"Птицы" Окружающий мир 2 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дудова Любовь Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx55.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Птицы

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Расширение знаний учащихся о птицах.

Задачи

- повторить отличительные признаки насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся;

- дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц;

- расширить знания учащихся о питании птиц, проследить взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи;

Коррекционно-развивающие:

-уточнение и  расширение лексического запаса по теме "Птицы";

- развитие и коррекция связной речи;

- развитие и коррекция произвольного внимания; слухового восприятия;

- развитие и коррекция мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

предметные

УУД

Учащиеся научатся:

Узнавать  птиц на рисунке и на фотографиях; узнавать птиц среди других животных, называть основные признаки птиц; познакомятся с многообразием птиц.

Получат возможность научиться

 исследовать строение пера птицы;

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свою работу и  работу группы.

познавательные – использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках , иллюстрациях и учебнике), использовать жизненный опыт; сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование уверенности в себе

Формируемые понятия:

«пернатые»

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  

ИКТ; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Ресурсы

О.Н. Федотова Окружающий мир»  учебник ч 2,  О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова « Окружающий мир», тетрадь  2 класс

 презентация, материалы для проведения опытов (перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой), аудиозапись, карточки-инструкции, карточки с заданиями.

п/п

Этапы урока,

 цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя

Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

Мы сегодня отправляемся в путь за новыми знаниями  в мир животных

- Все готовы?

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов деятельности; формирование личностного смысла  учения

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать эмоциональный настрой других.

Регулятивные УУД:

- стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок.

2

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа по карточкам: слабые

  1. Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)
  2. У насекомых шесть  ног. (Да)
  3. Акула – речная рыба. (Нет)
  4. Рыбы живут в воде. (Да)
  5. Паук – это насекомое. (Нет)
  6. Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)
  7. Уж – это земноводное животное.
  8. Все насекомые – растительноядные животные.
  9. Все взрослые земноводные – хищные животные.
  10.  Паук- насекомое.

- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились?   (Рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

Блиц-опрос «Закончи предложения:

  1. На прошлом уроке мы изучали…

Водные животные, тело покрыто чешуёй и слизью – это…

  1. Я знаю таких рыб, как….
  2. Щука, окунь, налим – по типу питания ….хищники

Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)

  1. Пресмыкающиеся – это …
  2. По типу питания пресмыкающиеся бывают …
  3. Ужа  легко отличить по …
  4. Гадюку можно отличить по …
  5. При встрече с гадюкой…

Животные, которые могут дышать кожей – это …

Земноводные могут жить …

Все взрослые земноводные - …

У этих животных 3 пары ног, тело имеет насечки. (насекомые)

Я знаю такие части тела насекомых, как…

Многие  бабочки, шмели – по типу питания …растительноядные

Божьи коровки, стрекозы - …

Рыжие муравьи - … хищники

Работа в парах на карточках.  «Кто в группе лишний».  Зачеркните лишнее животное.

Божья коровка, снегирь, шмель, муравей, медведка .

Лягушка, жаба, ласточка, тритон, саламандра.

Ворона, ерш, окунь, толстолобик, карп.

Крокодил, голубь, гадюка, черепаха, ящерица.

Проверка: составить кластер

  1) Кто у вас остался? Дайте характеристику этой группе животных.

  2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули.  

Повторяют учебный материал, который потребуется  при решении учебной задачи. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в парах

      Животные

рыбы         насекомые    земноводные

               пресмыкающиеся

птицы

Познавательные УУД.

Поиск, отбор и структурирование необходимой информации.

- ориентирование в своей системе знаний, проводя её анализ.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

3

Самоопределение к деятельности, целеполагание

-Сегодня вы познакомитесь еще с одной  группой  животного мира.           Слайд 2

Ребятам  предлагаю прослушать звуковую композицию

Какие звуки вы услышали? Что их объединяет?

Предположите, какова тема урока?

Прослушать Мишу.      Слайд 3

- Каких животных встретил Миша?  Кто знает животное, похожее на белку, о котором они говорили?

- Что объединяет всех этих животных?

- Миша считает, что если они летают, значит, птицы? Согласны с ним? Можно ли их отнести к одной группе?  

-Какие учебные задачи мы ставим перед собой? Слайд 4

(узнать, каких животных называют птицами;

научиться отличать птиц от других животных 

узнать о важности перьевого покрова,

 проследить взаимосвязь внешнего вида со способом добывания пищи)

Выявляют причину затруднения.

Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя) Ставят перед собой учебную задачу, фиксируя затруднение в выполнении пробного действия.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Личностные УУД.

Самоопределение к деятельности: слушать педагога, предлагать вариант ответа.

Регулятивные УУД. 

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

4

Открытие новых знаний и способов деятельности

Цель:

Давайте разберемся кого мы называем птицами? Назовите  известных вам птиц. Отгадайте загадку, найдите изображение этой птицы

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

С хохолочком эта птица,

Наливаю ей водицы.

А ещё, сказал мой папа,

Я пишу, как она лапой

Грудка ярче, чем заря. У кого?
(У снегиря) 

Не заботится о детках, 
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка)

Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде?
(Клёст)

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
(Грач)

Желтенькое брюшко - 

воробья подружка.

