Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Порукова-Сотникова Татьяна Валентиновна

КТП по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная        записка.                                                                              Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для образовательных учреждений по окружающему миру (автор программы А.А. Плешаков – М, Просвещение, 2019).

        Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

Главная цель:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Курс окружающего мира направлен на решение следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Метапредметные результаты:

        Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметных  результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                          Программно-методическое обеспечение

1. УМК

- учебник

Плешаков А. А. Окружающий мир.4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений -  М.: Просвещение, 2019г.

          - тетрадь

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019г.

            - Окружающий мир. 4 класс. КИМ – М. ВАКО, 2019г.

                          Учебно-методическая литература для педагога:

  1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2019г. – 384 с.
  2. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2019г.

                                               Электронные ресурсы

                                                    http://www.zavuch.info/

  • сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
  • Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
  • Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
  • В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

                 Электронные пособия:

     1. электронное приложение к учебнику Плешакова А. А.Окружающий мир. 4 класс.

     2. сайт      http://catalog.iot.ru,

                     http://www.ict.edu.ru

                     www.center.fio.ru 

                     http://nsc.1september.ru

                    http://www.1september.ru/

                    http://som.fio.ru/

                   http://www.rubricon.com/ 

        http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&c   id=277

          3. Материально-техническое обеспечение:

1. комплект учебно-наглядных пособий

        2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        3. принтер;

Учебно – тематический план (136 часов)

п/п

Содержание программы

Всего часов

Часы аудиторных занятий

Часы вне аудиторных занятий

1

Земля и человечество

9 ч

9 ч

-

2

Природа России

10 ч.

10 ч.

-

3

Родной край-часть большой страны.

15ч

15ч

-

4

Страницы Всемирной  истории

-

5

Страницы истории России

20 ч

20 ч

-

6

Современная Россия

9 ч

9 ч

-

Календарно-тематическое планирование

№   п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во часов

Решаемые

проблемы

Планируемые результаты

( в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные                         результаты

УУД:

Регулятивные,

Познавательные,

Коммуникативные.

Личностные

результаты

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Земля и человечество» -9 ч

1

Мир глазами астронома

1

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Астрономия, астроном.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие

условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения

познавательного интереса о нашей планете.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

2

Планеты солнечной системы.

1

Характеристика планет  Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года

Планеты солнечной системы

Умение работать

с готовыми моделями (глобусом и картой) создавать

несложные

модели.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

3

Звездное небо – Великая книга
природы.

1

Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца

Созвездия

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

4

Мир глазами географа.

1

Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса

Географ

География

Глобус

Экватор

Географическая карта

Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

    5

Мир глазами историка

1

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения  истории

Археология

История

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

6

Когда и где?

1

Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта

Историческая карта

Век, столетие,

Летосчисление

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

7

Мир глазами эколога

1

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения . международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь

Эколог

экология

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

8

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Понятие о всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга

Объекты всемирного наследия,

Красная книга

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе.

Охрана растительного и животного мира.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

.Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

9

Презентация проектов

1

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

проект

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

«Природа России» - 10 ч.

10

Равнины и горы России

1

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Равнины, горы

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы,

равнины, моря, реки (без указания названий

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

11

Моря , озёра и реки России

1

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Моря , озёра и реки

Знать виды  водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы,

равнины, моря, реки (без указания названий).

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

12

Природные зоны России

1

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Природные зоны

Знать общие условия, необходимые

для жизни живых

организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений и животных арктических пустынь.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Осознание себя членом общества и государства  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

13

Зона арктических пустынь

1

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Зона арктических пустынь

Знать общие условия, необходимые

для жизни живых

организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений и животных арктических пустынь.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

14

Тундра

1

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Тундра

Знать общие условия, необходимые

для жизни живых

организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений

и животных тундры.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

15

Леса России

1

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Знать общие условия, необходимые

для жизни живых

организмов, правила

поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений

и животных леса.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

16

Лес и человек

1

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Фитонциды

Понимать основные правила поведения

в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений и животных (2–3 представителя из изученных),

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К. Пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

17

Зона степей

1

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Зона степей

Знать общие условия, необходимые для жизни живых

Организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп

растений и животных степей.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

18

Пустыни

1

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Пустыни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых

организмов.

Уметь приводить

Примеры представителей разных групп

растений и животных пустыни.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую  информацию  как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

19

У Чёрного моря

1

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Природная зона субтропиков

Знать общие условия,

необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить

Примеры представителей разных групп растений и животных

Черноморского побережья.

Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую   информацию  как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

«Родной край-часть большой страны»-15ч

20

Наш край

1

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Карта родного края

Знать общие условия,

необходимые для жизни живых организмов, знать и

выполнять

правила поведения

в природе.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам.

21

Поверхность нашего края

1

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Рельеф

Равнина

Гора

Холм

Овраг

Балка

Террикон

Показывать

на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты

природы

и изделия; объекты

неживой и живой

природы.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей

22

Водные богатства нашего края

1

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Водоёмы

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам  и желание участвовать в ее делах и событиях

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

23

Наши подземные богатства

1

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Полезные ископаемые

Использовать

полученные знания для удовлетворения познавательных интересов,

поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях

24

Земля – кормилица

1

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Полезные ископаемые

Плодородие

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять

признаки различных объектов природы(цвет, форму,

сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

25

Жизнь леса

1

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Природное сообщество

Ярусность леса

Лесная подстилка

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения

познавательных интересов, поиска дополнительной

информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного

водоема,

приводить примеры представителей разных групп растений и

животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и

пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида

и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке

(схеме)

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

26

Жизнь луга

1

Представления о луге, как природном сообществе

Луг

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

27

Жизнь в пресных водоёмах

1

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Водоём

Растения водоёма

Животные водоёма

Цепи питания

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

28

29

30

Природные сообщества родного края (Экскурсии)

3

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Экскурсия

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения

познавательных интересов, поиска дополнительной

информации о родном крае.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

31

Растениеводство в нашем крае

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Полеводство

Овощеводство

Цветоводство

Плодоводство

Сорта культурных растений

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

32

Животноводство в нашем крае

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Скотоводство

Коневодство

Кролиководство

Птицеводство

Рыболовство

Пчеловодство

Свиноводство

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

33

Презентация проектов

1

Обобщение и проверка знаний учащихся.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

34

Обобщающий урок по разделам.

