"Тундра", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Тундра", 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.84 МБ
Файл test.docx30.97 КБ
Файл dlya_detey.docx14.49 КБ
Файл tundra.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 4 «Г» класс

Слайд 2

ОТГАДАЙ КРОССВОРД 3 6 5 4 2 1 А Г П И А Р Д Н У Т С О Д Ь О В Т Л А Р В К Р А А Л К С Я Л К А Е И К Й О И

Слайд 3

ТУНДРА

Слайд 7

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ТУНДРЫ Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и мелкие листья. Карликовая ива Карликовая берёза Черника Морошка Мхи Лишайники

Слайд 9

ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех, толстый подкожный слой жира. Лемминг Северный олень Песец Полярная сова Гагарка Белая куропатка

Слайд 17

Основное занятие населения тундры – оленеводство.

Слайд 18

Ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

Слайд 24

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Белый журавль Тундровый лебедь Краснозобая казарка Кречет



Предварительный просмотр:

Тест "Арктика” 


1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 

1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 

1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 



Предварительный просмотр:

-«В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.»

- «Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.»

-«Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством. В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл.»



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «Тундра», проведенного в 4 «Г» классе М

Класс: 4 «Г»

Образовательная система: «Планета знаний».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Тундра»

Цель: - познакомить детей с природной зоной- тундра;

Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

         2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

         3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

                  4. Воспитывать любовь к предмету.

Планируемые результаты :

Личностные:  способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, умения работать в паре, взаимопомощи;

Ресурсы:

Основные:  Учебник окружающий мир 4 класс.

Дополнительные: презентационный материал.

Форма работы: беседа.

УУД:

познавательные УУД:

начать знакомство с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника;

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Настраивает детей на работу.

Взаимное приветствие. Анализирует услышанное.

-Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.(Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут …..

-Проверьте все ли у вас готово к уроку, нам понадобится: учебник, карандаш, внимание и ваше хорошее настроение.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

II. Сообщение темы урока.

Открытия нового знания, способа действия.

 

 

Тундра

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.

Находится южнее арктических пустынь.

Да отражается, потому что зимой в тундре почва замерзает.

Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю..Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается

На севере очень холодный климат. Карликовая береза, ива. Морошка, брусника, голубика,и т.д

Дикий северный олень, лемминг, куропатка, сова.

Оленеводство.

полярные пеструшки

Животные:

Птицы- густое оперение и защитная белая окраска

Звери- густой мех.

запретить браконьерство 
оленьи пастбища под охрану 
не использовать тяжёлую технику 
бережно относится к природным богатствам
 

-Перед изучением нового материала, давайте выполним тест по Арктике. У вас на столах лежат листочки с тестами, возьмите и подпишите свою фамилию и имя. Ответ, который вы считаете правильным, обведите кружочком( т.е. букву, которая находиться рядом с данным словом ).

-Приступайте к работе…

Тест "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 

-Передайте листочки на первые парты.

-Мы сегодня снова будем наблюдать ,

Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

-Посмотрите на слайд…

-Какое у нас получилось ключевое слово? .

Так ,какая тема нашего урока?

-Правильно! Молодцы. Сегодня мы совершим ,путешествие по тундре и наша цель на сегодняшнем уроке будет, выяснить какие животные и птицы обитают в тундре  и как человек использует для себя тундру…

-Откройте в конце учебника карту природных зон  и найдите эту природную зону на карте. Каким цветом она выделена? Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?.

-Ребята, Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.

Так, где же находится зона тундры?

- Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С.

-Как вы думаете, это отражается на почве?

-Правильно.

Говорят, что год тундры делится на две части : снежную и мокрую..

-Как вы понимаете, что такое снежная часть года?

- Как вы понимаете мокрая часть года?

- Правильно. Молодцы

-Мы с вами выяснили, какие природные условия в тундре, составим небольшую схему:

Тундра

Равнина

Вечная мерзлота

Суровая зима (до -60 .С)

Прохладное короткое лето.

-Давайте сделаем вывод, при помощи схемы, скажите, что же такое тундра?

-(ТУНДРА – это равнина с вечной мерзлотой, суровой зимой (до -60°С), прохладным и коротким летом).

-Посмотрите видеоролик, будьте внимательны, после просмотра  я задам вам вопросы..

-Почему тундра безлесная зона?

-Какие растения встречаются в тундре?

-Какими ягодами богата тундра?

- Какие животные и птицы здесь обитают?

- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все мои вопросы.

-А сейчас давайте послушаем о растениях, которые растут в Тундре, о которых нам расскажет...

« В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.» 

- Какие в тундре растения?

-Ребята, все растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. .

Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. 
Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет. 
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. 
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки.