(Синица)

Изображения еще каких птиц остались?

Как же отличить птиц от других животных?

2. Организуется работа в паре (на карточках  изображения птиц (ворона,  пингвин) и таблица (общие признаки и отличительные) общее: крылья, клюв, хвост, 2 лапы, высиживают яйца, перья

3. Проверка результатов.

Расскажите о результатах ваших исследований по цепочке, каждая группа называет один из признаков.

- Начнем с отличительных признаков.

Назовите общие признаки

Можно ли общие признаки птиц, отнести и к другим животным?

Что же является главной особенностью птиц?

Чем отличаются они от других живых существ?

Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела.

Птиц иногда называют пернатыми, как вы считаете, почему? (Потому, что это слово образовалось от слов перо, оперение.) (выделяю корень) опорная карточка 

Обобщение:  Так какие животные называются птицами? Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признакСлайд 5

Где мы можем проверить правильность нашего вывода? (Посмотреть в словаре в конце учебника.)

Давайте проверим. (Дети читают статью в словаре, стр. 126).

Что ещё вы узнали? (Передние конечности превращены в крылья, ПАРА КРЫЛЬЕВ  

температура тела не зависит от температуры окружающей среды.)

- Что бы вы ответили Мише, как ему определить, кто из тех животных кого он встретил - птицы?                         

Учащиеся читают загадки на карточках, находят среди избражений птиц нужное, вывешивают на доску.

Работа в парах на карточках.

.

формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Регулятивные УУД.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Сравнение, обобщение, корректировка.

Личностные УУД:

-стремление к самоизменению и приобретению новых знаний;

-определение границы собственного знания, незнания

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Поиск ответа на вопросы, ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД.

Умение слушать и понимать партнера, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Предметные:

Учащиеся познакомятся с  отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц.

5

Физминутка

  Сейчас мы немного отдохнём

Игра « Кто внимательный?» (называю рыбу – плывем; земноводное- подпрыгнули; пресмыкающееся- шипим и гладим живот; Щука, лягушка, крокодил, карась, жаба, ящерица, лещ, квакша, змея, ерш, уж, линь, черепаха.

Выполняют движения

6

Исследование в малых группах. Поиск и систематизация информации

Цель: дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.

Проведение эксперимента наблюдений, лабораторно- практической работы

Как вы думаете, зачем птицам перья?

 Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам узнать, как устроено перо.

Сейчас мы на время превратимся в ученых, которые изучают птиц. Таких ученых называют - орнитологи.

– Возьмите конверты и достаньте из них перья. Рассмотрите их.  

Самостоятельная исследовательская работа по группам.

Следуя  инструкции,   вы исследуете перо птицы, затем расскажете о результатах  своих исследований.

1 группа. Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Прочитайте текст в учебнике на странице 22.
  3. Определите название каждого пера.
  4. Подпишите его  на карточке.
  5. Расскажите о результатах исследования,  начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»                                                                    

 Слайд 6

2 группа. Инструкция:       

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Прочитайте текст в учебнике на странице 22.
  3. Определите название каждого пера.
  4. Расскажите, на какой части тела находится данный вид перьев.
  5. Расскажите о результатах исследования,  начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. Много лет назад не было ручек, и люди писали такими перьями, обмакивая их в чернила.

У некоторых птиц нет рулевых и маховых перьев. Как вы думаете, у каких?

3 группа: Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Предположите, из каких частей состоит перо?
  3. Проверьте свои предположения: соедините название с  соответствующей частью. (основание – стержень, часть, которая окружает стержень – опахало, которое состоит из мелких бороздок.
  4. Возьмите ножницы и разрежьте перо вдоль по стержню.
  5. Рассмотрите, что внутри стержня?
  6. О чём это говорит?
  7. Расскажите о результатах исследования,  начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»                    

                                                                         Слайд 7

– Зачем так устроено перо?- Там пусто? Значит оно какое?

4 группа: Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Обсудите, что произойдет с пером, если подует ветер?
  3. Проверьте, подбросьте перо, понаблюдайте, что произойдет?
  4. Почему это происходит?
  5. Расскажите о результатах исследования,  начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в том….»

  1. группа. Инструкция:
  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Опустите перо  в стакан с водой.
  3. Понаблюдайте, что произошло с пером?
  4. Почему перо не намокло?
  5. Почему птице необходимо, чтобы перо не намокало?
  6. Расскажите о результатах исследования,  начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в том, чтобы определить ….»

                                                                                                    Слайд 8  в народе говорят…

Почему очень важно, чтобы перо не намокало?)

Я замечала, что куры перед дождем перебирают перья. Оказывается, птицы смазывают оперение жиром из железы над хвостом, чтобы оно не намокало. 

- Посмотрите на слайд (9), и скажите, чем птицы отличаются между собой? Формой клюва.

-С чем это связано? Как вы считаете?

Давайте попытаемся ответить на  вопрос: «Почему у птиц разные клювы?»

Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.

