Человек и мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Абакарова Аида Исмаиловна

К урокам по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1_veter.ppt794 КБ
Microsoft Office document icon tema_veter.doc44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕТЕР – ХОЗЯИН ПОГОДЫ

Слайд 2

ВЕТЕР – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА. ЛЮДИ ГОВОРЯТ «ВЕТЕР ДУЕТ»

Слайд 3

КАК И ЧЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ СИЛУ ВЕТРА? ФЛЮГЕР

Слайд 5

ЗЛОЙ ВЕТЕР - УРАГАН

Слайд 8

ВЕТЕР - ПОМОЩНИК Очищает растения, воздух. Размалывает зерно.

Слайд 9

Вырабатывает электроэнергию .

Слайд 10

Опыляет растения .

Слайд 11

Разносит семена растений.

Слайд 12

Двигает парусники .



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Ветер – «хозяин» погоды

Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.

Задачи: Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей. Познакомить с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров. Развивать память, логическое внимание, речь детей через эксперимент и наглядность. Формировать умение наблюдать. Воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность, любознательность, интерес к изучаемому явлению природы.

Оборудование: Компьютер, презентация. Воздушные шарики, конверты с тестами и заданиями. Карточки «Явления природы».

Ход урока

1. Организационный момент:

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. На уроке мы будем учиться размышлять, извлекать все самое полезное и интересное.

2. Повторение. Проверка д/з.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Проверять задание сегодня буду с помощью теста.( отвечать: да +, нет -)

Тест.

1) Имеет ли воздух цвет?-

2) Может ли человек жить без воздуха?-

3) Воздух обязательно должен быть чистым?+

4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу?-

5) Машины загрязняют воздух?+

6) Температуру воздуха измеряют термометром?+

3. Введение в тему урока.

-Отгадайте загадку:

Без рук, без ног, По полю рыщет,

Поёт, да свищет, Деревья ломает, к земле приклоняет.( Ветер)

4. Речевая разминка.

(Многие поэты, писатели, художники изображали это явление природы в своих произведениях. Чтение стихотворения Михаила Исаковского «Ветер».)

Михаи́л Васи́льевич Исако́вский (7 [19] января 1900 — 20 июля 1973) — советский поэт.

Осторожно ветер Из калитки вышел,

Постучал в окошко, Пробежал по крыше;

Поиграл немного Ветками черёмух,

Пожурил за что-то Воробьёв знакомых.

И расправив бодро Молодые крылья,

Полетел куда-то Вперегонку с пылью.

- О чём это стихотворение? А каким вы «увидели» ветер?

Прослушивание аудиозаписи «ветер»

5. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое ветер, узнаем, как он образуется, направления ветра, какую пользу приносит ветер для людей.

6.Работа по теме урока. Беседа.

-Давайте поразмышляем: Что такое ветер? Почему он дует?

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос после небольших опытов.

Опыты.

1. Сейчас мы «сделаем» ветер сами. Помашите перед лицом руками.

-Что вы чувствуете? (ветерок)- А откуда он взялся?(колебание, движение воздуха)

2. Опыт с воздушным шариком.

-Что произошло? Почему? Расскажите что такое ветер?

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

Ветер может быть теплым и холодным, сильным и слабым.

Земля по - разному нагревается в разных местах солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Направления ветра. А теперь поговорим о направлении ветра. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.

Люди договорились называть верхнюю точку Земли север, а нижнюю-юг, справа-восток, слева-запад.

Ветер, который дует с севера - северный, с юга-…, с востока-…, с запада-…

Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью специальных приборов: флюгер, компас.

Флюгер - это прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.

Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.

Компас - устройство для ориентирования на местности и определения сторон света.

7. Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

8.Работа по учебнику с. 42.

-Прочитайте материал в учебнике.

-Что из прочитанного вы узнали нового? ( о чём не слышали на уроке?)

(Бури, ураганы - это грозные ветры. О них нам расскажут Медведев М и Михайлов А.)

9. Сообщения детей. Какие злые ветры летают над землёй?

Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.

Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.

Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!

Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей по степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.

Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Карточки «Явления природы»

Разные злые ветры летают над землёй, называют их по-разному, но все они приносят вред.

10.Закрепление изученного материала. Давайте поразмышляем: Ветер - друг нам или враг?

(Ветер необходим! Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок.)

11. Итог урока.

- Каким может быть ветер? (Самостоятельная работа - подчеркните верные слова)

(Северный, ураганный, сильный, зелёный, холодный, сырой, тёплый, пёстрый, порывистый, слабый, широкий, красный, пронзительный, лёгкий)

Давайте поделимся друг с другом новым, что вы узнали о ветре.

Что понравилось?

12.Домашнее задание.

Запомнить направления ветра.

Творческое задание: досочинить сказку про ветер.

СКАЗКА О ВЕТРЕ

Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Везде и всюду ветру радовались. Подует ветер с поля — аромат колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах цветов, травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей…

13.Выставление оценок.

Все вы были дружными, активными, проявляли ум, смекалку, творчество. И все заслуживают благодарности. Спасибо за урок!

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Подберите с детьми как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой, лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Ветер воет, завывает, 
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает, 
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник. 
Что он делает, бездельник, 
Ошалелый озорник?

Ветер, ветер, где ты был? 
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке 
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.
Много за день я успел.
Отдохнуть хочу от дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....