Внеклассное мероприятие
занимательные факты по окружающему миру (3 класс)

Павлова Елена Викторовна

Птицы нашего леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру  «Птицы нашего леса» (эколого-краеведческая игра), проведённого для учащихся 3 класса 27.01.18г. в рамках предметной недели начальной школы

Пояснительная записка

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией  на земле. Одна из причин такого положения  - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.  Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой, активно участвуют  в мероприятиях по их охране.

Цель: 

  •  формирование системы знаний детей об окружающем мире и взгляда на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции;
  •  содействие личностному развитию ребёнка и наиболее полной его самореализации.

Задачи:

  •  способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению    коллектива;
  •  повысить уровень экологической культуры;
  •  воспитывать бережное отношение к природе;
  •  развивать познавательный интерес ребят через любовь к родному краю.

Возраст обучающихся: 8-10 лет    

Участники мероприятия:  ученики класса, старшеклассники - ведущие на станции, родители – члены жюри.

Методы обучения, используемые при проведении мероприятия:  

  •  игра по станциям,  рассказ, поиск информации о зимующих птицах, наблюдение за повадками птиц, изготовление кормушек, плакатов.

Необходимые условия для проведения мероприятия:

  • место проведения внеклассного мероприятия - актовый зал,   который должен вмещать большое количество школьников и позволять свободно передвигаться учащимся во время игры, танца.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации; музыкальное сопровождение: фонограмма с голосами птиц,   фонограмма песен: «Перепёлочка», «Кукушечка», «Танец маленьких утят»

Наглядные пособия:     раздаточный материал:  памятки «Как устроить  кормушку» «Что едят птицы»), строительный материал для кормушек (коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч); готовые кормушки для демонстрации.

Методические советы на подготовительный период.

  1. За две недели появляется афиша с объявлением о мероприятии, педагог дает задание школьникам собрать материал о  птицах  Ставропольского края  (интересные факты из жизни  птиц, загадки, стихотворения), находит музыкальное оформление мероприятия, готовит презентации.
  2. За две недели до проведения внеклассного мероприятия  в классе продится экскурсия на Святой источник Томузловского леса с. Александровского.
  3. На подготовительном этапе  младшие школьники распределяют обязанности между собой,  выбирают ведущих праздника учеников-старшеклассников. Ученики разучивают стихотворения, танец, на уроке  музыки разучивают песни, готовят пригласительные билеты для родителей.
  4. В подготовительный период  в школе среди учащихся начального звена проводится   конкурс рисунков и фотографий «Как я кормлю птиц»;   дети собирают материал  для составления презентации на тему « Красная книга Ставрополья. Птицы». «Птицы Томузловского леса», который направлен на привлечение  внимания как можно большего количества людей к миру пернатых и к проблемам  охраны   видового разнообразия местных  птиц.  
  5. Подготовка актового зала. Педагог совместно с учащимися, родителями украшает  зал, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор).

План мероприятия:

  1. Встреча гостей.
  2. Представление команд.
  3. Представление жюри.
  4. Определение маршрутов.
  5. Прохождение маршрутов и проведение конкурсов.
  6. Подведение итогов.
  7. Награждение победителей.

Сценарный план мероприятия

I. Встреча гостей.  (3мин)  Родителей и детей встречают старшеклассники-ведущие. Родители отправляются на место жюри, а ребятам ведущие помогают разделиться на две команды, по рисунку птички на пригласительном билете.  Так из детей образовались две команды с названиями «Кукушечка», «Соколики» и «Синички».

II. Организационный момент (2 мин)

  1. Представление жюри
  2. Представление команд (выбор капитана команды)
  3. Вручение  «Маршрутных листов» (Каждая команда получает у ведущего «Маршрутный лист»)

III. Основной момент (40 мин)

 Ведущий -  Дорогие друзья! Мы начинаем нашу эколого-краеведческую игру «Птицы нашего леса». Каждая команда должна пройти по своему маршруту до конца. Вас ждут интересные задания, выполнение которых, будет оценивать наше жюри. На каждой станции вас ждёт ведущий. В конце игры жюри подведёт итоги. Счастливого пути!

1 Станция «Краеведческая»

Ситуация «На распутье»

Ведущий: Дорогие друзья! Я рад видеть вас на нашей станции. Вы стоите у кромки леса, оглядываетесь и выбираете направление: куда идти?

Решение принято, и вы с друзьями начинаете свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.

Но стоп! Что-то вы сделали неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенные ошибки?

Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершили гости природы?

Выслушиваются мнения детей.

- Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется  2000 лет.

- Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

Дети. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!

Ведущий: Вы правы. И я приглашаю пройтись тропами леса. Сейчас мы познакомимся с птицами Томузловского леса. Я уверена, многих из них вы хорошо знаете, но смотрите очень внимательно. Вам нужно будет отгадать загадки. За каждую отгадку 1 балл.

Презентация «Птицы нашей местности»

Загадки о птицах      

2 Станция  «Музыкальная»

Ситуация «Шум в лесу»

Учитель: Вы любите слушать музыку и взяли с собой магнитофон. Вы идете по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Дети: Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.

Учитель: Не верите? Тогда выключите все и проверьте – перед вашим появлением поляна звенела от треска зеленого кузнечика, слышалось пение птиц, жужжание насекомых, писк лесных мышей. Затаитесь! Прислушайтесь к шорохам и звукам.

Прослушивание аудиозаписи звуков леса.

