Рабочая программа по предмету ОМ 3 кл
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Чондан Буяна Тимуровна

Рабочая программа по предмету ОМ 3 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_om_3_klass_.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федеральный  закон  от  29.12.2012 г.  № 273-ФЗ  «Об  образовании в Российской  Федерации»  (редакция  от  31.12.2014 г.  с  изменениями  от 06.04.2015 г.).
  • Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении  в  действие  федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования»  (Зарегистрировано в Минюсте  Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
  • ФГОС НОО (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года)
  • Учебного плана МБОУ “Лицей №16 им. Ч.Н. Хомушку г. Кызыла РТ”
  • Годового календарного учебного графика МБОУ  «Лицея №16 им. Героя Советского Союза Ч.Н. Хомушку г. Кызыла РТ»
  • Авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова (М.  Просвещение, 2014

       Рабочая программа обеспечена УМК:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе, в том числе в 3 классе, отводится два часа в неделю. 3 классы – 2 часа в неделю, всего в учебном году 68 часов (34 учебные недели).

Цели и задачи курса.

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

Планируемые результаты обучения

Предметные: 

- иметь представления о человеке как части природы и общества;

- о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах;

- об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе;

- об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме;

- о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности;

- о потребностях людей, товарах и услугах;

- о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту);

- уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

- выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные:

- осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

- осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими;

- иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные:

- познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

- наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

- усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

В результате  изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Содержание тем учебного курса

Как устроен мир (6 ч).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч).

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч).

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (11 ч).

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам (14 ч).

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

       Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

 Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Как устроен мир

7 часов

Эта удивительная природа

19 часов

Мы и наше здоровье

10 часов

Наша безопасность

8 часов

Чему учит экономика

12 часов

Путешествие по городам и странам

12 часов

ИТОГО:

68 часов

Количество практических и контрольных работ

Четверть, год

Кол-во часов

Количество часов в нед

Контрольные работы

Практические работы

Проекты

1 четверть

18

(9 недель)

2

1

4

1

2 четверть

14

(7 недель)

2

1

3

2

3 четверть

20

(10 недель)

2

2

1

2

4 четверть

16

(8 недель)

2

2

5

1

Итого за год

68 часов

6

13

6

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов в год)

№ пп

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

КАК УСТРОЕН МИР

(7 часов)

1

Природа. Ценность природы для людей

1

03.09

2

Человек

1

05.09

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

10.09

4

Общество

1

12.09

5

Что такое экология

1

17.09

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

19.09

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

1

24.09

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 часов)

8

Тела, вещества, частицы

1

26.09

9

Разнообразие веществ

1

   01.10

10

Воздух и его охрана

1

03.10

11

Вода

1

08.10

12

Превращения и круговорот воды

1

10.10

13

Берегите воду!

1

15.10

14

Что такое почва

1

17.10

15

Разнообразие растений

1

   22.10

16

Солнце, растения и мы с вами

1

24.10

17

Размножение и развитие растений. Охрана растений

1

12.11

18

Кто что ест. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

14.11

19

Проект  «Разнообразие природы родного края»

1

19.11

20

Размножение и развитие животных

1

21.11

21

Охрана животных

1

26.11

22

В царстве грибов

1

28.11

23

Великий круговорот жизни

1

03.12

24

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

1

05.12

25

Организм человека

1

10.12

26

Органы чувств

1

12.12

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ

(10 часов)

27

Надежная защита организма. Опора тела и движение

1

17.12

28

Проверочная работа за 1 полугодие

1

19.12

29

Наше питание

1

24.12

30

Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

14.01

31

Дыхание и кровообращение

1

16.01

32

Умей предупреждать болезни

1

21.01

33

Здоровый образ жизни

1

23.01

34

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

1

28.01

35

Огонь, вода, газ

1

30.01

36

Чтобы путь был счастливым

1

04.02

37

Дорожные знаки

1

06.02

38

Наши проекты «Кто нас защищает»

1

11.02

39

Опасные места

1

13.02

40

Природа и наша безопасность

1

18.02

41

Экологическая безопасность

1

20.02

42

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

1

25.02

ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА

(12 часов)

43

Для чего нужна экономика

1

27.02

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

04.03

 45

Полезные ископаемые

1

06.03

46

Растениеводство

1

11.03

47

Животноводство

1

13.03

48

Какая бывает промышленность

1

18.03

49

Наши проекты «Экономика родного края»

1

20.03

50

Что такое деньги

1

01.04

51

Государственный бюджет

1

03.04

52

Семейный бюджет

1

   08.04

53

Экономика и экономия

1

10.04

54

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная

1

15.04

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ

(12 часов)работа

55

Золотое кольцо России

1

56

Золотое кольцо России

1

   17.04

57

Золотое кольцо России

1

22.04

58

Наши проекты: «Музей путешествий»

1

24.04

59

Наши ближайшие соседи

1

29.04

60

На севере Европы

1

01.05

61

Что такое Бенилюкс

1

06.05

62

Что такое Бенилюкс

1

08.05

63

В центре Европы

1

13.05

64

Во Франции и Великобритании

1

15.05

65

На юге Европы

1

20.05

66

По знаменитым местам

1

22.05

67

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

1

27.05

68

Проверочная работа

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам

Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...