Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

 Рыбьякова Ирина Анатольевна

УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_1_klass.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Окружающий мир» Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Концепцией духовно-нравственного развития школьника, основной образовательной программой начального общего образования и федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учетом авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир. 1-4 классы. - М.:

Просвещение, 2011.   (За основу взято пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Сборник рабочих программ «Школа

России» 1-4 классы / Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. – М.: Просвещение, 2011.) Раздел II. Предметные результаты

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.

с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел III. Содержание учебного предмета  «Окружающий мир» 1 класс Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.  

Вода. Свойства воды, еѐ значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.  

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.  

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.  

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Правила безопасной жизни

 Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения  окружающего мира учащиеся научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц; 
  • распознавать основные признаки времѐн года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем); 
  • характеризовать признаки времѐн года; 
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; 
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);  понимать правила поведения в природе; 
  • называть свой адрес в мире и в своѐм населѐнном пункте; 
  • называть виды транспорта; наиболее распространѐнные профессии; 
  • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;  
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.  

К концу обучения в первом классе учащиеся получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой  и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения и животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта; вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;  выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, животных, грибах, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях своего родного села;
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

Критерии оценивания  

В первом классе ведѐтся безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребѐнка.  

Критериями оценивания являются:

 соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;  динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьниками продуктивных заданий в учебниках и тестовых заданий электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» для первого класса. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.  

В первом классе используется три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.


Учебно-тематический план   1 класс

 

п/п

Название темы

Количество часов

Сроки  

Практическая часть

Проверочные работы

1

Введение

2

 

 

2

Что и кто?

20

Входная диагностика

«Школьный старт» 

1

4

Как, откуда и куда?

12

 

1

5

Где и когда?

11

 

1

6

Почему и зачем?

21

 

1

 

Рабочая программа рассчитана на 66 часов.

Количество часов в неделю - 2 

 

 

Количество часов за I четверть -17

Количество часов за II четверть - 14

Количество часов за III четверть - 20

Количество часов за  IV четверть -15

 

 

 

                             

Раздел IV.  Тематическое планирование 1 класс

 

п/п

 

Раздел

Тема

Количество часов

Дата

 

План

Факт

1

Введение

Задавайте вопросы! Вводный урок.

1

 

2

Экскурсия "Что такое наша школа?"

1

 

3

Что и кто?

Что такое Родина? Что   такое безопасность?

1

 

4

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что  такое  безопасность?

1

 

5

Проект «Моя малая Родина». Город, где  мы  живем.

1

 

6

Входная диагностика «Школьный старт»

1

 

7

Что у нас над головой?  

1

 

8

Что у нас под ногами?

1

 

9

Что   общего у   разных растений? Что  такое  чрезвычайная  ситуация.

1

 

10

Что растѐт на подоконнике?  

1

 

11

Что растѐт на клумбе? Безопасность  на  улице.

1

 

12

Что это за листья?

1

 

13

Что такое хвоинки? Как  правильно  переходить  дорогу.

1

 

14

Кто такие насекомые?

1

 

15

Кто такие рыбы? Наиболее  безопасный  путь  в  школу  и  из  школы

1

 

16

Кто такие птицы?

1

 

17

Кто такие звери? Сигналы  регулирования  дорожного  движения

1

 

18

Что окружает нас дома?

1

 

19

Что    умеет компьютер? Сигналы  регулирования  дорожного  движения

1

 

20

Что  вокруг   нас может   быть опасным?

1

 

21

На что похожа наша планета? Виды  перекрестков

1

 

22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

 

23

Как,   откуда   и   куда?

Как живѐт семья? Проект «Моя семья». Знакомство  с  дорожными  знаками.

1

 

24

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?  

1

 

25

Откуда в наш дом приходит электричество? Угадай,  какой  знак

1

 

26

Как путешествует письмо?

1

 

27

Куда текут реки? Зачем  нужно знать  правила  безопасного  поведения  на  улицах  и  дорогах.

1

 

28

Откуда берутся снег и лѐд?

1

 

29

Как    живут растения? Будь  внимательным  и  осторожным.

1

 

30

Как     живут животные?

1

 

31

Как зимой помочь птицам? Движение  группами.

1

 

32

Откуда  берѐтся и куда девается мусор?

1

 

33

Откуда в снежках грязь? Особенности  движения  по  мокрой  и  скользкой  дороге

1

 

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»  

1

 

35

Где   и   когда?

Когда учиться интересно? Где  можно  и  где  нельзя  играть.

1

 

36

Проект «Мой класс и моя школа»

1

 

37

Когда придѐт суббота? Практичес.  занятие

1

 

38

Когда наступит лето?

1

 

39

Где живут белые медведи? Городской  транспорт

1

 

40

Где живут слоны?

1

 

41

Где зимуют птицы? Правила  поведения  в  транспорте.

1

 

42

Когда появилась одежда?

1

 

43

Когда изобрели велосипед? Обобщающий  урок  «Улица  полна  неожиданностей»

1

 

44

Когда мы станем взрослыми?

1

 

45

Проверим и оценим свои достижения по  разделу «Где  и  когда?» Презентация проекта  «Мой класс и моя школа»  

1

 

46

Почему   и   зачем?

Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью?  

1

 

47

Почему Луна бывает разной?

1

 

48

Почему идѐт дождь и дует ветер? Практическое  занятие

1

 

49

Почему звенит звонок?

1

 

50

Почему радуга разноцветная? Правила  и  меры  безопасного  поведения  на  воде  в  весенний  период.

1

 

51

Почему мы любим собак и кошек? Проект «Мои любимые домашние питомцы»

1

 

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Правила и меры безопасного  поведения  на  воде  в  весенний  период.

1

 

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

 

54

Зачем мы спим ночью? Правила и меры безопасного  поведения  на  воде  в  летний  период.

1

 

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

 

 

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Основные  спасательные  средства.

1

 

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

 

58

Зачем нужны автомобили? Какие  опасности  нас  подстерегают  в  

1

 

помещении.

59

Зачем нужны поезда?

1

 

60

Зачем строят корабли? Основные  правила  пожарной  безопасности.

1

 

61

Зачем строят самолѐты?

1

 

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Детские  шалости  с  огнем.

1

 

63

Почему на корабле и в самолѐте нужно соблюдать правила безопасности?

1

 

64

Зачем люди осваивают космос? Как  действовать  при  пожаре  дома,  в  школе,  в  транспорте.

1

 

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

 

66

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»  

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V.  Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

 

Дидактическое обеспечение 

Методическое обеспечение 

Учебники 

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочие тетради (Окружающий мир) 

 Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  1 класс. Ч. 1. Ч.2– М.: Просвещение, 2017

 

Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. / Плешаков А.А.. - М.:

Просвещение, 2011

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель для начальных классов. -  М.:

Просвещение, 2016.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс

 

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Проектор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...