"Свойство тел и веществ", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Свойство тел и веществ", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela_i_veshchestva.pptx1.33 МБ
Microsoft Office document icon svoystvo_tel_i_veshchestv_3g_.doc90 КБ
Файл labor.docx9.99 КБ
Файл zadaniya.docx12.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: свойства тел и веществ .

Слайд 3

1 . Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом. 2. Тело - организм человека или животного в его внешних, физических формах. 3. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь .

Слайд 4

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

Слайд 5

I группа II группа Карандаш Книга Стол Камень Облако Луна Дерево Искусственные Естественные

Слайд 7

Название тела Название вещества Цвет Размер Форма Кубик Дерево Красный Небольшой Куб Мячик Резина Красный Большой Шар Свойства (признаки)

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Объедините в 3 группы следующие вещества: Молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. II группа I группа III группа

Слайд 10

I группа II группа III группа чугун железо стекло молоко вода сок дым воздух Твердые Жидкие Газообразные

Слайд 11

Жидкие Газообразные Твердые



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир»  на тему: «Свойства тел и веществ»

Тема урока: «Свойства тел и веществ»

Тип урока: освоение новых знаний

Цель:

Задачи:

 Образовательные:

Познакомить детей с понятиями тело и вещество .

Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях. 

формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

Развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление.

Воспитательные:

воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

 Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах, карточки для  самооценки, презентация

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс, автор  А.А. Плешаков.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3класс, автор А.А.Плешаков. 

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные   

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.

  1. Метапредметные 

Регулятивные: выполнять целепологание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

  1.  Личностные

Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организа-ционный момент.

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня окружающий мир  проведу у вас я, зовут  меня Татьяна Романовна.


Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сел

На меня все  посмотрели. 

Взаимное приветствие.

Формировать личные качества добра и вежливости.

2

Актуализация

2 мин.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

-Что такое природа?

- Посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как можно  назвать все это,  одним словом?

- Ученые называют предметы телами.  Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

- Природа – это то что нас окружает.

Называют

- Объекты, предметы…

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Выбирать действия в соответствии с учебной задачей.

Воспроизведение  по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Применение правил делового сотрудничества.

3

Постановка целей и задач

2 мин.

- Сегодня мы  с вами узнаем что называют телом и веществом, научимся определять их свойства.

Тело ( Что?, какие?, из чего?)

умение строить высказывание

умение выражать свои мысли

4

Первичное усвоение новых знаний

В словаре Сергея Ивановича  Ожегова есть четыре значения этого слова:

-Прочитай громко первое определение.

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
  2. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

 Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

Как вам кажется, какое значение    интересует нас с вами, на этом уроке?

Хорошо читающий ученик читает определения из словаря

Высказывают предположения

Осуществление актуализации личного опыта.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Работа в паре

 У вас на столах лежат карточки с  заданиями,  вам необходимо разделить слова  на две группы. Возьмите красный и синий цветной карандаш, первую группу слов подчеркните  синим, а вторую красным.

- Кому не понятно задание поднимите руку.

- Преступили к выполнению.

 Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

-Давайте проверим. Какие слова вы отнесли к первой группе?

- Перечислите вторую группу слов?

-Как можно назвать первую группу тел?

-А вторую?

Тела делятся на два вида: естественные, созданные природой и искусственные, созданные человеком.

-Давайте, сравним два стакана (пластмассовый и стеклянный) Что общее и чем отличаются?

- То из чего сделано тело, это вещество.

- Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы называйте тело и вещество, из которого оно состоит?

Мяч - резина, серьги - золото, ложка – металл, свеча – парафин, бутылка – стекло.

Так что же  такое «вещество?»

Веществами называют то, из чего состоят все тела.

- Например,

посмотрите вот кусочек мела– это тело, а сам известняк – вещество, или

вот кольцо – это тело, а золото, из которого оно сделано – вещество,

Некоторые тела образованы одним веществом, но большинство, особенно живые тела -  из множества веществ.

Например, в состав растений входит вода, крахмал, сахар и др. вещества. Тела людей и животных образованы множеством разнообразных веществ – вода, калий, магний.

А сейчас, внимание на экран.

-Кто мне может сказать,  что такое тело?

-Что такое вещество?

Ребят, каждое вещество или тело имеет те или иные свойства: блеск, цвет, размер и форму.  

Посмотрите перед вам два тела: кружка и ваза, сравните их между собой.

 Чем они схожи?  (состоят из одного и того же вещества)

А чем они отличаются?  (цветом, формой, размером).

Скажите,  что мы с вами перечисляли? (свойства)

Ребята, свойство тел ещё называют признаком. Свойства тел или веществ позволяют отличать их друг от друга, сравнивать.

Посмотрите внимательно на экран.

-Что изображено на слайде?   Сравним их свойства, выделим отличительные и общие признаки.

Заполним таблицу.

