Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Недоступ Любовь Ивановна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование, поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_okr_mir.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Волчихинская средняя школа №2»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ___________

Длотина Е.А.

Протокол №___

от___ августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________

Е.Р. Мухина

«Утверждаю»

Директор школы:

 __________  

С.В.Цицилина

Приказ № 227

от  27августа 2020г.

Рабочая программа

учебного предмета   Окружающий мир

   2 класс

на 2020-2021 учебный год

 Программу адаптировала:  Недоступ Л.И.

 учитель  начальных классов

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе документов:                    

- Федеральный  Государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от

06.10 2009г. Приказ №  373 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г., № 1241, от 22 сентября 2011г., № 2357, от 18 декабря 2012г., № 1060, от 29 декабря 2014г, № 1643, от 18 мая 2015г., №507, от 31 декабря 2015г., №1576).

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ от 8 мая 2019 г. N 249 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г №345».

 - Основной образовательной программы начального общего образования по МКОУ «Волчихинская средняя школа №2» утверждена приказом № 226 от 27.08.20г.

- Учебного плана  МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного  приказом  №  225  от  27.08. 2020г.

- Годового календарного графика работы МКОУ «Волчихинская средняя школа №2» на 2020– 2021 учебный год, утвержденного приказом № 225 от 27.08.2020г.

- Положения о рабочей программе МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом № 115 от  30.11.17г.

- Рабочей программы. Окружающий мир. А.А. Плешаков. Предметная линия учебников системы «Школа России» Москва «Просвещение» 2019

Изучение окружающего мира в 2 классе рассчитано на  68 часов по авторской программе. Данная рабочая программа  содержит изменения и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 недель согласно годовой календарного графика работы школы; в том числе теоретических уроков -57 ч, уроков практических работ – 6 ч, уроков проектов – 6ч, уроков экскурсий – 3ч. Повторение и обобщение изученного за курс 2 класса – 2ч)

Обоснование выбора учебно-методического комплекса.

Обучение  окружающему миру  во 2 классе осуществляется по программе «Школа России» по учебно-методическому комплексу, который входит в Федеральный перечень учебников:

  1. Рабочие программы. Окружающий мир. А.А. Плешаков. Предметная линия учебников системы «Школа России» Москва «Просвещение» 2019
  2. А.А.  Плешаков Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях  2 класс. Москва «Просвещение» 2011
  3. А.А. Плешаков А.Е. Соловьева «Окружающий мир» Методические рекомендации. 2 класс М «Просвещение» 2012

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России,  ее природе и культуре, истории и  современной жизни;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Планируемые образовательные результаты по предмету « Окружающий мир»

на конец обучения 2 класса

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-  основы  российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и  историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учений;

- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми.

Метапредметные результаты:

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой  и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений  культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме.

Получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности разными  способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание курса.

Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?».Неживая и живая природа. Явление природы. Что такое погода. В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух  и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.  Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».Что такое экономика. Из чего что сделано.Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатств. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Тематическое планирование

№ п/п

                                           Тема

Количество часов

1

Где мы живем.  

 4

2

 Природа.

20

3

Жизнь города и села.

 10

4

Здоровье и безопасность.

 9

5

Общение.

 7

6

Путешествия.

 18

   7.

Повторение изученного за курс 2 класса

 2

ИТОГО:

70ч

Поурочное планирование

п/п

                  Наименование тем и разделов

Кол-во

Дата план

Дата факт

Раздел 1. Где мы живем.

4

1

1.1

Родная страна.Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг,гимн.

Интегрировано: Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

1

2

1.2

Город и село. Проект1«Родной город (село)» Интегрировано: Чрезвычайные  ситуации природного происхождения

1

3

1.3

Природа и рукотворный мир.Объекты природы и рукотворного мира.

Интегрировано: Защита от наводнений.

1

4

1.4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

1

Раздел 2. Природа.

20

5

2.1

  Неживая и живая природа.

Связи между живой и неживой природой.

1

6

2.2

Явление природы. Практическая работа 1«Измерение температуры воздуха, воды, тела человека»  Термометр. Виды термометров.

1

7

2.3

Что такое погода. Научные и народные предсказания погоды.

1

8

2.4

В гости к осени. Экскурсия«Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе»

Интегрировано: Как ориентироваться в лесу.

1

9

2.5

В гости к осени (урок). Осенние изменения в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Интегрировано: Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма.

1

10

2.6

Звёздное небо. Созвездия.

Интегрировано: Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

1

11

2.7

Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы.Практическая работа 2

«Горные породы и минералы. Гранит и его состав».

1

12

2.8

Про воздух  и про воду.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека.Интегрировано: Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

1

13

2.9

Про воздух и  про воду. Значение воды для растений, животных и человека.

 Интегрировано: Правила купания  в оборудованных и необорудованных местах.