(на доску вывешивают картинки с формами клювов)

- Давайте исследуем клюв под номером 1? Какой он? Что про него можно сказать? (тонкий и острый - насекомоядные)

- Клюв под номером 2? (толстый и маленький - зерноядные)

-А особенность клюва 3? (загнут вниз и острый - хищные).

-Молодцы, дети мы с вами определили формы клювов.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

(Учитель поочередно показывает предметы, дети определяют, на какой клюв они похожи. Пинцет – на клюв под номером 1, он тонкий и острый.

Прищепка – на клюв под номером 2, она толстая и короткая.

Заколка - загнута вниз,  как клюв под номером 3.)

А теперь постараемся подобрать пищу для каждого клюва. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, зайка игрушка.

Дети работают по инструкции учителя Предлагают варианты, пробуют свои силы в нахождении способов решения учебной   с помощью наводящих вопросов учителя. Выдвигают гипотезы Применяют ранее изученные навыки.

.

Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы.

Личностные УУД:

-способность оценивать свои достижения и трудности;

-готовность совместно со сверстниками искать способы преодоления трудностей.

Регулятивные УУД:

-действовать по намеченному плану;

-выполнение действий самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения.

Познавательные УУД:

-нахождение необходимой информации, использование её для решения практических задач;

-преобразование и переработка информации из одной формы в другую.

 построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, принимать активное участие в работе группы, используя речевые коммуникативные средства 

Метапредметные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7

Применение полученных знаний и умений

Определить группу птиц по типу питания:      

зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие, всеядные  - учащиеся по учебнику с. 23 готовят сообщение о своей группе птиц. (рассматривают иллюстрации особенности клюва, лап и т. д.)

слайды  10-14

Почему этих птиц отнесли к той или иной группе??

Как вы понимаете поговорку?

Без носа птица – как без рук.

Как вы думаете, чей нос лучше?

У В.Бианки есть замечательная книга "Чей нос лучше?" Вы ее можете прочитать к следующему уроку.    Слайд 15

Индивидуальная по рабочей тетради. Р.т. №21, 22.

 Прочитайте задание самостоятельно. Что требуется сделать?

Самостоятельное выполнение задания

Взаимопроверка по эталону.   Верное выполнение задания фиксируется на слайде 16

- Оцените работу при помощи оценочной шкалы?

-Верните тетради, согласны ли вы с оценкой? Встаньте, кто получил высший балл. Где  были ошибки?

Работа  в группе.

Самостоятельная работа в тетради.

Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные УУД.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Развивают способность к самооценке выполненной учебной задачи.  Исправлять ошибки в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД.

Работают в группах, учатся контактировать друг с другом, слушать, выделять лидера-капитана, договариваться.  Учатся эмоционально сопереживать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные УУД.

Оценивают свои знания: что знали, что узнали. Оценивают свои достижения в дополнительных знаниях, заданиях;  свои ответы.  Проявляют интерес к живой природе, птицам.

Предметные:

Учащиеся познакомятся с  отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц.

сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания

8

Итог урока

Вставить пропущенное слово  Слайд 17

________ – это  властелины  воздуха. Тело  птиц  должно  быть  _______,  а  крылья  ___________. Главные  отличительные  признаки  птиц - это  ______  и  ______. Большие  упругие  перья  крыльев  и  хвоста  нужны  для  _______. Самые  маленькие  мягкие  и  пушистые  перья  называются  ________,  они  __________  птицу. Клювы  у  птиц  разные,  это  зависит  от  того,  чем  ________  птицы.

При наличии времени посмотреть видео «Райские птицы» слайд 19 или дать на дом

9

Рефлексия учебной деятельности

Цель: осознание  обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной

деятельности.

А теперь вернемся к цели нашего урока. Продолжите высказывание

Мы учились…

Мы поняли…

   Всё ли мы узнали сегодня о птицах?    

 За что вы бы похвалили себя сегодня? А кого в классе похвалили за хорошую работу?

Что означает пословица "Дружные чайки и ястреба одолеют".

К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если не всё получилось и могли бы работать лучше - на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево.

Свободные высказывания учащихся

Объясняют смысл пословицы

Регулятивные УУД.

Осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД:

-способность оценивать свои достижения на основе критерия успешности учебной деятельности.

-осознание своей роли в проведённом исследовании.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

 Коммуникативные УУД:

-способность к невербальному общению.

10

Домашнее задание

- Наш урок подошёл к концу, дома выполните одно или несколько понравившихся заданий:

Стр.21-23

1.Провести наблюдения за птицами, подготовить сообщение    « Какие птицы прилетают к кормушке?»

2. Опишите любую птицу по плану, сделайте зарисовки

3.Найдите  народные приметы, связанные с птицами.

4. Найти интересные факты по теме  « Рекордсмены  среди птиц»

Выполнить задания: https://learningapps.org/1309980

https://learningapps.org/5529615

https://learningapps.org/6499313

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Познавательные:

структурирование знаний

Личностные:

понимание причин успеха в учебе

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Задание

Главное "изобретение" птиц - это перья. Догадайся, какие это перья. Объясни свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...