Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Рабочая программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ekaterina\Desktop\Сканы титульных20-21\осм.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе  следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.

3. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2020-2021 уч.г. ;

4.  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020

5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

6. Постановления главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

           В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

            Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.

           Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

         Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

         Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же  материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации  деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха,  дидактические игры и упражнения. 

Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает 5 направлений:

  • «Труд людей»;
  • «Учреждения культурно-бытового назначения»;
  • «Азбука дорожного движения»;
  • «Праздники»;
  • «Совместные дела».

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю, общее количество часов за год - 34.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Указанные в содержании программы  результаты могу быть не достигнуты в течение даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.  

Личностные

  1. Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  2. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  4. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Предметные результаты

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и д.р.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 10-15 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.

Тематическое планирование

        Тема        

Кол-во

часов

Виды деятельности учащихся

 Труд людей.

11

Узнавание (различение) помещений школы (кабинеты, спортзал, туалет, столовая). Нахождение помещений школы. Соотнесение работника школы с его профессией, именем и отчеством, родом деятельности (учителя - предметники). Определение своей социальной роли в школе. Различение хорошего и плохого поведения на территории школы. Узнавание (различение) наземного транспорта. Узнавание (различение) основной части наземного транспортного средства (колеса). Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь). Ориентирование в назначении специального транспорта. Различение людей различных профессий: водителя, дворника; их профессиональных действий; инструментов (атрибуты 1-2), необходимых в профессии. Выполнение доступных трудовых действий на пришкольном участке.

Учреждения культурно-бытового назначения.

5

Узнавание (различение), называние учреждений: школа, больница (поликлиника), театр, цирк. Соотнесение учреждения с характерной деятельностью. Узнавание (различение) помещений школы, больницы, театра. Знание назначения помещений. Представление о профессии людей, работающих в учреждениях культурно-бытового назначения (артист, кассир, гардеробщик, костюмер, музыканты). Представление о досуговой деятельности. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах («можно» - «нельзя»).

Азбука дорожного движения.

4

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход» «Движение пешеходов запрещено"), разметка («зебра»), светофор). Правила перехода улицы (атрибутика, символы и знаки: светофор, пешеходный переход, знак - стоп).

Праздники.

9

Знакомство с традициями, с символикой и атрибутами праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта). Знакомство со школьными традициями (линейка, первый звонок, перемена, классный час). Знакомство с традицией празднования Дня рождения.

Совместные дела.

5

Представление о себе как члене коллектива класса. Соотнесение себя с возрастной группой (дети, ученики). Полоролевая идентификация: мальчики и девочки. Выполнение посильных поручений по помощи (одеться, помыть руки, убрать рабочее место) одноклассникам. Способы проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, обмениваться игрушкой с другим ребенком. Включение в совместную с другими детьми деятельность.

Итого:

34

Календарно-урочное планирование

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

1 четверть (9 часов).

 Труд людей.

1

1

Школа. Исследование помещений школы, знакомство с назначением (кабинеты, спортзал, туалет, столовая). 

01.09

2

2

Мои учителя. Узнавание учителя на фотографии.

08.09

3

3

Упражнения с пиктограммами: «туалет», «столовая», «школа», «учитель».

15.09

4

4

Дидактическая игра: «Подбери то, что тебе нужно для занятия» (предметы, игрушки, необходимые для разных видов детской деятельности).

22.09

5

5

Везет меня машина (наземный транспорт).

29.09

6

6

Автобус (части, назначение). Автобусная остановка.

06.10

7

7

Правила пользования общественным транспортом – воспроизведение цепочки игровых действий (посадка в автобус, покупка билета и др.)

13.10

8

8

Почему они спешат? (специальный транспорт).

20.10

9

9

Игровые ситуации (в пиктограммах) - назначение специального транспорта.

27.10

За четверть

9

2 четверть (8 часов)

10

10

Все профессии важны. Водитель.

10.11

11

11

Все профессии важны. Дворник.

17.11

Представления об учреждениях культурного и бытового назначения.

12

1

Больница. Изготовление градусников (аппликация).

24.11

13

2

Больница. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

01.12

14

3

Больница. Предметно-игровые действия по теме «На приеме у врача».

08.12

15

4

Театр (кинотеатр). Предметно-игровые действия по теме «В театре».

15.12

 Представления о праздниках.

16

1

Праздничные традиции. Новый год у ворот. Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях.

22.12

17

2

Праздничные традиции. Новогодний подарок.

29.12

За четверть

8

За I полугодие

17

3 четверть (9 часов)

Представления об учреждениях культурного и бытового назначения.

18

5

Театр. Инсценировка  сказки «Репка» с использованием различных театральных атрибутов.

12.01

 Азбука дорожного движения.

1920

1

2

Уличное движение. Проигрывание игрового сюжета «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу».

19.01

26.01

21

3

Твой друг – светофор. Дидактическая игра «Сложи светофор».

02.02

Представления о праздниках.

22

3

Праздничные традиции. 23 февраля – День защитников отечества. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях).

09.02

23

4

Праздничные традиции. Подарок папе.

16.02

24

5

Праздничные традиции. Мамин (женский) день. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях).

02.03

25

6

Праздничные традиции. Подарок маме.

09.03

Азбука дорожного движения.

26

4

Дорожные знаки. Лото «Дорожные знаки».

16.03

За четверть

9

4 четверть (8)

Представления о праздниках.

27

7

Мой день. День рождения. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях).

06.04

28

8

Игровая ситуация «У куклы Маши день рождения».

13.04

Совместные дела.

29

1

Вместе весело шагать! Учимся дружить.

20.04

30

2

Вместе весело шагать! Давайте поиграем (сюжетные, подвижные игры).

27.04

Представления о праздниках.

31

9

Праздничные традиции. Что такое День Победы? (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях).

04.05

Совместные дела.

32

3

Развлечения. К нам приехал цирк.                                                    

11.05

33

4

Развлечения. Кукольный театр. Инсценировка  сказки «Теремок».

18.05

34

5

Развлечения. Детская площадка.

25.05

За четверть

8

За II полугодие

17

За год

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...