащихся.

    Учащиеся составляют правила.

    • Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

    • Беречь лягушек, жаб, головастиков.

    • Не ловить диких животных и не уносить  их домой.

    • Не подходить близко к гнёздам птиц и не разорять  их.

    • Не оставлять в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросать его в водоёмы.

    • Не шуметь в лесу.

    Познавательные

    УУД

    Предметные

    УУД

    Познавательные

    УУД

    Предметные

    УУД

    Предметные

    УУД

    Регулятивные

    УУД

    Регулятивные

    УУД

    Коммуникативные

     УУД

    Регулятивные

    УУД

    Предметные

    УУД

    8.

    Рефлексия.

    -Что такое Красная книга? Для чего она нужна?

    -Назовите представителей животных и растений, занесённых в Красную книгу.

    - Почему они занесены в Красную книгу?

    -Что нужно сделать для того, чтобы их сохранить?

    - Какое задание вам понравилось больше всего?

    - Что вызвало затруднение?

    Ответы учащихся.

    Предметные

    УУД

    Личностные

    УУД

    Диагностика результатов урока (итог урока)

    - Какую цель ставили?

    - Достигли цели?

    - Какая тема урока была?

    - Чему научились на уроке?

    Предметные

    УУД

    Познавательные УУД



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    к уроку  « Окружающий мир» по теме:« Красная книга России. Красная книга Республики Башкортостан».

    Животные и растения из Красной книги России.

    Морская корова. Одна экспедиция обнаружила в море, животных, похожих на небольших китов. Эти животные  плавали близко к берегу ,  питались морской капустой. Их  за это и называли морскими коровами.

    Красный (горный) волк по внешнему виду животное похоже на лису. Уникальность хищника заключается в удивительной природной окраске шерсти.

    Северный олень. Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов.

    Амурский тигр . Он живёт в тайге. Шкура его с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей.

    Журавль Красавка. Это очень красивая птица. Живет она в больших болотах, умеет плавать, высоко и красиво летает и часто парит, описывая широкие круги. Это умная и храбрая птица. Тело у нее длинное, ноги очень сильные и шея длинная и тонкая, а голова небольшая.

    Рыба Подкаменщик обитает в небольших реках и ручьях. Прячется под камнями, в зарослях растительности. Окраска тела меняется в зависимости от условий жизни, обычно коричневая или зеленовато-коричневая, с мраморным узором.

    Жук-олень – крупное и не слишком редкое насекомое в наших краях, но их количество постепенно сокращается. В среднем взрослые они достигают до 7 сантиметров в длину, бывает и 10 см.

    Ландыш. У этого растения темно-зеленые листья, сильный аромат и крохотные белоснежные цветочки, которые напоминают маленькие звоночки.

    Кувшинка. Цветут они долго, практически всё тёплое время года – с мая до августа. Утром, с первыми лучами солнца, бутон раскрывается. Вечером он крепко закрывает свои  лепестки. Потрясающее зрелище можно увидеть на рассвете: из глубин озера выныривают цветы на своих лодочках-листках и открываются навстречу новому дню. С каждым годом количество этого цветка уменьшается .

    Животные и растения из Красной книги Республики Башкортостан.

    Окраска  у этого животного летом рыжевато-коричневая, зимой — сероватая или бурая. Голова большая с ветвистыми (до 9 отростков) рогами. Ноги длинные, копыта широкие. Марал  благородный олень( настоящий) .

    Живут олени небольшими стадами. Питается травянистыми кормами.

    У него  большие ушки и очень хорошо слышат. Глаза хорошо видят и  чутьё не подводит. Иголки растут только на спине, а бока и брюшко покрыты густым мягким и коротким мехом. Ушастый ёж –небольшой ёжик.  

    Питается в основном насекомыми , чаще всего это жуки и муравьи. Поедает ягоды и семена.

    Эту птицу можно назвать король орлов. Имеет самую настоящую внешность– острый клюв крючком , длинные крылья и сильные лапы с мощными когтями. Беркут- это самый большой орел на нашей планете.

    Беркут – сильный и быстрый охотник. Птица может переносить в лапах добычу весом до 5 кг. Беркуты обычно живут на одном и том же месте, неподалеку от своего гнезда.

    Крупное хищное насекомое. Обыкновенный богомол .

    Богомол - единственное насекомое, способное свободно двигать головой, поворачивая ее вокруг оси тела. Поджидая добычу,  может долго неподвижно сидеть в траве .

    Растение имеет большие ярко-желтые цветы, которые под лучами солнца как бы горят. Адонис весенний или «Горицвет» .

    Растение появляется первым на пригорках, холмиках, которые первыми оттаивают, в то время как на лугах может ещё лежать снег. Благодаря своим полезным целебным свойствам горицвет применяется в медицине.

    Интересное растение. Выглядит оно красиво, необычно. Цветок смотрится, словно он плюшевый. Прострел .

    Иначе его называют сон-трава или подснежный тюльпан. Расцветки бутонов могут быть разными. Чаще всего встречаются белоснежные, сиреневые, жёлтые или красные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

    Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

    На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

    Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

    Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

    Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

    Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

    Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

    Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

       Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

    Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...