- В Тундре, некоторыми растениями питаются животные. Давайте узнаем, какие животные живут в Тундре. О животных нам расскажет….

- «Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.»

- Как приспособились к жизни представители животного мира?

- Существование и размножение животных в тундре возможно, т.к. они адаптировались к условиям следующими способами: 
1. зимняя спячка; 
2. сезонные миграции и кочёвки; 
3. белая окраска меха зверей и оперенье птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется пестрой. 
У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц.

- Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки.

- Олень: это транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище.

-Посмотрите видеоролик про оленей….

-Что вы видели?

 -В заполярье широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки по всем статьям надёжней "Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час.
-Так же постоянно живут в тундре: лемминги, песцы, кречет и волки.

- Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и  подшерсток.

- Лемминги – это мелкие зверьки, внешне и по образу жизни напоминающие хомяков и полевок. Второе название леммингов – полярные пеструшки. С зоологической точки зрения, это животное относится к отряду грызунов и подсемейству полевковых.

-Как по-другому называют леммингов? .

- Кречет - хищная птица семейства соколиных

Это самый крупный и наиболее сильный среди соколов, способный охотиться на таких крупных птиц, как белые куропатки и морские утки. Иногда добычей его становятся и другие хищные птицы, например канюки и совы. Кречеты регулярно добывают мелких грызунов, но эти хищники достаточно сильны для того, чтобы при случае убить даже зайца... .

-Волк- является самым любимым животным тайги у многих людей. Волки - это стайные животные, они собираются в стаи и собирались многие тысячи лет. В стае волкам просто легче выжить, добыть еду, нежели поодиночке, в условиях морозного климата тайги. Одинокие волки, а точнее семьи волков, встречаются в тех местах, где присутствует изобилие пищи, и им уже не надо собираться в стаю. Но чаще всего волк обитает в стае.

- А сейчас познакомимся с народом Тундры. Как они живут в Тундре… О том, как живут в Тундре, нам расскажет…..

- «Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством. В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл.»

-Посмотрите видео ролик юная Ханты, рассказывает, как она живет в тундре, будьте внимательны после просмотра я задам вам несколько вопросов...

-Чем же занималась девочка в Тундре?

-Нравиться ли ей жить в Тундре?

-Как ловят они оленей, что бы покормить?

-Правильно. Молодцы, ответили на все мои вопросы.

- В тундре возникли экологические проблемы: 
1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 
2. местность  загрязняется нефтью во время её добычи; 
3. Незаконная  охота – браконьерство; 
4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак "Ограничение выпаса оленей”). 
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. 

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в Тундре? 

-Посмотрите на слайд, давайте все вместе сделаем памятку, что бы люди ни нарушали экологические связи в Тундре.

- Ребята, крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск.

В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть,  уголь, железная руда,  каменная соль, золото и др. 
Шахты, заводы,  дороги и посёлки – всё это территории? отнятые у тундры.

Самое страшное – это загрязняющие вещества, которые образуются в результате хозяйственной деятельности. Их выделяют и предприятия, и транспорт, и котельные, отапливающие жилые дома. В тундре загрязняющие вещества накапливаются, а не промываются талыми водами. Низкие температуры тормозят разрушение вредных соединений. Погибают десятки рек и озёр.

Практически отсутствуют экологически чистые предприятия. Коптят небо тепловые электростанции. Смог оседает на белый снег, деля его чёрным, и появляются участки голой земли в тех местах, где загрязнение особенно велико. Долгие годы здесь не вырастет ни одно растение. Ещё одна беда тундры – бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими. 
Всё это не может не тревожить людей. Для сохранения редких видов растений и животных созданы заповедники (Таймырский и Усть-Ленский), есть и охотничьи заказники. 

- Посмотрите на экран, я вам подготовила видеоролик и Таймырском заповедники. Будьте внимательны после просмотра я задам вам вопросы…

-Какие животные занесены в красную книгу?

-Где расположен заповедник Таймыр ?(Красноярский край)
-
 Молодцы! Было очень приятно работать с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

Личностное УУД:

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;

 

Познавательные УУД:

- умение с помощью загадок  получать необходимую информацию для определения темы урока.

VII..Итог урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Кто был внимателен весь урок и сможет ответить на мои вопросы.

-Что нового узнали на уроке?

-Понравилось ли вам работа на уроке?

-Если вам понравилось работа на уроке, то поднимите две руки вверх. Если вы что-то не поняли, то поднимите одну.

До свидания! Урок окончен…

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Уметь оценивать свою работу на уроке.

                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Тестовая работа по теме "Арктика и тундра" (2 класс) по ОС "Школа 2100"

Для быстрой проверки знаний учащихся предлагаю тест по теме "Арктика и тундра"...

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....