Название тела

Название вещества

Цвет

Размер

Форма

Кубик

Дерево

Красный

Небольшой

Куб

Мяч

Резина

Красный

Большой

Шар

При сравнений предметов  важно выделить самое главное – существенное отличительное свойство.

-Как вы думайте,  какое существенное свойство будет для этих тел? 

Физминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

          Тихо сели, вновь за дело.

-Итак,  ребята,  мы определили, что все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки.

Найдите второе задание на карточке. Я  предлагаю, вам,  объединить в 3 группы следующие вещества:  молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

I группу слов подчеркните красным карандашом.

II группу синим.

 И III группу  оранжевым

-Кому не понятно задание поднимите руку. Приступил  к работе.

Проверим. Какие слова вещества вы отнесли к первой группе?

-Перечислите вещества второй группы?

И последняя группа?

Скажите, все ли вещества одинаковы?

- Чем они отличаются?

-По какому принципу вы делили?

Существует 3 группы веществ: твердые, жидкие, газообразные.

Опыт

- А сейчас мы  отправимся в лабораторию,  проведем с вами опыт, чтобы узнать некоторые свойства воды.

… Ты будешь мой помощницей.

Нальём в стакан  до краёв воду и поставим его на блюдце. Отпустим в стакан с водой  любой тяжелый предмет , в данном случай камушек.

-Что случилось с водой?- Как вы думайте почему?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: каждое тело занимает место.

-Давайте хором громко повторим этот вывод.

- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести  еще один химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

-У нас на столе  один стакан с водой и кусочек сахара

-Скажите, какого цвета вода?

-Какого цвета сахар?

 Положите сахар  в стакан с водой. Размешайте.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга  по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

-… подойди ко мне.

-Возьми в руки камушек, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. Так как промежутки между ними очень малы, поэтому твердые тела сохраняют форму.

- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи, они принимают форму   того тела в котором они находятся.  

- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. 

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

- А сейчас, откройте рабочие тетради на странице 9. Найдите задание под номером 15.

- Вам необходимо дополнить схему, привести примеры твердых , жидких и газообразных веществ.

-Кому не понятно задание поднимите руку.

Приступили к выполнению.

-Покажите посадкой что, Вы готовы дальше работать.

-Проверим первое задание.

-Кто может назвать жидкие вещества?

- Газообразные?

- Твердые?

-Слушаем,  следующее  задание 16.

Необходимо вставить пропущенные слова в высказывание.

1.место

2.силы

3.форму

4.существенное

-Кто выполнил покажите посадкой.

-Давайте проверим.

-Что вы написали в первом пропуске?

-Во втором и т.д.?

Делят на группы. Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.

 Естественные: камень, облако и луна.  Искусственные: карандаш, дерево, книга и столб.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают их по форме,  размеру, цвету и т. д

Кубик и шар

Форма

Повторяют за учителем.

Отвечают на вопросы, выполняют задание в карточках

Вылилась

Камушек занял место воды

Прозрачного.

Белого

Кладут сахар в стакан, размешивают

Сахар растворился в воде.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Выполнят действия

Делают выводы

Слушают учителя

Жидкие: сок, вода, ртуть.

Твердые: камень, металл, мел, золото

Газообразные: воздух, азот.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью.

6

Рефлексия. Итог.

Оценка учащихся.

4 мин.

Итог.

- Назовите тему нашего урока.

Что такое тело?

Что такое вещество?

-Сейчас я назову тело, а вы вещество: парта, окно, колесо машины.

- Назовите три состояния вещества.

А сейчас оцените вашу работу, если было легко, материал понятен, то поднимите «!» знак.

 А если было трудно, остались вопросы по теме, то «?» знак.

- В чём у тебя возникли проблемы?

.-Что было не понятно?

Урок окончен.

Отвечают на поставленные вопросы

Дерево, стекло, резина

Твердое, жидкое, газообразное

Выполняют работу, оценивают.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Осуществление взаимного контроля, планирование способа взаимодействия.



Предварительный просмотр:

   ЛАБОРАНТ



Предварительный просмотр:

Задание: 1

Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

Задание:2

Объедините в 3 группы следующие вещества:  

Молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Задание: 1

Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

Задание:2

Объедините в 3 группы следующие вещества:  

Молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Задание: 1

Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

Задание:2

Объедините в 3 группы следующие вещества:  

Молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода и её свойства" урок во 2 классе

Урок по курсу окружающий мир во 2 классе.Программа "Перспективная начальная школа"Заседание клуба любителей природы "Мы и окружающий мир"...

Урок окружающего мира "Свойства воды" для 4 класса.

Урок окружающего мира "Свойства воды"  для 4 класса по образовательной системе "Школа 2100", автор учебника А.А.Вахрушев....

Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе

Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по математике на тему: "Переместительное свойство сложения" для 2 класса школы 8 вида

Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов школы 8 вида....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс

Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....

Открытый урок по теме "Переместительное свойство умножения". Математика. 2 класс. УМК "Школа России"

Данный материал содержит конспект урока , презентацию и приложение для работы в парах....