Тема "Воздух и его охрана" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по окружающему миру. 3 класс. Тема "Воздух и его охрана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_ego_ohrana._3kl.doc884.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 30.09.2021

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Студентка: Леоненкова А.М. 

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Воздух и его охрана

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель: создание условий для углубления знаний о составе воздуха и его основных физических свойств.

Задачи:

Дидактические:

  1. Углубить знания учащихся о составе воздуха.
  2. Выявить в ходе работы, какими свойствами он обладает;
  3. Развивать умение понимать из-за чего происходят загрязнения воздуха;
  4. Углубить в ходе работы знания  о мерах по охране чистоты воздуха.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знания учащихся о составе воздуха.
  2. Выявление в ходе работы, какими свойствами он обладает;
  3. Умение понимать из-за чего происходят загрязнения воздуха;
  4. Углубление в ходе работы знаний  о мерах по охране чистоты воздуха.

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники

План урока:

1. Этап мотивации (2 мин.)

         1.1.Привествие

        1.2.Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)

        2.1. Распределение по группам

        2.2. Выполнение теста

3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)

4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)

        4.1 Определение темы урока

        4.2 Определение цели и задач урока.

5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)

    5.1. Воздух как смесь газов

            5.1.1. Формулирование определения

            5.1.2. Работа со схемой

            5.1.3. Выполнение задания в рабочей тетради

5.1.4. Обобщение

   5.2. Свойства воздуха

            5.2.1. Проведение опыта, доказывающее прозрачность воздуха

5.2.2. Проведение опыта, доказывающее бесцветность воздуха

5.2.3. Проведение опыта, доказывающее отсутствие запаха у воздуха

5.2.4. Проведение опыта, доказывающее безвкусность воздуха

5.2.5. Работа с учебником стр. 46-47

            5.2.6. Просмотр видеоролика

5.2.7. Обобщение

5.3. Источники загрязнения воздуха

            5.3.1. Работа с рисунком

            5.3.2. Обобщение

5.4. Охрана чистоты воздуха

            5.4.1. Работа со статьёй учебника

            5.4.2. Обобщение

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

          Дидактическая игра «Найди ошибки»

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (2 мин.)

          Работа с рубрикой «Проверь себя»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

10. Домашнее задание

        Прогнозирование домашнего задания

   

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД 

1.1.Привествие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.  

1.2.Эмоциональный заряд

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней находится интересная формула.

(?+? = успех)

- Давайте подумаем, что же нам нужно сделать на уроке, чтобы добиться успеха?

(выбрать наиболее лучшие варианты из предложенных)

- Верно, мы должны быть старательными и внимательными, только тогда мы добьёмся успеха.

Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, пенал, рабочая тетрадь

Создание ситуации успеха

Фронтальная

П.1

П.1, Р.2, К1

Л.1, Л.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

2.1. Распределение по группам

- Давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке?

- Посмотрите на листочки, которые лежат на партах. На листочках изображено две колонки и слова посередине, которые нужно распределить по этим колонкам.

- Ребята, а что такое тело? Вещество?

(тело – любой предмет, живое существо, веществами называют то, из чего состоит тело)

- Чем тело отличается от вещества?

Для образца первые два слова мы сделаем вместе, а затем проверим, правильно ли вы сделали это задание.

- Давайте проверим выполнение задания все вместе. Молодцы, вы все выполнили верно.

-Вы отлично усвоили тему прошлого урока, молодцы.

Самостоятельное выполнение детьми теста Мыслительная дея – ть

Беседа

(Вводная)

Фронтальная

Распределение по группам

Фронтальный опрос

П.3

К.1, П.1

Л.1

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека. Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк.

- Зачеркните предметы, созданные руками человека.

 - На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

 - Какие предметы относятся к живой природе?

- К неживой природе?

- По первым буквам данных слов составьте слово.

- Какое слово получилось?

- К какой природе относится воздух?

- Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.

Отвечают на вопросы

Виноград, облако, звезда, дерево, улитка, хомяк.

Живая и неживая природа

Виноград, дерево, улитка, хомяк, облако, звезда.

Воздух

К неживой

Занимательный материал

Беседа

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

П.2, П.1

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Определение темы урока

-О чём же будем говорить сегодня на уроке? (о воздухе, его составе и физических свойствах)

 -Проверьте свои предположения.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 46-ой, прочтите тему и скажите, как эта тема связана с тем, о чем мы говорили только что?