1

14

2.10

Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лекарственные и хвойные растения.

1

15

2.11

Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,

 пресмыкающиеся.

1

16

2.12

Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком.

1

17

2.13

Дикорастущие и культурные растения.Разнообразие культурные растений. Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи

1

18

2.14

Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Разнообразие домашних животных.Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи.

1

19

2.15

Комнатные растения. Их роль в жизни человека.

Практическая работа 3

«Освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией».

1

20

2.16

Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка.

Практическая работа 4

«Освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями».

1

21

2.17

Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека.Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи.

1

22

2.18

Красная книга. Красная книга России и региональные Красные книги.

1

23

2.19

Будь природе другом! Что угрожает природе.Проект 2«Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

24

2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Интегрировано:Правила поведения на пляже

1

Раздел 3. Жизнь города и села.

10

25

3.1

Что такое экономика. Экономика и её составные части сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт,торговля.

1

26

3.2

Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов.

1

27

3.3

Как построить дом. Строительные машины и материалы.

1

28

3.4

Какой бывает транспорт. Виды транспорта.

1

29

3.5

Культура и образование. Учреждения культуры и образования.

1

30

3.6

Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Проект 3«Профессии»

1

31

3.7

В гости к зиме. Экскурсия «Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе»

Интегрировано: Чем опасны водоёмы зимой.

1

32

3.8

В гости к зиме (урок). Зимние изменения в неживой и живой природе.Интегрировано:  Меры предосторожности при движении по льду водоёмов.

1

33

3.9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

34

3.10

Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

Раздел 4. Здоровье и безопасность.

9

 35

4.1

Строение тела человека.Внешнее и внутреннее строение тела человека.

Интегрировано: Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека.

1

36

4.2

Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Интегрировано: Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

37

4.3

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Интегрировано: Органы человека.

1

38

4.4

Школа пешехода.Практическая работа 5

«Соблюдение изученных правил безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС».

1

39

4.5

Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. Интегрировано: Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

1

40

4.6

Пожар! Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи

1

41

4.7

На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу.  Интегрировано:  Отравления. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

1

42

4.8

Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми.

1

43

4.9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Раздел 5. Общение.

7

 44

5.1

Наша дружная семья. Культура общения в семье.Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи

1

 45

5.2

Проект 4«Родословная»

1

46

5.3

В школе. Этика общения с одноклассниками, учителями, руководством школы.Интегрировано: Практические занятия по отработке навыков первой медицинской помощи

1

47

5.4

Правила вежливости. Правила этикета в общении.

1

48

5.5

Ты и твои друзья.. Что самое ценное в дружбе.Интегрировано: Как вести себя на реке зимой.

1

49

5.6

Мы - зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах.

1

50

5.7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Раздел 6. Путешествия.

18

 51

6.1

Посмотри вокруг.Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.

1

52

6.2

Ориентирование на местности.Что такое ориентирование на местности.Ориентиры.

Практическая работа6«Знакомство с устройством компаса, правила работы с ним».  Интегрировано:

Опасные животные и насекомые.

1

53

6.3

Ориентирование на местности. Компас.  Ориентирование по компасу. Интегрировано: Ориентирование по местным признакам

1

54

6.4

Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

1

55

6.5

 Водные богатства. Водные богатства :океаны, моря, реки, озера, каналы, пруды,водохранилища. Интегрировано: Правила поведения на пляже.

1

56

6.6

 В гости к весне. Экскурсия «Наблюдения за весенними явлениями природы». Интегрировано: Правила поведения в природе

1

57

6.7

 В гости к весне(урок).  Весенние явления в неживой и живой природе.Интегрировано:Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1

58

6.8

 Россия на карте. Изображение территории России на карте. Интегрировано: Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

1

59

6.9

Проект 5 «Города России»

1

60

6.10

Путешествие по Москве. Москва-столица нашей Родины.

1

61

6.11

Московский Кремль Достопримечательности Кремля и Красной площади.

1

62

6.12

Город на Неве. Санкт-Петербург – Северная столица России.

1

63

6.13

Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.

1

64

6.14

 Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

1

65

6.15

Страны мира. Политическая карта мира.Проект 6 «Страны мира»

1

66

6.16

Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе.

1

67

6.17

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68

6.18

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

 Повторение изученного за курс 2 класса

2

69

Повторение по теме «Где мы живем»

1

70

Повторение по теме «Природа»

1

 Всего уроков:

70

 Из них практических работ:

6

Экскурсий:

3

Проектов:

6

Приложение

Темы проектов:

  1.   «Родной город (село)».
  2. «Красная книга, или Возьмём под защиту».
  3. «Профессии».
  4. «Родословная».
  5. «Города России».
  6. «Страны мира».

Лист корректировки рабочей программы

Дата по журналу

№ скорректи

рованных уроков

Тема уроков

Основание

(№ и дата приказа)

Контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...