1

 Обобщить знания учащихся.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

«Страницы Всемирной истории» -5 ч

35

Начало истории человечества

1

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Первобытные люди

Дриопитек

Археология

Геродот

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту

Времени.

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания.

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Древний Египет

Древний Рим

Древняя Греция

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Средневековье

Христианство

Ислам

Буддизм

Правила этикета

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

Новое время

Знать выдающихся людей новейшего времени.

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

Новейшее время

Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для

обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

40

Презентация проектов

1

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Новейшее время

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации.

«Страницы истории России» - 20 ч

41

Жизнь древних славян

1

Представление о жизни древних славян.

Поляне

Дреговичи

Словене

Древляне

Северяне

Родимичи

Волыняне

Вятичи

Уличи

Кривичи

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю

Древней Руси.

Уметь показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать отдельные (изученные) события из истории

Отечества.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации

42

Во времена Древней Руси

1

Представление о Древней Руси, русских князьях

Древняя Русь

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю

Древней Руси.

Уметь показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать отдельные (изученные) события из истории

Отечества.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации

43

Страна городов

1

Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде

Древний

Киев

Древний

Новгород

Юрий

Долгорукий

Ярослав

Мудрый

Вещий Олег

Рюрик

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю

Древней Руси.

Уметь показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать отдельные (изученные) события из истории

Отечества.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране,

выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

Летопись

Кирилл

Мефодий

Глаголица

Кириллица

азбука

Описывать отдельные (изученные) события из истории

Отечества.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

45

Трудные времена на русской земле

1

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Монголо-татары

Александр

Невский

Показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать

события Куликовской

Битвы.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

46

Русь расправляет крылья

1

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Иван

Калита

Шапка

Мономаха

Показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать

события Куликовской

Битвы.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

47

Куликовская битва

1

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Куликовская битва

Дмитрий

Донской

Показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать

события Куликовской

Битвы.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

48

Иван III

(Третий)

1

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Иван Третий

Московский

Кремль

Показывать

на карте границы России, некоторые города России,

описывать

события Куликовской

Битвы.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю

49

Мастера печатных дел

1

Выдающиеся люди разных эпох

Первопечатник

Апостол

книгопечатание

Использовать

полученные знания.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Осознание своей этнической принадлежности.

50

Патриоты России

1

Выдающиеся люди разных эпох

Патриот

Патриотизм

Народное ополчение

Использовать

полученные знания.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

51

Пётр Великий

1

Времена правления Петра 1, его реформах. Выдающиеся люди разных эпох.

Пётр Великий

Использовать

полученные знания.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

52

Михаил Васильевич  Ломоносов

1

Выдающиеся люди разных эпох

Михаил Васильевич  Ломоносов

Использовать

полученные знания.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину.

Осознание своей этнической принадлежности.

53

Екатерина Великая

1

Россия во времена правления Екатерины 2

Екатерина Великая

Использовать

полученные знания.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

54

Отечественная война 1812 года

1

Представление о войне 1812 года.

Отечественная война

Работать с исторической картой.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

55

Страницы истории XIХ века

1

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени

Реформа

Показывать

на карте границы России, некоторые города России.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

56

Россия вступает в 20 век

1

Важнейшие события в России в начале 20 века

Первая мировая война

Использовать

полученные знания для удовлетворения познавательных

интересов о родной стране, описывать отдельные

(изученные) события из истории Отечества.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

57

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы

Индустриализация

Коллективизация

Репрессии

Описывать исторические события в начале XX века в России.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

58

Великая война и великая Победа

1

Великая Отечественная война и её герои

Великая  отечественная  война

 Описывать

исторические события, пользуясь исторической картой.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

59

Страна, открывшая путь в космос

1

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

Космос

Биография Ю.А.Гагарина

Уметь использовать знания для удовлетворения

познавательных интересов, поиска дополнительной

информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

60

Презентация проектов

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Космос

 Слушать учителя принимать участие в диалоге.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

«Современная Россия» - 9 ч

61

Основной закон России и права человека

1

Конституция

Права человека

Декларация прав

ООН

Федерация

Использовать знания для удовлетворения познавательных

интересов, поиска дополнительной информации.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

62

Мы – граждане России

1

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Президент

Законы

Государственная дума

Совет

Федерации

Описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

63

Славные символы России

1

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Государственные символы

Флаг

Герб

Гимн

Описывать историю создания гимна,

герба, флага.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

64

Такие разные праздники

1

Праздники России, их различие и особенности. Охрана памятников истории и культуры.

Семейные,

Народные,

Государственные,

Профессиональные-

праздники

Описывать

государственные

праздники, традиции

народов России.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

65

66

Путешествие по России

2

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте.

Дальний

Восток

Сибирь

Урал

Русский

Север

Показывать на карте границы России, некоторые города

России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать

знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

67

Презентация проектов

1

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Дальний

Восток

Сибирь

Урал

Русский

Север

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

68

Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам

1

 Обобщить знания учащихся.

Семейные,

Народные,

Государственные,

Профессиональные-

праздники

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...