-Как же  звучит тема нашего урока? (воздух и его охрана) Слайд

4.2 Определение цели и задач урока.

 - Какую цель вы перед собой поставите? (познакомиться ближе с понятием воздух)

- А какие учебные задачи вы поставите перед собой?

-Сравните ваши варианты с задачами учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 45-ой.

(узнаем о составе и свойствах воздуха, об источниках его загрязнения и способах охраны)

-Насколько они совпадают?

Определяют тему урока

Сверяют предположения по учебнику

Определяют цели и задачи урока

Беседа

Беседа

Работа по учебнику

Фронтальная

Презентация

Наблюдение

Фронтальный опрос

Самоконтроль

П.1, П.2

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Воздух как смесь газов

5.2. Свойства воздуха

5.3. Источники загрязнения воздуха

5.4. Охрана чистоты воздуха

5.1.1. Формулирование определения (стр. 46)

- Ребята, а как вы думаете, что же такое воздух? (варианты детей)

- Чтобы узнать это, я предлагаю вам обратиться на страницу 46-ую

- Прочтите первый абзац, что вы из него узнали? (варианты детей)

5.1.2. Работа со схемой

- Давайте посмотрим, какие же газы входят в состав воздуха и рассмотрим схему.

- Какие газы вы видите?

- Какого газа больше в воздухе? Меньше?

- Ребята, вы выяснили, что воздух это смесь газов. Но давайте выясним, какой же газ люди поглощают из воздуха?

-Для этого мы должны прочитать второй абзац учебника.

- Что вы узнали из него?

5.1.3.Выполнение заданий в рабочей тетради

- Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить задания в вашей рабочей тетради на стр. 27-ой. Прочитайте 1 задание и самостоятельно поработайте. Затем каждый из вас проверит друг друга. слайд

5.1.4. Обобщение

- Что же такое воздух? Какой воздух мы поглощаем при дыхании? Какого газа в воздухе больше? Меньше?

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,        

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.2.1. Практическая работа «Прозрачность воздуха»

- Ребята, а зачем нам нужен воздух?

- Может воздуха и не существует, давайте это проверим.

Проделаем опыт.

- Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.

- Что вы заметили?

- Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух.

- Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним.

- Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает?

- Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух?

- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

5.2.2. Практическая работа  

«Бесцветность воздуха»

- Посмотрите вокруг.

- Какого цвета шкаф?

- Какого цвета классная доска?

- А комнатные растения?

- А цвет воздуха как вы определите?

- Почему?

- Какой вывод можно сделать?

5.2.3. Практическая работа «Отсутствие запаха у воздуха»

- Поднимите руки те, кто из вас был в лесу, на море? Поделитесь своими впечатлениями Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- А какой запах имеет чистый воздух?

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем?

5.2.4. Практическая работа «Безвкусность воздуха»

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Есть ли какой-то вкус? Какое свойство воздуха вы открыли?

5.2.5. Работа с учебником стр. 46-47

- Давайте проверим ваши догадки, прочитайте 1-ое свойство на странице 46-ой.

- Вы правы были? Что вы поняли из прочитанного?

-Давайте узнаем, правильно ли мы вывели второе свойство, прочтите его под номером 2, пожалуйста.

- Так правильно мы выяснили или нет?

- Я предлагаю вам обратиться к 3 свойству. Прочтите

- Что же вы узнали из него?

-Верно, а вот с 4 свойством мы познакомимся вместе

5.2.6. Просмотр видеоролика

Опыт 1
– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
Что происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Почему это стало возможным?
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную тряпочку.
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха всё происходит наоборот.

5.2.7.Обобщение

- Ребята, о каких свойствах воздуха вы узнали?

5.3.1. Работа с рисунком

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что изображено на данном рисунке на стр.  48-ой? (нас лайде презентации)

- А как вы думаете, почему авторы учебника поместили сюда эту картинку. Как вы считаете, как она может быть связана с нашей темой урока?

- Только ли заводами загрязняется воздух? Чтобы это узнать я предлагаю вам прочитать статью из учебника на стр.48-49. После этого вы ответите мне на вопрос, чем же загрязняется воздух, кроме заводов и фабрик

- Прочитайте кусочек текста над фотографией на стр. 48 и 1-2 абзац на 49 стр.

5.3.2. Обобщение

- Итак, ребята, кто скажет, от чего же загрязняется воздух?

