«ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_om.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету

 «Окружающий мир»

4 класс

Образовательная система «Школа России»

Тема урока «ЗЕМЛЯ КОРМИЛИЦА»  

Цель урока:

- познакомить детей с различными видами почв и их составом

- с природоохранной деятельностью человека

- развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе

- высказывать своё мнение

- воспитывать бережное отношение к богатствам края

Задачи:

Образовательные:

- Создать условия для знакомства обучающихся с видами почв

- Обеспечить осознанное восприятие обучающихся с различными видами почв

Развивающие:

Способствовать:

- умению анализировать текст и находить в нем нужную информацию

- умению извлекать информацию из схем, иллюстрации, текстов

Формировать УУД:

Познавательные:

-  развивать умение и извлекать информацию из схем, иллюстрация, текстов

- представлять информацию в виде схем

- выявлять сущность, особенности объектов

- на основе анализа объектов делать выводы

- обобщать и классифицировать по признакам

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях

Регулятивные:

 Развивать умения:

- высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

- оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей

- прогнозировать предстоящую работу, составлять план

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные:

Развивать умения:

- слушать и понимать других

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- оформлять свои мысли в устной форме

- умение работать в паре

Планируемые результаты:

Личностные:

- развивать умение высказывать свои мысли, свои эмоции

- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

– Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок на урок, проверьте все ли у вас готово.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Мотивация к учебной деятельности

- Урок я хочу начать с пословицы (записана на доске):

Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы. 

- Как вы её понимаете? (Мир, человек не смогут прожить без земли, траве негде будет расти, если не будет земли, земля кормит человека).

- Хотите ли вы получать новые знания? (да)

III. Актуализация знаний. Цель - повторение.

– Прежде, чем начать новую тему урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, о каких полезных ископаемых.

– Отгадайте загадки.

1. Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (гранит)

2.   Он очень нужен детворе

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,

 И он в стекле расплавлен даже (песок)

3. По трубе течёт

Пироги печёт (газ)

4. Без неё не побежит

 Ни автобус, ни такси,

 Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? (нефть)

5. Не зря она варилась  

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… (железная руда)

6. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу (глина)

7. Покрывают им дороги

Улицы в селениях (известняк)

8. Он несёт в дома тепло,

Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали

Он чёрный, блестящий,

 Помощник настоящий (уголь)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (торф)

– Давайте подробнее вспомним о некоторых полезных ископаемых, например, о нефти, торфе и угле. Расскажите, что вы о них знаете?

IV.Физкультминутка

– Вы, наверное, устали

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)

V. Выявление места и причины затруднения

– В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.

«…………………..- кормилица»

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу (земля)

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли (почва)

- Давайте вспомним состав почвы? (песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)

        

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число  типов почв ( см. уч. стр.172)

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные  почвы, для лугов – луговые.

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем.  Болотные почвы содержат слой торфа.  А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»

VI. Реализация построенного проекта

Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.

« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь  много. Она  у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

- Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)

- Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

VII. Первичное закрепление во внешней речи

Охрана почвы

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!

Поэтому почва нуждается в защите.

А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике стр. 172-174

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Проверка прочитанного по условным знакам.

- Рассмотри  условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

IX. Включение в систему знаний и повторение

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Удалось нам достигнуть цели урока? (Да)

- Почему почва нуждается в защите?

- Что для этого нужно делать?

X. Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе на полях, соответствующий смайлик.

доволен, я получил новые знания.

 доволен, мне было интересно, но требовалась помощь.

– мне было всё равно, ничего не понял.

- Объясните свой выбор. (Я сегодня получил новые знания, поэтому выбрал улыбающийся смайлик...).

XI. Домашнее задание

Спасибо за оценку своей работы. Запишем в дневники домашнее задание: с.171-174 прочитать, ответить на вопросы, № 1 с. 53

         Дополнительно: подобрать поговорки, пословицы о земле- кормилице.

XII. Организованный конец урока

 Спасибо за работу! Урок окончен!

Литература

1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Человек и человечество» 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012. – 288 с. (С. 211 – 213).

2. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Мир вокруг нас Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с.; ил. – (Зеленый дом)

3. . Русских И.Г. Конспект урока по окружающему миру "Земля-кормилица" [Электронный ресурс]. –

http://uroki.es/urok-miru-konspekt/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-zemlya-kormilitsa.html

4 Иваньшина Е.А.  Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Земля наша кормилица" [Электронный ресурс]. – http://lib2.podelise.ru/docs/506/index-8913-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля- кормилица" 4 класс

Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв  и  их составом, природоохранной деятельностью человека.На  этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

Презентация "Земля - кормилица"

В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....