- Сформулируйте правило.

Дети. Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Ведущий:   Скажите, а вы можете по голосу узнать птицу? 1.Сейчас мы послушаем голоса птиц нашего края. Попробуйте отгадать, чей это голосок. За каждый правильный ответ 1 балл.

Прослушивание записи с голосами птиц нашего края.

2. Ведущий: я знаю, что вы разучили песни о птицах «Перепёлочка» и «Кукушечка»

Каждая команда должна исполнить 1 песню, а какую пусть решит жребий.

Исполнение песен командами

3 Станция «Танцевальная»

Ведущий:   Скажите, а каких водоплавающих птиц вы видели на наших водоёмах? Каких ещё птиц можно встретить на водоёме? (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Назовите причины, по которым все птицы водоёмов улетают зимовать на юг. (за каждый правильный ответ 1 балл)

Танцевальный конкурс. Каждая команда должна исполнить танец «Танец маленьких утят».

4 Станция «Литературная»

Ведущий:  вы и пели, и танцевали, отгадывали загадки о птицах нашей местности. Загадки про птиц, пословицы и поговорки и стихи о птицах встречаются в фольклоре почти всех народов мира, чуть ли не в половине всех сказок мира есть герои-птицы или образы птиц – совы, орлы, соколы, голуби, петухи. Не боялись использовать в своём творчестве образы пернатых и  великие писатели и поэты.  Вспомните, сказки, рассказы  и стихи о птицах, назовите название произведение и автора.

Конкурс стихов  на тему  «Птицы верные друзья»

Игра на внимание  «Прилетели птицы»    

5 Станция «Вопрос на засыпку»

Ведущий: Я предлагаю вам познакомиться с удивительными историями и фактами из жизни птиц. Просмотр презентации «Удивительное рядом». Используя данные, разгадайте кроссворд «Что за чудо птица».

Разгадывание кроссворда

6 Станция «Трудовая»

Ведущий: а теперь пришла пора потрудиться. Вы рассказали в стихах как можно помочь птицам зимой, а сейчас  вам представиться такая возможность. Мы будем делать кормушки для птиц.     Многие птицы на зиму улетают в теплые края, но не все -   часть остается у нас. Синицы, дятлы, поползни, пищухи и другие пернатые и зимой продолжают свое полезное дело: истребляют вредных насекомых и их личинок.     В зимнее время птицам трудно добывать себе корм. Даже  сильный мороз легко переносят птахи, если они сыты. Холодно им может быть только от голода. Не будем их ж а л е т ь, а просто будем их  к о р м и ть!

Вручение ученикам памятки по изготовлению кормушек и памятки «Из чего можно сделать кормушку»  

Самостоятельное изготовление кормушек из подсобного материала

7 Станция «Птичья столовая»

Ведущий:  дорогие друзья! Вы сделали прекрасные кормушки, а знаете ли вы, чем нужно кормить птиц? (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Рассказ ведущего о том, когда надо кормить птиц и чем кормить. 

Памятки «Чем кормить птиц». 

Конкурс «Кто что любит» (Плакат с кормушкой и нарисованными птицами. Дети должны для каждой птицы выбрать корм).  

8 Станция «Спортивная»

Ведущий:  дорогие друзья!  Вот и подходит к завершению ваш маршрут.  Вы хорошо потрудились и сейчас мы поиграем.

Конкурс. Вы должны показать, как передвигается воробей, гусь, стриж, перепел, а жюри оценит вас

Игра «Воробьи-Вороны» (одна команда «Воробьи» - другая «Вороны» по команде ведущего воробьи убегают, а вороны догоняют их. Потом вороны убегают, а воробьи догоняют.

9 Станция «Экологическая»

Ведущий: Дорогие друзья, вот вы и добрались до самой последней станции! Мы рады видеть вас. Вы уже многое узнали о птицах нашего края, научились делать кормушки, знаете, чем  кормить птиц. Но, к сожалению, в нашем крае есть птицы, которые находятся под угрозой исчезновения.

Знаете ли вы их? Они занесены в Красную книгу России. Сейчас вы увидите, какие птицы нашего края нуждаются в особой охране.

«Презентация «Красная книга  Ставрополья. Птицы»

 Конкурс плакатов в защиту птиц «Живи, птица!» (представление и защита плакатов, выполненных в подготовительный период)

IV. Подведение итогов (5мин)

1 Жюри подводит итог игры и называет победителя

2. Награждение (каждый участник игры получает памятную медаль и почётное звание «Друг птиц»)

3. Фотография на память

Методические советы на период ближайшего последействия.

В завершении  внеклассного мероприятия школьники организованно вместе с классным руководителем выходят во двор школы, развешивают кормушки на деревьях, насыпают специальный корм для птиц. Часть кормушек будет передана ближайшему ДОУ «Матрёшка». Ребята выбирают ответственных за наблюдениями  и учета количества птиц, посещающих кормушки, определяют темы творческих работ.

Кормушки, расположенные в общественных местах — отличное средство пропаганды охраны птиц. Они должны обращать на себя внимание, красиво и добротно сделаны. Располагать их нужно так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время не мешая им. Сама кормушка в парке или сквере может быть выполнена на уровне малой архитектурной формы и служить украшением территории.

Литература

  1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: «Просвещение», 1972. - 240 с.
  2. Блохина Е. Лесные заповеди.//Начальная школа. Первое сентября//- №11, 2010
  3. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....