5.4.1. Работа со статьёй учебника

- А как вы считаете, можно ли бороться с загрязнениями воздуха?

- Давайте с вами узнаем, что сейчас делается для охраны чистоты воздуха.

- Прочитайте статью до конца на 49 стр.

5.4.2. Обобщение

- Что мы узнали, проработав этот вопрос?

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение задания в рабочей тетради

- Чтобы дышать.

- Все видно хорошо.

- Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть.

- Нет.

- Потому что он бесцветен.

- Воздух бесцветен или не имеет цвета.

- Да/нет.

- Да.

- Нет.

- Воздух не имеет запаха.

- Да/нет.

- Воздух не имеет вкуса.

- Завод и дым

- Заводы загрязняют воздух

Работа по учебнику

Беседа

Беседа

Работа по учебнику

Работа по учебнику

Работа с учебником

Работа с учебником

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Учебник

Рабочая тетрадь

Учебник

Учебник

Учебник

Рабочая тетрадь

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Дидактическая игра «Найди ошибки»

Я буду называть вам свойства воздуха, а вы должны будете посоветоваться со своим соседом по парте и хлопнуть в ладоши, если согласны с утверждением. Правильные ответы появятся на слайде

Воздух прозрачен?

Воздух имеет голубой цвет?

Воздух пахнет?

Воздух не имеет вкуса?

Воздух имеет форму круга?

Воздух плохо проводит тепло?

В состав воздуха входят газы, как: азот, кислород, углерод?

да

нет

нет

да

нет

да

да

Работают в парах

Парная

Презентация

Фронтальный опрос

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работа с рубрикой «Проверь себя»

- Ребята, я предлагаю поработать вам в парах и поиграть в игру «Учитель – ученик». Один человек из пары будет учителем, а другой учеником.
Задача учителя – спросить ученика по вопросам рубрики «Проверь себя».

Задача ученика – ответить на эти вопросы.

- Кто ответит на все вопросы, можете поменяться ролями.

- Посмотрим, как учителя провели проверку своих учеников. В конце я задам эти же вопросы и посмотрю, кто хорошо работал и был внимательным.

- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании ? Если затрудняешься воспользуйся учебником

- А на какой странице учебника можно найти ответ на этот вопрос? Скажи всем , пожалуйста (в учебнике на с.46)

- Перечислите свойства воздуха? (стр. 46-47)

- Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха всё происходит наоборот.

- Что способствует загрязнению воздуха? (стр.48-49)

- Ну и последний вопрос в нашей рубрике, что надо делать для охраны чистоты воздуха?

- Скажи нам страницу , пожалуйста.

(стр. 49-ая)

- Верно, на заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.

Работают в парах, распределяются по ролям «учитель», «ученик»

Работа в парах

Работа по учебнику

Беседа

Парная

Фронтальная

Учебник

Фронтальный опрос

Самоконтроль

Взаимоконтроль

П.1, П.2, П.3

П.1, К.1, Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? ( воздух и его охрана)

- Какую цель мы перед собой поставили? (мы должны были ближе познакомиться с понятием «воздух»)

- Что нам помогло достичь этой цели?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- С какими задачами мы справились?

- Над какими задачами (вопросами) вы хотели бы еще поработать?

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

Р.2, К.1, П.2

Л.2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

 - Оцените свои достижения на уроке ,дополняя фразы по очереди:

(слайд)

1. Для меня было открытием то, что…

2. Мне было интересно..

3. Мне было трудно…

4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Оценивают свои достижения, продолжая фразу

Прием «Продолжи фразу»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Какое домашнее задание вы себе запишите?  А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным?

- Предложенное домашнее задание показать на слайде

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Беседа

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс

Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...

Презентация по теме "Воздух и его охрана" к курсу "Окружающий мир" 3 класс.

Презентация к уроку  "Воздух и его охрана"  3 класс....

Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"

Данный конспект подходит для проведения уроков оуружающего мира в 3 классе...

"Охрана окружающей среды", 1 класс

Презентация наглядно позволяет детям  увидеть все проблемы экологии, возникшие в последние годы. а также поможет сделать вывод о том, как сохранить и сберечь природу....

"Охрана вод от загрязнений", "Охрана воздуха от загрязнений" (тесты).

Тестовые задания для проверки знаний по темам "Охрана вод от загрязнений" и "Охрана воздуха от загрязнений"....